Мертворождённый монстр Эгейского моря. Броненосец «Месудие». Турция

17

Месудие, что на турецком языке означает «Счастье», был броненосцем османского флота с центральной батареей и являлся одним из самых крупных кораблей такого типа, когда-либо построенных. Он был построен на Темзском металлургическом заводе в Великобритании между 1871 и 1875 годами.

Основное вооружение Месудие состояло из двенадцати 10-дюймовых (250-мм) орудий в центральной бронетанковой батарее. Корабль находился в плохом состоянии в течение большей части своей карьеры, но был капитально отремонтирован и модернизирован в Генуе. Он активно участвовал в Первой Балканской войне в ходе которрой был сильно поврежден греками.

Во время Первой мировой войны Месудие был торпедирован британской подводной лодкой B11 и затонул. Однако большая часть экипажа выжила, а многие орудия корабля были спасены и использованы для защиты Дарданелл.

Мертворождённый монстр Эгейского моря. Броненосец "Месудие". Турция

Содержание:

Конструкция

Месудие был разработан английским инженером Эдвардом Ридом, который взял за основу недавно построенный британский броненосец HMS  Hercules .

Мертворождённый монстр Эгейского моря. Броненосец "Месудие". Турция

Общие характеристики

Месудие имел длину 101,02 метра, ширину 17,98 м и осадку 7,9 м. Его водоизмещение составляло 8 938 метрических тонн в исходном состоянии. Корпус корабля был изготовлен из железа и имел таранную носовую часть. На борту была минимальная надстройка с короткой палубой бака и ют, а экипаж состоял из 700 человек.

Корабль оснащался одним горизонтальным двухцилиндровым двигателем и восемью угольными коробчатыми котлами, объединенными в пару труб на миделе. Мощность двигателя составляла 7431 лошадиные силы, а максимальная скорость — 13,7 узла. Однако к 1884 году из-за десятилетнего плохого обслуживания скорость снизилась до 10 узлов. Корабль мог перевозить до 600 тонн угля.

Несмотря на то, что «Месудие» был прежде всего пароходом, он также имел три мачты и парусное вооружение типа барка.

Мертворождённый монстр Эгейского моря. Броненосец "Месудие". Турция

Вооружение

Месудие был оснащен 12 10-дюймовыми 18-тонными орудий RML в центральной батарее, стрелявших через артиллерийские порты — по четыре с каждого борта, а также по две пушки могли вести огнь вперёд и назад.

Кроме этого на броненосце были установлены три 7-дюймовых орудия RML на верхней палубе, которые использовались в качестве среднего калибра. Для защиты от миноносцев в 1891 году были добавлены шесть 76-мм и шесть 25,4-мм QF-орудий.

Мертворождённый монстр Эгейского моря. Броненосец "Месудие". Турция

Броня

Броневая защита состояла из железных плит: максимальная толщина броневого пояса в центральной части корабля составляла 305 мм, уменьшаясь к оконечностям до 127 мм а затем и до 76 мм. Пояс уходил на 1,5 м ниже ватерлинии и на 1,2 м возвышался над нею, состоя из трех поясов средний пояс был самый толстый, верхний сокращалась до 254 мм, а нижний до 230 мм с сужением до 150 мм. Орудийную батарею защищали еще два пояса брони: нижний толщиной 254 мм, верхний — 178 мм.

История службы

Броненосец «Месудие» было заказано в 1871 году и заложен на верфи Thames Ironworks в Лондоне в 1872 году. Она была спущена на воду 28 октября 1874 года. Однако 15 сентября 1875 года сел на мель на реке Медуэй во время транспортировки в Чатем, что в Кенте, для установки оружия, однако был снят и добрался до завода.

Ходовые испытания на «Месудие» были проведены в декабре 1875 года, На момент ввода в строй корабль был крупнейшими казематными броненосцами своего времени.

В 1876 году «Месудие» стала флагманом Османской Черноморской эскадры, однако не участвовала в русско-турецкой войне, так как из-за отвратительного обслуживания корабль не мог выйти в море.

К середине 1880-х годов броненосный флот Османской империи находился в ужасном состоянии, что делало невозможным для «Месудие» выходить в море. Ее двигатели были повреждены ржавчиной, а корпус сильно загрязнен. Атташе британского флота в Османской империи оценил, что для подготовки пяти броненосцев к выходу в море потребуется шесть месяцев. Весь период экипаж «Месудие» составлял лишь треть от обычного. В 1886 году, когда отношения с Грецией обострились, флот был полностью укомплектован и готов к выходу в море. Однако ни один из кораблей не покинул порт, оказавшись в ремонте. Возможно, что к тому времени «Месудие» мог разгоняться до скорости немного более 10 узлов, но его неподготовленный экипаж не мог удерживать этот показатель в течение длительного времени.

Во время бездействия корабль Mesudiye претерпел небольшую модернизацию на верфи Терсане-и-Амире что в бухте Золотой Рог. В начале греко-турецкой войны в феврале 1897 года Месудие был признан боеспособным, как и другие крупные военные корабли Турции. 15 мая Месудие и несколько других военных кораблей пытались провести учения, что только подчеркнуло плохую подготовку экипажей кораблей.

