30 июля 2023 года, в сирийском Тартусе прошёл военно-морской парад, посвящённый Дню ВМФ России. В параде приняли участие, в том числе, корабли ВМС Сирии. На официальных кадрах минобороны РФ на несколько секунд «засветился» сирийский тральщик проекта 254 под названием «Хитин».
Содержание:
Что такое тральщик проекта 254?
После завершения Второй Мировой войны, ВМФ СССР столкнулся с острой нехваткой тральщиков. Параллельно с этим, советские моря были переполнены морскими минами. Необходимо было срочно разработать проект корабля, который был бы эффективен в борьбе с современными, для того времени, морскими минами. И этим кораблём стал морской тральщик проекта 254.
Тральщику пр.254 суждено было стать не только первым послевоенным кораблём, но и первым кораблём отечественного флота, выполненным полностью сварным (не на заклёпках). Мелочиться не стали и сразу приступили к строительству большой серии. Всего с 1948-го года до начала 60-х было построено 295 таких тральщиков! Таким образом, корабль проекта 254 стал самым массовым в мире.
Этот тральщик существовал в нескольких модификациях. Основные это: 254, 254К и 254М. Отличались они между собой незначительно: разным набором зенитных установок, грузоподъёмными устройствам и тд . Самым распространённым был проект 254К. Однако, этих кораблей было построено настолько много и они оказались настолько удачными, что по мере появления в составе ВМФ СССР новых проектов тральщиков, единицы проекта 254 переоборудовались под другие назначения. В основном из них делали КВНы (корабли воздушного наблюдения, а вы что подумали?), патрульные корабли и учебно-тренировочные станции.
Вооружение морского тральщика проекта 254К было простым. Помимо средств обнаружения и постановки морских мин, корабль нёс два бомбомёта, две 37-мм зенитные установки (ЗУ) В-11М и четыре 12,7-мм зенитные установки 2М-1.
Вернёмся к сирийскому «Хитину»
В 1959-м году Сирии былы переданы 2 советских тральщика проекта 254К: Т-815 и Т-825. Т-815 получил наименование «Ярмук». 6 октября 1973 года он был потоплен израильскими ВС у берегов Латакии.
Т-825 получил наименование «Хитин» (бортовой номер 504) и продолжает службу Сирийской Арабской Республике по сей день.
Т-825 был заложен 13 апреля 1955 года на ССЗ №363, нынешнем Средне-Невском судостроительном заводе. Спущен на воду 30 августа и введён в эксплуатацию 29 ноября 1955 года.
В 2012-м году «Хитин» прошёл классическую для ВМС Сирии модернизацию: 4 турельные 12,7-мм зенитные установки 2М-1 были заменены на 23-мм зенитные установки ЗУ-23-2.
Как мы можем видеть на фото, 37-мм ЗУ В-11М на корабле сохранились. Это настоящий раритет, ведь в составе нашего флота таких установок уже не сохранилось.
В целом, 68-летний кораблик выглядит прилично. Сирийцы умеют поддерживать свой флот даже в их тяжёлом положении.
Где сегодня можно встретить тральщики проекта 254 за границей?
Кроме Сирии, на экспорт эти корабли в разные годы поставлялись в такие страны, как Азербайджан (по разделу советского флота), Албания, Алжир, Бангладеш, Болгария, Египет, Индонезия, Ирак, Китай, Польша (две последние страны строили у себя по лицензии) и Украина (2 единицы достались по разделу ЧФ).
Википедия говорит, что ВМС Египта по сей день насчитывают 5 тральщиков проекта 254. Однако, каких-либо документальных подтверждений этому мне найти не удалось. Вероятнее всего, данные сильно устарели и уже не актуальны. Лишь разок проскакивала информация, что ещё «живы» египетские корабли пр.254 «Синай», «Ассиут» и «Дакхлия».
Так же не ясно, остались ли ещё эти корабли в составе ВМС Китая. Вероятнее всего, в силу большого числа построенных единиц этого проекта, какие-то тральщики могли сохраниться.
Выходит, на сегодняшний день гарантированно подтверждается наличие корабля проекта 254 только у Сирии.
Где можно было встретить тральщики проекта 254 в СССР?
Корабли данного проекта входили в состав всех советских флотов. Это и не странно, ведь как уже упоминалось, проект 254 был самым многочисленным в мире!
Советское военно-морское руководство высоко оценило характеристики этого проекта. Поэтому ещё с конца 50-х и вплоть до 90-х годов их начали переоборудовать в корабли другого назначения. При этом вооружение у них всегда оставалось прежним: только зенитные автоматы. В основном из тральщиков пр.254 делали корабли воздушного наблюдения, патрульные корабли и учебно-тренировочные станции. Таким образом, советскому флоту не пришлось заказывать новые проекты боевых единиц.
Современный патрульный корабль проекта 22160 заменил собой сразу несколько типов советских кораблей, построенных на базе тральщика проекта 254. Наш патрульник является кораблём воздушного наблюдения с мощными РЛС, а его скорость на 10 узлов выше, чем у советского корабля проекта 254. Современная артиллерийская установка АК-176МА в разы мощнее советской В-11М. В общем, замена старого поколения получилась более чем достойная!
Где сегодня можно встретить тральщики проекта 254 в России?
Все корабли проекта 254 из состава ВМФ России выведены в связи с моральным и физическим устареванием. До недавних пор, в резерве нашего флота находились 3 учебно-тренировочные станции: УТС-150, УТС-415 и УТС-433, которые были сделаны из тральщиков Т-79, «Всеволод Вишневский» и Т-814. Первое судно находится в Феодосии в составе ВМФ. Второе судно затонуло у причала в Севастополе во время шторма в 2017-м году. Третье село на мель возле причала в Донузлаве где-то в 2015-2019 годах. Их корпуса ещё не утилизированы. 26 декабря 2023 года УТС-150 легло на грунт в Феодосии у причала. Так закончилась история проекта 254 в составе отечественного Военно-морского флота, которая длилась ровно 75 лет…
Однако, два тральщика сохранились в гражданском виде. Как музеи и как учебные суда для подрастающих поколений. Это «Североморец» в Набережных Челнах и УТС-519 в Ростове-на-Дону.
Секрет долголетия «пахарей морей» проекта 254 заключается, в первую очередь, в его простой энергетической установке. Рядные дизеля 9Д оказались очень живучими. Их ресурс гораздо выше, чем у «Звезды», которую ставят на все последующие советские и российские тральцы.
Сегодня для военно-морского флота России строится серия морских тральщиков проекта 12700. Безусловно, по своим характеристикам это лучший корабль противоминной обороны в мире. Хотелось бы увидеть такую же огромную серию этих кораблей, как и советский проект 254!
Источник — https://dzen.ru/a/ZMga_aLDAklOiQL1