Самые оригинальные «маршрутки», которые военные собирались использовать для перевозки солдат
Интересная статья с канала «АвтоДвиж» на яндекс-дзене.
Переброска личного состава в нашей армии всегда была головной болью. Огромные просторы при отсутствии нормальной сети дорог и соответствующем климате так и не позволили создать военным универсальное транспортное средство. Поэтому под перевозку солдат у нас готовы были подогнать все, что окажется под рукой в нужный момент.
Для сравнения, сколько бойцов можно перевезти за раз, не прибегая к различным ухищрениям, я взял самый что ни на есть армейский автомобиль ГАЗ-66Б. Для пущего интереса в десантном исполнении с тентованой кабиной.
Итак, в стандартный кузов «шишиги» вмещался 21 человек. Коэффициент использования грузоподъемности при этом получался равным 1,1. То есть вес бойцов даже превышает на 10% технические возможности машины. И это, на минутку, лучший показатель среди всех машин, что будут сегодня рассмотрены.
Но военные прекрасно понимали: случись что, «кадровых» грузовиков им даже близко не хватит для массовой переброски личного состава. Поэтому они сразу же начали присматриваться к тому, что у них скорее всего окажется рядом.
И на первом месте в таком случае – колхозные «пятьдесят тройки». Их было реально много, и приобщить их в роли «маршруток» было вполне логично. Вместимость прямоугольного кузова самосвала ГАЗ-САЗ-53Б оказалась той же, что и у ГАЗ-66Б: в случае установки скамеек разместить на них удавалось 21 бойца. Правда, коэффициент использования грузоподъемности (КИГ) при этом не превышал 0,55.
Чего там еще полным-полно было на наших дорогах? Точно, самосвалов ЗИЛ! Хотя в то время самой распространенной модификацией был ЗИЛ-ММЗ-555 с кузовом лодочкой, который для перевозки людей не подходил от слова «совсем», военных это не остановило.
Вышеозначенный грузовик получил в свою платформу три ряда скамеек и стал 15-местным «салоном». Но даже с учетом еще двух пассажирских мест в кабине КИГ удалось дотянуть всего до 0,38.
Испробовав два самосвала, из которых безоговорочно победил тот, что с «прямоугольным» кузовом, военные решили, что неплохо бы испытать и еще одну машинку – МАЗ-503Б. Тем более, кузов у него выглядел очень вместительным.
Увы, но при всем желании внутрь платформы удалось усадить всего 21 бойца. А КИГ при этом и вовсе упал до 0,31 – худший показатель нецелевого использования из всех испытанных автомобилей.
Думаете, армейцы на этом остановились? Как бы не так! Положив поверх сборника ПДД, в которых был написан запрет на перевозку пассажиров в прицепах, приказ о том, что у них своя епархия, они взялись за автопоезда.
Первым в их руки попал седельный тягач ЗИЛ-130В1 с полуприцепом ОдАЗ-885. На его платформе удалось разместить 37 солдат. При этом КИГ достиг значения 0,52 – почти как у «пятьдесят тройки».
Воодушевившись подобными цифрами, военные испробовали на роль «маршрутки» и более серьезный по всем параметрам МАЗ-504 с полуприцепом МАЗ-5245. И их ожидания в плане вместимости оправдались – автопоезд смог за одну ходку перевозить до 46 бойцов. Вот только КИГ снова упал до 0,36, четко показав, что перевозка людей — это не про технику с большой грузоподъемностью.
А если серьезно, то в 1969 году были проведены испытания практически всех распространенных грузовиков на предмет перевозки личного состава. Лучшими оказались ГАЗ-52 и ГАЗ-63. Они смогли брать в кузов по 18 бойцов при вполне вменяемом КИГ – 0,76 у первого и 0,95 у второго. А ГАЗ-51 с 4-рядной «планировкой» платформы и вовсе был рассчитан на 24 человек с КИГ 1,08.
Неплохими оказались МАЗ-200 и МАЗ-500, которые взяли на борт по 40 человек с КИГ 0,60 и 0,56 соответственно. Интересно, что поэтому показателю они переплюнули даже «кадровых служак» – ЗИЛ-157 (21 человек, КИГ – 0,51), ЗИЛ-131 и Урал-375 (24 человека, КИГ – 0,52).
Больше всех среди одиночных автомобилей смог взять в кузов трехосный ЯАЗ – 44 солдата. Но КИГ данного 12-тонника оказался всего 0,38.
Впрочем, как ни крути, все эти испытания проводятся в мирное время. А во время реальной войны никто не будет смотреть ни на КИГ, ни на удобство размещения бойцов. Сколько влезет, столько и поедет.
А влезут все, как вот эти 30 человек, да еще и с двумя «станкачами» в кузове
ЗИС-5…