 

Модернизация

После окончания войны правительство решило начать программу восстановления военно-морского флота. Первым шагом была реконструкция старых броненосных кораблей, включая «Месудие». Запросы предложений были отправлены на зарубежные верфи, и в октябре 1898 года верфь Ансальдо что в Генуе запросила разрешение на осмотр броненосца, после чего был заключён контракт на глубокую модернизацию корабля.

Месудие был отправлены в Геную в январе 1899 года и прибыли 28 января. В результате работ проведённых в Италии корабль был превращен в полноценный эскадренный броненосец начала 20 века, с вполне традиционной компоновкой.

Реконструкция корпуса включала урезание носовой и кормовой части, чтобы освободить место для установки двух орудийных башен с 230-мм пушками производства Виккерс. Хотя башни имели броню толщиной 230 мм, орудия так и не были установлены, вместо них были установлены деревянные макеты. Вместо старых нарезных дульнозарядных пушек была установлена батарея из двенадцати 150-мм орудий QF 45 калибра. В верхнюю батарею добавили шестнадцать 76-мм орудий QF. Также в состав противоминного калибра входили десять 57-мм орудий и пару 47-мм.

Средняя часть корабля была перестроена, чтобы вместить новую боевую рубку, защищенную броней толщиной 200 мм (7,9 дюйма). В результате увеличилось водоизмещение до 9 120 т в нормальном режиме и 9 710 т при полной нагрузке. Двигательная установка была полностью заменена на два двигателя тройного расширения и шестнадцать угольных котлов Никлоса, что позволило повысить мощность до 11 000 л.с. и скорость до 17 узлов. Экипаж увеличился до 800 человек. 15 марта 1904 года корабль успешно прошел ходовые испытания и вернулся в Константинополь.

Боевая служба

В 1909 году броненосец участвовал в первом за двадцать лет маневрах флота Османской империи в рамках программы реформ, инициированной британской военно-морской миссией в Турции. Начиная с июля 1911 года, «Месудие» присоединился к двум дредноутам «Хайреддин Барбаросса» и «Тургут Рейес» , четырем эсминцам и торпедному катеру для серии учений, кульминацией которых стал поход в Бейрут.

Флот вернулся в Константинополь, когда Италия объявила войну Турции. С началом итало-турецкой войны 29 сентября 1911 года, Месудие и остальной флот расположился у мыса Нагара, 2 октября и вернулись в Константинополь. После этого Месудие был приписан к резервной дивизии, в которую также входили восстановленный броненосец «Асар-и Тевфик» и торпедный крейсер «Берк-и Сатвет». Месудие не участвовала в боевых действиях во время конфликта, поскольку османский флот всю войну простоял в портах. Частично это произошло из-за роста напряженности на Балканах, который предвещал Балканские войны. Османы держали свой флот на базах, чтобы лучше подготовить его к неизбежному конфликту.

В октябре 1912 года Балканский союз объявил войну Османам, за месяц до окончания Итало-Турецкой войны. В это время «Месудие» был пришвартован у Бююкдере, что в районе Константинополя. В декабре 1912 года, османский флот был реорганизован. Месудие присоединился к недавно сформированной дивизии линкоров под командованием Рамиза Наман-бея. В состав дивизии также входили Хайреддин Барбароса, Тургут Рейс и Асар-и Тевфик. 15 ноября корабль был переведен в Бююкчекмедже, где присоединился к остальному флоту. Два дня спустя Месудие и Хайреддин Барбароса провели бомбардировки берега в поддержку османских войск, удерживающих линию Чаталджа. При этом бомбардировки не нанесли особенно значительного материального ущерба наступающим болгарам, однако подняли моральный дух Османской армии.

Битва при Элли

Корабли приняли участие в битве при Элли, первом надводном сражении с участием крупных военных кораблей,в котором участвовала Турция, со времен Русско-Турецкой войны.

16 декабря 1912 года, в 9:30, Османский флот вышел из Дарданелл. Малые корабли флота оставлись в устье пролива, а линкоры ушли на север, прижимаясь к побережью. Греческая флотилия, в которую входил броненосный крейсер «Георгиос Авероф» и три броненосца класса «Гидра», отошла от острова Лемнос, изменила курс на северо-восток, чтобы заблокировать продвижение османских линкоров.

Османские корабли открыли огонь по грекам в 9:40 с расстояния около 14 000 м. Пять минут спустя «Георгиос Авероф» обошёл османский флот, поставив турок в невыгодное положение, поскольку они оказались под перекрёстным огнем с двух сторон.

В 9:50 под сильным давлением греческого флота османские корабли совершили поворот на 16 градусов, изменили свой курс и направились в безопасный пролив. Разворот был выполнен неудачно, и корабли сломали строй, при этом перекрыв друг другу сектора обстрела. Хайреддин Барбарос, Тургут Рейс и Месудие получили несколько попаданий во время боя. К 10:17 обе стороны прекратили огонь, и Османский флот отошел в Дарданеллы. При подходе к проливам Месудие и Асар-и Тевфик заняли позиции для прикрытия отхода поврежденных броненосцев. Корабли прибыли в порт к 13:00 и перевезли раненых на госпитальное судно Resit Paşa.

