14

Продолжении визуализации, всех известных и не известных, проектов и опытных САУ СССР периода ВОВ.

Хетцер по-русски. САУ СУ-ИТ-76 ( И13.76-СУ ). Проект НИИ-13. СССР. 1942 г.

В апреле 1942 года с инициативой организации производства специальных противотанковых САУ выступил НКВ. Интересно отметить, что в задании па разработку эти САУ назывались «штурмовые противотанковые орудия», причем особо оговаривались следующие их особенности:
«1. Иметь возможно более низкий силуэт (желательно на уровне среднего роста человека)
2. Использовать наиболее дешевые узлы массово производимых легких танков, грузовых автомобилей и тракторов.
3. В качестве силовой установки иметь возможность установки серийно производимых автомобильных моторов, из числа хорошо освоенных промышленностью.
4. Иметь возможно меньшую численность экипажа, не свыше 3 человек.
5. Иметь вооружение, способное на дистанции 500 м пробивать броню толщиной 50 мм и более.
6. Броневая защита САУ должна обеспечивать надежную защиту машины от 37-мм противотанковых пушек с лобовых ракурсов на всех дистанциях действительного огня. Борта и корма САУ должны предохранять экипаж от пуль крупнокалиберных пулеметов, легких ПТР, а также осколков снарядов, бомб и мин.»

К работе над проектом САУ подключились конструкторские коллективы НИИ-13, МВТУ им. Баумана, НАТИ, ЦАКБ, Уралмашзавода, а также родственные предприятия из НКТП: завод № 592, ГАЗ, ОКБ 38 и ряд других.

Летом 1942 года НИИ-13 представил эскизный проект сразу нескольких вариантов истребителей танков на шасси из узлов легких танков Т-60 и Т-70. Проекты трех таких машин отличались друг от друга главным образом только вооружением. Особенностью этих САУ был бронекорпус малой высоты, изготовленный сваркой из катанных броневых листов толщиной — 35-15-мм. Располагавшаяся под большими углами наклона броня обеспечивала малочисленному экипажу (3 человека в линейной САУ или 4 человека — в командирской) неплохую защиту от огня немецких 37-мм ПТП и 50-мм танковых пушек с длиной ствола 42 калибра, то есть наиболее массовых пушек в немецкой армии вплоть до второй половины 1942 года. Двигатель и коробку передач предлагалось заимствовать от автомобиля ЗИС-5, причем предполагалось довести его мощность до 108 л.с. путем форсирования. Интересно было также то, что сравнительно малый размер боевого отделения не должен был утомлять экипаж при проведении длительных маршей, так как на марше крыша корпуса откидывалась в стороны в виде дополнительных бортов, открывая боевое отделение сверху. В то же время эти дополнительные борта служили защитой экипажу от пуль и осколков снарядов на марше.

Первая машина И13.73-СУ была вооружена 45-мм пушкой большой мощности, разработанной в НИИ-13 в 1941 году, которая была подобна принятой позднее на вооружение 45-мм пушке М-42.
Хетцер по-русски. САУ СУ-ИТ-76 ( И13.76-СУ ). Проект НИИ-13. СССР. 1942 г.
Вторая машина под обозначением И13.75-СУ была вооружена двумя спаренными 45-мм пушками, такими же, как и на первой машине.
Третья машина под обозначением И13.76-СУ вооружалась 76-мм «самоходным» орудием со стволом 50 калибров, которое было переделано в НИИ-13 из дивизионной пушки Ф-22.

Все артсистемы предполагалось снабдить специальной «вильчатой карданной рамкой облегченного типа» с противоосколочным щитком и телескопическим прицелом.

Проекты был рассмотрены на заседании техсовста НКВ и в октябре 1942 года для доводки артиллерийской части к работам было подключено ЦАКБ, а для отработки моторной группы — ОКБ-33 и КБ НАТИ.

Хетцер по-русски. САУ СУ-ИТ-76 ( И13.76-СУ ). Проект НИИ-13. СССР. 1942 г.


В декабре 1942 года доработанные проекты САУ представили на суд высших руководителей, причем машина, оснащенная 76-мм пушкой, очень понравилась лично И. В. Сталину, назвавшему ее «чрезвычайно интересной». И распоряжением ГОКО от 16 января НКТП и НКВ предписывалось изготовить и предоставить на испытания к 15 февраля опытные образцы двух боевых машин НИИ-13, которым присвоили условный индекс СУ-ИТ-45 и СУ-ИТ-76 (Самоходная установка — истребитель танков соответственно с 45-мм и 76-мм пушкой).

Но в начале 1943 года выяснилось, что с производством форсированных двигателей типа ЗИС-80 имеются трудности, а двухдвигательный агрегат ГАЗ-203, стоявший в танке Т-70, никак не встает в моторное отделение новых машин. Требовалось перепроектировать моторное отделение и коробку передач.

Правда, ожидалось, что вскоре либо завод «Двигатель Революции», либо Ярославкий завод вот-вот освоят выпуск дизелей В-3 или № 744, которые остро требовались для оснащения легких танков, САУ и арттягачей. Применение дизеля мощностью 150–250 л.с. при 1700–1800 об/мин, позволило бы увеличить до 45-25-мм толщину броневой защиты САУ. Но новые дизели освоены не были, так как в 1941–42 годах эти заводы были серьезно повреждены при налете немецкой авиации, а также испытывали острую нехватку квалифицированных кадров. Производство по лицензии в СССР американских дизелей мощностью 110–160 л.с. также еще не началось. Поэтому понятно, что проект СУ-ИТ-76, неоднократно перерабатывавшийся под разные двигатели, в срок закончен не был.

Кроме того, захват под Ленинградом и испытания нового немецкого танка Тигр, потребовал от проектировщиков предусмотреть усиление вооружения САУ. По рекомендации начальника ЦАКБ В.Грабина в машину установили упрощенную 57-мм пушку С-1-57 с баллистикой ЗИС-2. Расчеты показали, что простой заменой ствола в новой САУ не обойтись, требовалось изменить конструкцию установочных элементов. Поэтому изготовление опытной САУ в очередной раз приостановили вплоть до устранения отмеченных недостатков и согласования сроков, а бронекорпус несостоявшегося истребителя танков осенью 1943 года был передан московскому филиалу НИИ-48, где применялся в конце войны преимущественно в качестве цели для испытаний новых трофейных бронебойных боеприпасов.

Рисунки: Сергей Сыч
Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account