Сергей Махов. Бедственная история шведского флота. Часть 2

11

Сергей Махов. Бедственная история шведского флота. Часть 2

Небольшая, но интересная статья с канала Сергея Махова (George Rooke) на яндекс-дзене.

По данным из книги Lars O. Berg «Karolinsk flotta. Studier och tabeller Av förste arkivarie» (Каролинский флот. Исследования и таблицы от первого архивариуса).

К концу 1700 года шведский флот состоял из 39 кораблей, разделенных на 4 ранга. Эти корабли были 116-180 футов в длину, экипажи от 210 до 850 человек и несли от 46 до 108 орудий. Кроме того, было в наличии 13 кораблей 5-6 ранга, часто называемых фрегатами, 82-124 футов в длину, экипаж от 46 до 190 человек и 16-36 орудий. Из более легких кораблей присутствовали шнява, два бомбардирских галиота, 4 яхты, две галеры и более 29 транспортов, причем два из последних при желании могли быть переоборудованы во фрегаты.

К 1700 году Адмиралтейство запросило 113 056 риксдалеров на постройку 4 новых кораблей, из которых три планировались для Гетеборга (Западная эскадра). Всего же в 1700 году на Адмиралтейство было выделено 475 776 риксдалеров.

Главная проблема шведского флота была в том, что большое количество его кораблей было очень старыми. Из 39 линкоров на 1700 год 15 единиц имели возраст долее 20 лет, а еще 8 единиц – между 10 и 20 годами. Поэтому в 1701 году Адмиралтейство запросило дополнительно еще 22 500 риксдалеров на постройку одного 140-футового линейного корабля, несколько кораблей были признаны негодными для службы. Кроме того, надо было срочно построить еще 4 фрегата, поскольку с фрегатами ситуация была ровно такая же, на них требовалось 32 000 риксдалеров. Наконец, еще 22 000 риксдалеров требовалось на изготовление потребного числа бомб для флота (Карл, впечатлившийся действиями бомбардирских кораблей союзников при высадке у Гумбелека, хотел построить 12 бомбардирских кораблей). Но Ганс Вахтмейстер честно написал Карлу, что не хватает не только денег, но и древесины, поэтому вместо 12 было заложено всего 6 таких судов, а еще на 2 запасли древесину. Причем древесина эта пошла с того линейного корабля, который планировали заложить.

В 1702 году на постройку кораблей было запрошено 113 482 риксдалера. Планировалось заложить 2 линейных корабля, 4 бригантины и достроить те 4 бомбардирских галиота, которых начали строить в прошлом году. Но казначейство Швеции на 1702 год имело только половину запрошенной суммы. В результате строительство галиотов было приостановлено, вместо нового линейного корабля решили восстановить «Småland» (его тимберовка обошлась в дикую сумму, ¾ от нового), и спустили на воду 2 бригантины и 1 полугалеру.

1703 год. На постройку хотя бы одного нового корабля Адмиралтейство запрашивает 20 251 риксдалер, а всего на постройку судов – 66 000 риксдалеров. Получает 55 251 риксдалер, что позволило заложить один 70-пушечный корабль и полугалеру, а так же достроить 1 фрегат и 4 бригантины.

В 1704 году для достройки и спуска на воду линкора и фрегата требовалось 84 499 риксдалеров. За счет аннексий и контрибуций с Польши сумма эта была получена. Ободренное адмиралтейство на следующий год запросило 106 437 риксдалеров на 90-пушечный корабль, два корабля 4 ранга и 30-пушечный фрегат. Но деньги кончились, и на постройку кораблей не было выделено ничего.

Тем не менее, в 1706 году на воду были спущены 70- и 50-пушечный корабль, на которые ушло 53 583 риксдалера. На самом деле постройка их должна была обойтись в сумму гораздо большую – смета составляла 125 997 риксдалеров. Всего же флот получил в этом году 326 245 риксдалеров вместо запрошенных 542 850 риксдалеров. Где были взяты недостающие деньги на постройку кораблей? Да все очень просто. Чтобы где-то что-то прибавилось – надо это что-то где-то отнять. 90 000 риксдалеров были просто изъяты из содержания матросов и припортовой инфраструктуры (казармы, бани, склады, мастерские и т.п.).

То же самое проделывалось и в 1707, и в 1708, и в 1709 годах. В результате было построено 5 кораблей к тем трем, которые смогли спустить на воду в 1706 году.

Но этого было недостаточно, ибо флот продолжал материально стареть и изнашиваться. К тому же казначейство стало упорно снижать содержание флота, в 1720 году на флот было выделено всего 112 000 риксдалеров. В результате вот так корабельный состав выглядел в табличном виде.

Сергей Махов. Бедственная история шведского флота. Часть 2

Результат такой политики в деле корабельного строительства и оснащения подводит список кораблей, осмотренных Карлом Шелдоном.

Sverige — непригоден для использования в течение последних восьми лет — не стоит ремонтировать (ремонт будет стоить 3/4 стоимости нового корабля).

Victoria – не может выйти в море из-за гнилости уже три года.

Estland и Livland – на слом.

Wrangel – за десять лет стояния в стокгольмском порту фактически затонул на мелководье

«по нижней палубе едва можно ходить, шесть из 8 балок просто рухнули в трюм».

Halland – стоит в стокгольмском порту, но если отдать швартовы, нет уверенности, что он сразу не утонет.

Наконец, Konung Carl, флагман флота – фактически остов, поскольку все паруса и такелаж на нем банально сгнили, реи рухнули, а поставок из Риги более не предвидится.

Сергей Махов. Бедственная история шведского флота. Часть 2

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5abc934c9e29a229f18dbd4a/bedstvennaia-istoriia-shvedskogo-flota-62adce18cbd9197865cd32a1?&

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account