Очередной материал из цикла «Если низяаа, но оооочнь хоца, то …». Схема совершенно не выход из положения – и шрусы и два поворотных моста будут безусловно к месту. Но к началу ВОВ в серийном производстве ведущих управляемых мостов для грузовиков как-то не наблюдалось. Делать из четырех мостов два управляемых, но не ведущих? Зачем вообще затевать дело – и так серийных машин с двумя ведущими мостами есть в наличии.
Однако имеется вариант. Перед войной на полигонах активно мучили старшего брата «тридцатьчтверки» – колесно-гусеничный танк А-20. Машинка в колесном варианте показала весьма неплохую проходимость и маневренность при схеме 8х6.
Почему бы не попробовать? Тем белее колеса будут получше, чем катки, при сопоставимой тяговооруженности. Вот и попробовал несколько лет назад — https://alternathistory.ru/plemyanniki-frankenshteina-universalnoe-kolesnoe-shassi-zis-samokhodnyi-artilleriiskii-divizion-krei
В результате получились плохие советы по поводу того как сломать два обычных грузовика, а из того что останется собрать необычный. Машина повышенной проходимости на базе узлов и агрегатов автомашины ЗиС-6. Грузоподъемность до 6 тонн. Колёсная формула 6х8. Три ведущих моста и один передний управляемый не ведущий мост.
Мосты располагать по вкусу.
Шины пулестойкие, нагло уворованные у БА-11, увеличенного размера с крупными грунтозацепами. Преодолеваемый подъём по грунту до 30°. В конце концов, в родственниках, хоть и дальних, но самый настоящий танк.
Силовой агрегат ГАЗ-203 ( 140 – 170 л.с.) или по его типу из двух двигателей ЗиС-5. Общая мощность последнего – 185 л.с. Стандартный «зисовский» двигатель был форсирован до 93 л. с. (с алюминиевой головкой — до 99 л. с.), в основном за счет увеличения степени сжатия и частоты вращения и улучшения наполнения цилиндров. Надежность его работы повышало дублированное зажигание — от магнето и от батареи. Свечи были экранированы, чтобы не создавать помех радиоприему. Коленчатые валы двигателей были соединены муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя был соединен тягой с правым бортом для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата.
Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Водомасляный радиатор имел две секции для раздельного обслуживания двигателей. Система охлаждения с водяным насосом общим для двух двигателей. В воздушной системе использовался воздухоочиститель масляно-инерционного типа. Для ускоренного пуска двигателей зимой применялся калориферный подогреватель, работавший от переносной паяльной лампы. Котёл подогревателя и водомасляный радиатор были включены в систему охлаждения. Пуск двигателей производился от двух соединённых параллельно электростартёров СТ-40 мощностью 1,3 л.с. (0,96 кВт) каждый или с помощью механизма ручной заводки.
За стандартной четырехступенчатой коробкой, стояла раздаточная коробка – двухступенчатый демультипликатор с прямой и понижающей передачами. Наличие реверса в демультипликаторе в сумме давало 9 передач вперед и 6 — назад, причём скорость заднего хода достигала 90 % от переднего. Далее крутящий момент передавался двумя карданными валами на проходные задние ведущие мосты, и одним на передний ведущий мост.
Для внешней связи использовалась дуплексная радиостанция 71-ТК-3 со штыревой антенной.
ЗиС-6/8.
Колёсная формула: 8×6
Двигатели:
- силовой агрегат ГАЗ-203 (140-170 л.с.),
- силовой агрегат ЗиС-205 (160-185 л.с.),
- двигатель рядный восьмицилиндровый ЗиС-101 (110-140 л.с.)
Снаряженная масса: 5430 кг
Грузоподъёмность: 6000 кг (на шоссе), 2500 кг (на грунте)
Максимальная скорость: 75 км/ч
Объём топливных баков: 305 л.