Сергей Махов. Немного про испанский флот Золотого Века

17

И все таки, мне сто раз задавали вопрос — как же так получилось, что испанский флот, бывший в конце XVI века самым большим и самым сильным, уступил уже к 1610-м годам пальму первенства Голландии?
Ниже я попробую изложить попытку ответа на этот вопрос.

Сергей Махов. Немного про испанский флот Золотого Века


Содержание:

Первой причиной,и наверное самой важной стало творение Корнелиса Корнезоона ван Уитгееста

Он соединил две вещи — мельницу и лесопилку, и теперь энергия ветра заставляла пилы пилить бревна на доски. С 1597 года Голландия может выпускать на моря корабли как пирожки. Уже в 1601 году испанский министр Хуан Баутиста де Тассис обескураженно пишет: «Если мы построим 100 кораблей, то они выставят против них 400 своих, если мы построим больше, то они построят ещё больше; голландцы счастливы, даже если теряют по 10 своих кораблей за каждый потопленный наш». Таким образом за счет новой технологии русские со своими Т-34, ой… голландцы смогли резко увеличить численный состав своего флота. Таким образом голландцы могли позволить терять себе в сражениях больше, нежели противник.И это было очень важно, так как сырой флот голландцев сначала терпел поражения, ведь мы помним, что к концу царствования Филиппа II испанский флот был реорганизован, и смог нанести и англичанам, и французам, и голландцам несколько чувствительных поражений.

Примерно на это же время приходится и административная реформа флота. 13 августа 1597 года при Генеральных Штатах был создан Комитет по флоту, куда вошли представители пяти Адмиралтейств: Зеландии, Фрисландии, Норденкватера, Амстердама и Мааса.
А что же испанцы? Они продолжали строить корабли по старинке, без механизации производства, и поэтому безнадежно проигрывали в этой дредноутной гонке голландцам. Напрашивается вопрос — а почему испанцы тоже не ввели лесопилки? Ввели, но позже. Стоит понять, что все решилось практически за 5-8 лет, с 1597 по 1605 годы, и среагировать на этот вызов Испания просто не успела.
Также не успела она и с реорганизацией управления флотом. В «Неизвестной войне» мы отмечали, что все сентябрьско-октябрьские походы к Британии и Ирландии были не от хорошей жизни — деньги на эти походы выделяли только в мае, корабли подготавливались к походу два или три месяца, и выходили в море только в середине августа-начале сентября. А что же мешало сдвинуть сроки? Да очень просто! Мешал Серебряный Флот! Обычно он покидал Америку в апреле-мае, и приходил в июне-июле. Соответственно деньги на него и на его эскорт выделялись в феврале-марте! А нельзя ли было сдвинуть выход Серебряного флота либо к марту, либо к сентябрю? При той организации трафика — нельзя. Испанцы шли из Америки в Испанию через область Азорского максимума, Азорские острова были перевалочной базой на пути Серебряного Флота, но ведь Азорский Максимум — это постоянные антициклоны! И только в апреле-мае там довольно большое количество дней с хорошей погодой. В общем, чтобы сдвинуть эту систему, надо было менять пути следования из Америки в Европу, но о Гольфстриме тогда еще никто не знал.

Теперь причина вторая, не менее важная.

Принципы морской стратегии никто не отменял. Испанцы,завладев половиной мира, безбозжно растянули свои коммуникации. Поэтому численно большой флот Испании был раскидан по всему миру. И испанцы не могли собрать в метрополии единый мощный кулак, так как под угрозу сразу ставились обе Индии, Средиземное море, и воды Африки. Точно также парой веков позже хваленый Роял Неви проиграл войну за Независимость США — он не мог быть в каждом месте сильнее соперников.

Причина третья. Экономико-географическая.

Пути в Вест-Индию, именно как пути, а не плавание на авось, англичане и голландцы всерьез узнают в 1560-х годах, а вот пути в Ост-Индию — в 1592-м. И с голландской стороны у этого ужаса есть имя — Ян Гюйген ван Линсхотен (камрад alwin писал об этом). Он родился в 1563 году, был по происхождению голландцем, по вероисповеданию — протестантом, а по работе — секретарем португальского вице-короля в Гоа в период между 1583 и 1588 гг. В 1592 году он вернулся в Голландию, где через четыре года опубликовал живо написанную книгу Itinerario (вскоре вышло английское издание под названием «Описание путешествий в Ост- и Вест-Индии»). И тут выяснилось, что друг Линсхотен времени даром не терял: за пять лет в Гоа он, пользуясь своим положением секретаря вице-короля, скрупулезно скопировал португальские сверхсекретные карты, ну и вставил их вместе с красивыми гравюрами из местной индийской жизни в свою книгу. Причем карты были не просто карты, они содержали обозначения всех течений, глубин, островов и отмелей, то есть всего того, что необходимо для навигации. В общем, именно в 90-е годы у голландцев появились подробные карты путей в Индию
Это, с одной стороны, позволяет ударить по испанцам там, где коммуникации еще не защищены, а с другой — наладить (с учетом перечисленных уже факторов) бойкую торговлю с тамошними странами, вытесняя оттуда Испанию и Португалию.

Причина четвертая. Артиллерийская.

Испания поставила на бронзовые пушки. Они были хороши всем — легкие, долговечные, не разрывающиеся при выстреле. Была только одна проблема — цена. Плюс — медь и олово Испании приходилось возить аж из Чехии и Венгрии.
Голландцы, с началом мятежа напрочь отрезанные от меди и олова, решили перейти на чугунные пушки, благо под боком была Англия, где еще со времен Генриха VIII баловались опытами с чугунием (правда на свои корабли англичане все же сначала ставили бронзовые пушки). Но у чугунных пушек была большая масса и они были очень хрупкими, плюс — часто разрывались при выстреле, калеча прислугу и корабль. В результате примерно до 1590 годов голландские корабли проигрывали испанским в количестве и калибре орудий. Однако они все были вооружены, в отличие от испанских. Ибо в Испании корабли использовались и в военных, и в торговых предприятиях одновременно, и поэтому то сдавали свои пушки в Кадисский Арсенал, то загружали обратно, в зависимости от задач. Бронзовые орудия были штучным товаром, а чугунных орудий можно было производить много. Нет, не так. ОЧЕНЬ МНОГО. Испанцы испытали во время англо-испанской войны настоящий артиллерийский голод (пушки нужны и на кораблях, и для усиления фортов Индий, а бедная Венгрия тужится как дизель в Заполярье, но больше олова и меди, чем дает, дать не может), поэтому даже тайком закупали чугунные пушки в Англии. Но мы сейчас о Голландии. Так вот, примерно в 1600-1603 годах голландцы организовали и свое пушечное производство чугунных орудий, плюс — начали закупать их в больших количествах в Швеции. В Испании же самый большой Севильский артиллерийский завод мог давать ни много, ни мало — только 36 орудий в год. При потребности примерно такого количества В МЕСЯЦ.
Ну а голландцы… Голландцы к 1600-м научились ставить на небольшие в принципе корабли в 300-400 тонн до 40 орудий, то есть столько, сколько испанцы ставили на свои 1000-тонные корабли. В результате большие своры голландских Т-34, ой…. корабликов, вооруженные большим количеством не особо хороших (по сравнению с бронзовыми) пушек скопом имели нападали на одиночные Фердинанды и Тигры, ой… фактически галеоны и паташи Испании.

Источник — https://dzen.ru/a/XCqC7eorEQCrRb6S

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account