Племянники Франкенштейна. Универсальное колесное шасси ЗиС. Самоходный артиллерийский дивизион «Крейсер» 1941 год.
Для обеспечения эксплуатации и боевой устойчивости артиллерийского комплекса береговой обороны «Крейсер» весной 1941 года в мастерских Севастопольской ВМБ на базе узлов и агрегатов автомашины ЗиС-6 было создано универсальное колесное шасси повышенной проходимости. Грузоподъемность до 7 тонн. Колёсная формула 6х8. Три ведущих моста со сдвоенными колесами ( два задних и один передний) и один передний управляемый неведущий мост с одинарными колесами. Пулестойкие шины увеличенного размера имели крупные грунтозацепы. Проходимость машины повышали гусеничные цепи «оверолл», надеваемые на колеса задней тележки, и запасные колеса по бортам с возможностью их вращения( для бронетехники).
Силовой агрегат по типу ГАЗ-203 из двух двигателей ЗиС-5. Общая мощность – 185 л.с. Стандартный «зисовский» двигатель был форсирован до 93 л. с. (с алюминиевой головкой — до 99 л. с.), в основном за счет увеличения степени сжатия и частоты вращения и улучшения наполнения цилиндров. Надежность его работы повышало дублированное зажигание — от магнето и от батареи. Свечи были экранированы, чтобы не создавать помех радиоприему. Коленчатые валы двигателей были соединены муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя был соединен тягой с правым бортом для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Водомасляный радиатор имел две секции для раздельного обслуживания двигателей. Система охлаждения с водяным насосом общим для двух двигателей. В воздушной системе использовался воздухоочиститель масляно-инерционного типа. Для ускоренного пуска двигателей зимой применялся калориферный подогреватель, работавший от переносной паяльной лампы. Котёл подогревателя и водомасляный радиатор были включены в систему охлаждения. Пуск двигателей производился от двух соединённых параллельно электростартёров СТ-40 мощностью 1,3 л.с. (0,96 кВт) каждый или с помощью механизма ручной заводки.
За стандартной четырехступенчатой коробкой стояла раздаточная коробка(двухступенчатый демультипликатор с прямой и понижающей передачами ). Далее крутящий момент передавался двумя карданными валами на проходные задние ведущие мосты, и одним на передний ведущий мост.
Для внешней связи использовалась дуплексная радиостанция 71-ТК-3 со штыревой антенной, для внутренней связи — танковое переговорное устройство ТПУ-3. Бронирование : лоб – 30мм., борт и корма – 15-20мм, крыша – до 10мм.
Бронетранспортер. 8 десантников со снаряжением. Вооружение –ДШК 12,7-мм.
И второй вариант с башенной установкой пулемета.
Зенитная самоходная установка. Счетверенная установка из крупнокалиберных пулеметов ДШК калибра 12,7-мм.
Зенитная самоходная установка с 37-мм автоматической зенитной пушкой образца 1939 года 61-К. Масса орудия на станке со щитом -1500 кг. скорострельность — 120 выст./мин. Угол вертикального наведения, град : от −5 до +85°. Угол горизонтального наведения, град.: 360°. Щит с роликовой опорой на крышу боевого отделения.
Самоходная установка с 75/50-мм пушку Канэ. Углы горизонтального наведения: вправо — 85, влево — 85. Вес орудия на станке около 2000 кг. Вес башенной установки кругового обстрела 2800 кг.(Орудие на родном станки и башнеподобный щит с роликовой опорой на крышу боевого отделения). Фугасный снаряд обр.1907 г. Vo= 823 м/с, дальность 7869 м при +20°. Фугасный (толовый) зенитный Vо = 747 м/с, дальность 7686 м при +20°, 8418 м при +25° и 9150 м по трубке 28 секунд (+35°). Шрапнель пулевая с 22-секундной трубкой Vo = 823 м/с, дальность 6400 м по трубке. Шрапнель «Р» весом 5,75 кг V0= 738 м/с, дальность 7503 м при +19°41′ и 8967 м при +40°. Бронебойный снаряд на дистанции 915 м пробивает по нормали 117-мм броню. На 22.06.1941г. на Черноморском флоте – 22 орудия.
Самоходная установка, 102/60-мм (4″) пушка Канэ. Горизонтальный угол обстрела: влево- 25, вправо — 25. Вес орудия на станке – 5900 кг. В боекомплект 102/60-мм пушки входили снаряды: а) фугасный обр.1911 г. весом 17,5 кг в 5,0 клб, ВВ — 2,4 кг, взрыватель МР; б) фугасный обр.1915 г. весом 17,5 кг в 5,0 клб, ВВ — 2,1 кг, взрыватель МР; в) шрапнель весом 17,5 кг в 4,38 клб с 22-секундной трубкой или МТ-6; г) зажигательный весом 17,6 кг в 4,0 клб, снаряженный термитом; д) ныряющий весом 15,8 кг в 5,05 клб, ВВ —3,13 кг, взрыватель НВ; е) осветительный беспарашютный весом 15,08 кг в 4,7 клб с трубкой МТ-6. На 22.06.1941г. на Черноморском флоте имелось 30 орудий.
И вариант с башней бронеавтомоиля БА-10 с 45-мм танковой пушкой обр. 1934 г. и спаренным с ней пулеметом калибра 7,62-мм.