В начале 30-х годов ХХ-го века попытки, предпринятые Советским Союзом, приобрести образцы современной на тот момент бронетехники окончились неудачей. Представители американского конструктора Кристи и аглицкой фирмы «Виккерс» предложили своим коллегам из далекой России «прогуляться в сторону города Пекина и желательно все лесом». Короче, танк Кристи и В-26 «Виккерс 6-тонный» мы не получили. Осталось довольствоваться купленной в 29 году лицензией на танкетку «Карден-Лойд» МкVI и надеяться только на себя и свою танковую промышленность. На Харьковском паровозном заводе в это время начал серийно строиться новый маневренный танк, получивший индекс «Т-24».
Боевая масса Т-24 составила 18,5 т (удельное давление на грунт равнялось соответственно 0,51 кг/см²). Бронирование танка противопульное, служившее защитой на всех дистанциях от огня крупнокалиберных пулеметов. Толщина брони была оптимизирована и составила 20 мм для вертикальных плит и 8,5 мм для горизонтальных. Броневые катаные листы соединялись заклепками. В передней части они были наклонены под сравнительно большими углами к вертикальной плоскости, что дополнительно повышало их защитные свойства. Вооружение составляли 45-мм танковая пушка, установленная в шаровой опоре основной башни, и четыре 7,62-мм танковых пулемета ДТ. Пулеметы располагались в лобовой (справа от пушки) и кормовой частях основной башни, в малой башне и лобовом листе подбашенной коробки. Пушка могла вести огонь бронебойными и осколочными снарядами, а также картечью. Ее бронебойный снаряд имел массу 1,15 кг и начальную скорость до 710 м/с. Боекомплект состоял из 89 артиллерийских выстрелов и 8000 патронов к пулеметам. В боевой обстановке наблюдение велось через смотровые щели со стеклоблоками. Внешняя связь осуществлялась сигнальными флажками. Экипаж состоял из пяти человек: командир, наводчик, механик-водитель и два пулеметчика. Командир и наводчик размещались в основной башне справа и слева от пушки, а механик-водитель — в отделении управления у правого борта корпуса. Один пулеметчик находился слева от механика-водителя, а другой — в малой башне. Командир дополнительно исполнял обязанности заряжающего и пулеметчика.
Войсковая эксплуатация небольшой серии выявила ряд недостатков — как конструкции, так и схемы размещения вооружения. Трехъярусное расположение вооружения было признано нецелесообразным (что вращение главной башни неизбежно сбивало наводку малой), была изменена подвеска, установлен новый двигатель и перекомпоновано моторно-трансмиссионное отделение. Конструкторскую группу по доводке машины возглавил А. Морозов.
Несмотря на то, что получить лицензию на танк Кристи не получилось, ознакомится с его конструкцией советские представители, хоть и поверхностно, но смогли. При минимуме технических сведений изобразить своими силами колесно-гусеничный движитель не представлялось возможным. А вот подвеску можно было попробовать. Независимая подвеска с винтовой цилиндрической пружиной — один из первых вариантов индивидуальной подвески, которая впоследствии получила широкое распространение. Подвеска достаточно мягкая и надежная, она хорошо показала себя в эксплуатации. Недостатками ее являются повышенная склонность к колебаниям из-за отсутствия амортизаторов, несколько неудобное размещение шахт и сравнительно большой объем, занимаемый внутри корпуса. Последнее попытались устранить, используя штатные наружные пружинные амортизаторы Т-24, но из-за малого хода таких амортизаторов вернулись к шахтному расположению, из-за чего ширина танка увеличилась на 0,35 м (на старый корпус с закрепленными на нем шахтами наложили фальшборт, увеличив тем самым толщину бортовой брони). В использовании колес большого диаметра, предназначенных для колесного хода, по понятным причинам необходимости не было, и были использованы пять сдвоенных опорных катков диаметром 0,5 м на борт. За счет более плотной компоновки сократили длину моторного отделения на 30 см. и установили «вместо сердца пламенный мотор» М-5, дефорсированный до 400 л.с.
Коробку передач усилили и доработали. В результате максимальная скорость составила 38 км/ч, причем планетарная коробка передач позволяла изменять режим движения на 23, 10 и 2 км/ч, сохраняя возможность реверса на всех скоростях. Башню сместили назад, что позволило поместить люк механика-водителя на крыше корпуса и заменить лобовую конструкцию из нескольких расположенных под разными углами листов – одним, установленным под углом 45 градусов. Боковые листы надгусеничных коробов также установили под углом к нормали. Машина прошла государственные и войсковые испытания в 1931 году и под обозначением Т-30 была принята на вооружение РККА в 1932 году.
Тактико-технические характеристики Т-30:
Боевая масса, т — 18,75
Экипаж, чел. — 3+1 (мех.вод., наводчик, заряжающий + командир)
Длина, мм — 5680
Ширина, мм — 3190
Высота, мм — 2540
Броня, мм: 8,5–20
- Лоб, борт и корма 20
- Крыша, днище 8,5
Удельное давление на грунт, кг/см² — 0,51
Скорость (по шоссе), км/ч: 38 (42)
Запас хода (по шоссе), км — 220
Подъем, град. — 35
Крен, град. — 25
Ширина рва, м — 2,1
Высота стенки, м — 0,9
Глубина брода, м — 1,5
Двигатель: М-5, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 400 л.с.
Вооружение: пушка 45-мм образца 1930 г. (89 снарядов), пулемет ДТ 7,62-мм (3000 патронов) .
Пару лет модернизированная «двадцатьчетверка» будет все-равно вооружаться 37-мм пушкой, будет проводится доводка машины и эксперименты с башней. Году так к 1935-36 танк получит двигатель М-17 и лобовое бронирование доведут до 30-35 мм, борт до 20 мм. В Испании его обкатают, и у кого-то из будущих немецких танковых гениев уже тогда возникнут смутные подозрения. Тогда же начнутся работы по установке на машину 76-мм короткоствольной пушки, и в него впихнут башню от Т-28. Финны будут неприятно удивлены встрече с такой «радостью», а по результатам встреч танк получит экраны на броню, увеличив её толщину в лобовой части до 40-45 мм и борт до 35 мм, благо подвеска из пяти опорных катков изначально имела резерв для добронирования машины. Еще одним результатом станет новая башня с длинноствольной 76-мм пушкой Ф-34, а новые машины вместо экранирования будут выпускаться со сварным корпусом, изначально имеющим повышенное бронирование и торсионную подвеску.
Как результат — приведенная выше машина, и сражение под Прохоровкой (если оно будет) пройдет с другим результатом.