Сергей Махов. Royal Navy и служба тыла

12

Сергей Махов. Royal Navy и служба тыла

Статья с канала Сергея Махова (George Rooke) на яндекс-дзене.

Только недалекие люди считают, что на войне все решают смелость солдат и мудрость генералов. На самом деле войны выигрываются службами снабжения, ибо голодный солдат — плохой солдат, а армия без хорошо работающей службы тыла — просто партизанский отряд.

В принципе, эта банальная истина была понятна еще во времена флотов Древнего Мира, но не потеряла своей актуальности и сейчас.

В Королевском Флоте первые шаги к созданию службы тыла были сделаны Сэмьюэлом Пипсом, но Пипс более заботился о материально-техническом обеспечении, то есть это создание запасов ЗИПов, очередность постройки и списания кораблей, ремонтные мастерские, в том числе и плавучие.

Примером может служить плавание адмирала Рассела в Средиземное море в 1694-1695 годах. Когда стало понятно, что эскадра Рассела (гигантское количество в 88 вымпелов) будет зимовать у побережья Испании, а не вернется в родные воды, в Кадис были посланы до 4000 мастеровых, плотников, конопатчиков, парусных дел мастеров на 20 транспортных кораблях со снаряжением, необходимыми грузами, ЗИПами (испанским запасам не доверяли), и прочим-прочим-прочим, которые смогли наладить ремонт и кренгование кораблей на месте. Но вот снабжение провиантом было поставлено из рук вон плохо, а ведь такая армада В ДЕНЬ сжирала 70 баранов и 170 кувшинов вина (это цифры из официального отчета Рассела во время стоянки в Картахене). Причем эта цифра считалась совершенно недостаточной, Рассел в своих письмах Шрусбери и Вильгельму утверждал:

«если армия может кормить сама себя на чужой территории, то флот не может этого сделать, разве что — заняться рыболовством».

Проблемы со снабжением провиантом были очень большими. Провиант на королевских складах был обычно плохого качества, однообразный, и запасы его были невелики. И лишь к концу войны за Австрийское наследство пришедший в Адмиралтейство Энсон озаботился нормальной работой провиантской службы. Именно Энсон ввел градации по качеству у солонины — small beef, cargo beef, best mess beef. «Малая говядина» с жилами и большими прослойками жира считалась минимально приемлемого качества, «лучшая постная говядина» с одной-двумя ровными тонкими слоями жира считалась самой лучшей. В обязательный рацион моряка помимо солонины и окорока вошли

      • изюм
      • оливки и оливковое масло
      • овсянка
      • сало
      • сыр
      • горчица
      • фруктовый мармелад.
      • Чуть позже — квашеная капуста.

Стандартная поставка провианта на 30-пушечный фрегат, отправляющийся скажем из Даунса через мыс Горн к берегам Южной Америки (плавание длиной в полгода месяца) выглядел так: 60000 фунтов сухарей, 7637 фунтов солонины, 14200 фунтов окорока, 1900 фунтов сала, 3102 фунтов изюма, 300 галлонов овсянки, 210 галлонов оливкового масла, 2000 фунтов сахара, 640 галлонов солода, 400 фунтов горчицы, 30 галлонов фруктового (чаще всего — морковного) мармелада, 19 тонн пива, 642 галлона вина.

К началу XIX века питание еще более улучшилось. Адмиралтейство уже имело настолько раздутый бюджет, что могла высылать в точки рандеву целые флотилии снабжения, почти все время на кораблях в изобилии присутствовали свежее мясо, овощи, фрукты. В книжках, особенно О’Брайана, нам показывают забитых, полуголодных матросов, которые чуть ли не на карачках исполняют свой долг. В реале было «не все так однозначно». К примеру, кэптен Макдональд, во время своего плавания из Англии в Китай купил на островах Зеленого Мыса своей команде поросенка, чтобы побаловать матросов. Порося есть не стали, более того — матросы, у которых он стал любимчиком, так его раскормили, что в Китае он умер от ожирения. Согласитесь, поступок людей явно не голодающих.

Главное на что обратили внимание лорды Адмиралтейства начиная с Джервиса — это выбраковка некачественной продукции. Контролерам были даны просто диктаторские полномочия, но и их ответственность была тоже нешуточной — вплоть до смертной казни.

Если поставляемая продукция соответствовала стандартам Роял Неви — там ставился вот такой штамп или клеймо

Сергей Махов. Royal Navy и служба тыла

Это значило, что товар прошел сертификацию и принят на склады Королевского Флота. Это клеймо матросы в шутку прозвали crow’s foot — «воронья нога», и было оно сродни «Знаку качества» в советское время. Вообще, уже в 1757 году выбраковка пищи со складов Адмиралтейства составляла 1 (прописью — ОДИН) процент, а в 1804-м — 0.3 процента! Энсон вообще говорил в Палате Пэров, что

«моряки должны быть снабжены лучше всех в Британии и в мире.»

Вобщем главное, что удалось создать в Роял Неви — это эффективную закупку провианта при строжайшем контроле, изготовление полуфабрикатов при соблюдении технологии, и искоренение коррупции.

Французам/ голландцам и испанцам так и не удалось создать похожей модели. В войнах 1778-1782 и 1793-1815 годов французские экипажы были снабжены исключительно плохо. Как писали английские кэптены, захватывавшие французские корабли:

«они терпели нужду во всем. Мясо было проголклым, вино — забродившим, фруктов не было вовсе, а от протухших яиц шел такой запах, что вызывал рвотные позывы.»

Кстати, по алкоголю. В начале 19 века флоты можно было определить по алкгольным пристрастиям. US Navy — конечно же «Бурбон» (сразу вспомнинается песня «Наутилус помпилиус»), Royal Navy — ром. Французы и испанцы — красное вино. Голландцы — пиво. Русские — водка.

Сергей Махов. Royal Navy и служба тыла

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5abc934c9e29a229f18dbd4a/roial-nevi-i-slujba-tyla-62a5dbee3f68821d19f79a55?&

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account