Семейство проектов пассажирских самолетов компании Miles Aircraft Часть 1
В октябре 1943 года – после отказа Министерства от проектов пассажирских самолетов X.11 и X.14 – в компании Miles сложилось мнение, что помимо политики приглашения к участию в конкурсах только определенного круга авиастроительных компаний, рекомендацию которым выдавал Комитет под председательством лорда Брабазона (Brabazon Committee), и что компания Miles Aircraft не получает приглашений из-за предубеждения со стороны руководства Министерства авиационной промышленности. По мнению руководства компании в коридорах Министерства с большим скепсисом относились к способности компании Miles Aircraft спроектировать и построить большой пассажирский самолет.
Для компании данное решение было, безусловно, неутешительным, но логика в нем была: контракты на постройку крупных самолетов предпочитали выделять компаниям, уже имевшим опыт постройки больших самолетов. Однако ради справедливости следует сказать, что у компании Bristol, выбранной для разработки и создания крупнейшего из самолетов, предложенных комитетом Брабазона, – трансокеанского Brabazon I, – после бомбардировщика-триплана Bristol Braemar крупнейшим построенным самолетом был бомбардировщик Bristol Buckingham, который был лишь немного большим, чем самолет-буксировщик Miles M.33 Monitor.
Поэтому казалось разумным принять официальную позицию (неприятие компании Miles в роли разработчика крупных пассажирских самолетов) и участвовать в конкурсах на создание гражданских транспортно-пассажирских самолетов лишь в нише машин небольших размеров. Но пока сведения о рекомендациях комитета Брабазона еще не были доступны и вместо того, чтобы дожидаться возможного приглашения компании к участию в конкурсе, конструктор Дон Браун по поручению руководства компании приступил к разработке проектов линейки гражданских самолетов. Крупнейшим в данном ряду должен был стать самолет класса вездесущего, но уже начинавшего устаревать Douglas DC-3 Dakota. Проекты самолетов данной линейки получили внутрифирменные обозначения M.51, M.54, M.56, M.59 и M.60.
Проект пассажирского самолета Miles M.51 Minerva
Первый проект этой серии – M.51 – был готов в конце 1943 года и представлял собой самолет, способный нести восемь пассажиров и двух членов экипажа. Как уже было ранее сказано, в компании Miles Aircraft с большим сожалением вспоминали историю легкого пассажирского самолета M.8 Peregrine, поскольку крупный заказ на производство учебных самолетов M.14 Magister привел к нехватке мощностей и вынудил отказаться от него. В результате отличный, но уже устаревший биплан de Havilland Dragon Rapide продолжал применяться в больших количествах. В компании было высказано мнение, что замена самолета этой категории является актуальной задачей.
Проект M.51 представлял собой цельнометаллический высокоплан, оснащенный двумя 295-сильными двигателями Gipsy Queen IV. Получившее ламинарный аэродинамический профиль крыло должно было быть оснащено выдвигающимися подвесными закрылками и шасси с носовой стойкой. Значения летных характеристик и дальности полета проекта самолета почти точно совпали с требованиями спецификации Brabazon 5b, выпущенной на самолеты данного типа несколькими месяцами спустя. В случае необходимости достижения более высоких значений скорости была предусмотрена установка двух 420-сильных двигателей Armstrong Siddeley Cheetah XV.
После завершения разработки проекта и до его представления Министерству авиационной промышленности случилось то, что предложение Министерства было выдано другой компании (в компании Miles не знали какая именно), которая разрабатывала проект самолета сходного класса и которая рассчитывала получить контракт без проведения конкурса. В компании Miles были потрясены, узнав, что они не одни были в той области, которую рассматривали в качестве источнику будущих прибылей. В компании Miles Aircraft предприняли все меры, чтобы представить проект M.51 руководству Министерства авиационной промышленности. В свою очередь два начальнику управлений Мнистерства вызвали Фредерика Джорджа Майлза и сделали ему встречное предложение. Они заявили, что знают, что Министерсво вскоре собирается разослать авиастроительным компаниям спецификацию на новый учебно-тренировочный самолёт для основной лётной подготовки. Подчеркнув, что компания Miles Aircraft специализируется в данной области, они предположили, что, если Фредерик Джордж Майлз согласится отказаться от проекта M.51, они в свою очередь не будут устраивать конкурс на учебный самолет. К сожалению Дон Брауна Фредерик Майлз согласился с этим предложением и проект M.51 Minerva никогда не был представлен Министерству и не был построен.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Miles M.51 Minerva [1]
Назначение: пассажирский самолет
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: два 295-сильных двигателя de Havilland Gipsy Queen IV
Размеры:
размах крыла 52 фута 0 дюймов (15,85 м)
длина 29 футов 0 дюймов (8,84 м)
площадь крыла 350 кв. футов (32,52 м²)
относительное удлинение крыла 7,7
профиль крыла – ламинарный профиль NACA
Масса:
пустого 4393 фунтов (1993 кг)
топлива (80 галлонов [364 л]) 600 фунтов (272 кг)
масла (8 галлонов [36 л]) 72 фунтов (33 кг)
экипажа 340 фунтов (154 кг)
оборудования 720 фунтов (327 кг)
пассажиров (8 человек) 1360 фунтов (617 кг)
багажа 240 фунтов (109 кг)
общая полетная 7725 фунтов (3504 кг)
удельная нагрузка на крыло 22,1 фунтов на кв. фут (107,9 кг/м²)
Летные характеристики:
крейсерская скорость на высоте 6000 футов (1829 м) 165 миль в час (266 км/ч)
скороподъемность 1190 футов в минуту (363 м/мин)
длина разбега и набора высоты 50 футов (15 м) 1860 футов (567 м/мин)
[1] версия с двигателями Cheetah имела ту же дальность полета, но крейсерская скорость увеличивалась до 190 миль в час (306 км/ч), а общий вес до 8450 фунтов (3833 кг)
источник: Don L. Brown «Miles Aircraft since 1925», стр. 266-268