Сравнение Османского и Греческого флотов в 1912 году; «Месудие» — третий снизу корабль с османской стороны


Сравнение Османского и Греческого флотов в 1912 году; «Месудие» — третий снизу корабль с османской стороны

Битва при Лемносе

В конце декабря османы начали кампанию набегов в Эгейском море пытаясь прервать снабжение островов, недавно захваченных греками. В конце декабря Османская армия начала планировать высадку на Тенедосе, который ранее был захвачен Грецией во время войны.

Месудие и вместе дивизией линкоров вышли из Дарданелл утром 4 января 1913 года. Однако операция была отменена после появления греческого флота. 10 января флот предпринял еще одну наступательную операцию, на этот раз с целью рейда на остров Имброс. После короткого, безрезультатного столкновения с греческими эсминцами флот снова отошел в безопасные Дарданеллы.

Восемь дней спустя началась еще одна операция флота, в результате которой произошла битва при Лемносе, второе крупное морское сражение войны. План Османской империи заключался в том, чтобы отвлечь быстроходный крейсер «Георгиос Аверов» от Дарданелл и таким образом вывести его из сражения. Эта операция была возложена на крейсер «Хамидие» который прорвался в Эгейское море, пытаясь вовлечь греческий крейсер в погоню. Несмотря на угрозу, исходящую от турецкого крейсера, греческий командующий не стал преследовать столь незначительную добычу. Таким образом турецкий план провалился.

Османский флот покинул Дарданеллы в 8:20 утра 18 января и направился к острову Лемнос со скоростью 11 узлов. Хайреддин Барбароса возглавил линию броненосцев, с флотилией миноносцев по обе стороны от строя.

Артиллерийская дуэль двух флотов, на дальней дистанции, продолжавшаяся два часа. Она началась около 11:55, когда османский флот открыл огонь с дистанции 8000 м. Турецкие броненосцы сосредоточили свой огонь на броненосном крейсере «Георгиос Аверов», который открыл ответный огонь в 12:00. В 12:50 греки попытались поставить кроссинг Т османскому флоту, но «Хайреддин Барбароса» повернул на север, и заблокировал греческий маневр. Примерно в это же время «Месудие» получила серьезное попадание, в результате которого были выведены из строя три его 150-мм орудия. Это повреждение в сочетании с неисправностью котла заставило османского капитана выйти из боя и отправиться в порт.

5 февраля «Месудие» поддерживал операции у Шаркёя в Мраморном море, обстреливая болгарские войска, оккупировавшие город. Это была последняя операция, проведенная кораблем во время войны; три дня спустя она не участвовала в высадке морского десанта на Шаркёй. Затем Османский флот провел оставшиеся месяцы войны в порту, пока в апреле конфликт не завершился перемирием.

Участие в Первой Мировой Войне

Как известно в начале войны Турция соблюдала нейтралитет. 6 сентября 1914 года «Месудие» был отправлен в Нару для защиты минных полей, охранявших вход в Дарданеллы. Ее поддерживали минный заградитель «Нусрет» и буксир «Интиба». Напряженность между Османами и Британским флотом, патрулирующим вход в Дарданеллы, нарастала до 5 ноября, когда Великобритания и Франция объявили войну Османской империи.

Иллюстрация рейда подводной лодки B11 в Дарданеллы, приведшего к затоплению «Месудие»


Иллюстрация рейда подводной лодки B11 в Дарданеллы, приведшего к затоплению «Месудие»

Утром 13 декабря британская подводная лодка B11 ​​под командованием лейтенанта Нормана Холбрука вошла в Дарданеллы. Около 11:30 он заметил Месудие на якоре и выпустил одну торпеду с расстояния 750 м. Торпеда попала в корму корабля и причинила ему серьезные повреждения. Что касается броненосца, то на «Месудие» заметили перископ лодки и попытались его обстрелять, прежде чем корабль перевернулся и затонул на мелководье.

Стоит отметить, что потери среди экипажа были небольшими. В результате катастрофы погибло всего 10 офицеров и 27 рядовых. В ходе спасательной операции были сняты 150-мм и 76-мм орудия, которые использовались для усиления обороны Дарданелл. Что касается субмарины B11, то она успешно прошла Дарданеллы и вернулась на базу. Капитан Холбрук был награжден Крестом Виктории за потопление Месудие.

Снятые 150-мм орудия Месудие были установлены на «Батарее Месудие» в Дарданеллах. Эти орудия сыграли свою роль в потоплении французского линкора «Буве» 18 марта 1915 года, сделав 8 попаданий по кораблю, одно из которых вывело из строя его переднюю башню, прежде чем он подорвался на мине и затонул.

Мертворождённый монстр Эгейского моря. Броненосец "Месудие". Турция

Подписаться
Уведомить о
guest

16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account