Пока некоторые носятся с тем, что они (на самом деле их предки, да и то только часть) были крещены неведомо когда, в России живет небольшой народ, который был крещен первым из всех российских народов.
Формально годом крещения Руси считается 988 г н. э. но поскольку Русь была большой уже тогда, разумнее говорить о начале крещения огромных пространств. В этом плане небольшие народности имели куда больше шансов на стремительное обращение в новую веру. Это было реализовано на примере удинов.
Об этом народе большая часть наших соотечественников вообще никогда не слышала. Между тем есть основания считать, что удины засветились уже в античные времена. Во всяком случае, греческие и римские историки в своих трудах говорят о каких-то народах, в которых можно заподозрить удинов.
В современном научном понимании удины относятся к нахско-дагестанским народам, к их лезгинской ветви. Их происхождение связывают с таким государством древнего Кавказа как Кавказская Албания. Вроде бы о неких «утиях» говорил еще Геродот, но в свете того, что сатрапия, к которой они относились, находилась вообще на территории Белуджистана, скорее всего, речь идет о случайном созвучии.
Шестью веками позже, в I в. н. э. Плиний Старший говорил о каких-то «удини», живущих намного ближе к нынешним местам обитания – рядом с Кавказской Албанией. Как бы там ни было, но предполагается, что предки удинов жили примерно на территории нынешнего Дагестана в прикаспийской его части.
Древние историки относили удинов к скифам, но у греков и римлян и с географией были пробелы и еще больше – с этнографией. Им было ясно, что на северо-западе живут галлы, на севере — германцы, а на северо-востоке – скифы. Картина примитивная, но ковыряться в варварах римляне не любили. У реальных же удинов никакого иранского влияния в языке не обнаружено, что было бы неизбежным, если бы они имели хотя бы частично скифское происхождение.
Как бы там ни было, но та часть Кавказской Албании, которая именовалась «Утик», связывается именно с удинами. Правда, находилась она не в приморской части Дагестана, а в другой части Кавказа, но миграции еще никто не отменял, да и сейчас удины живут далеко не в одном месте. А в таком бойком месте как Кавказ, разные народы и племена постоянно теснили друг друга то в одно, то в другое место.
Да и сама Кавказская Албания была крайне неоднородной. Если верить Страбону, она представляла собой объединение 26 народов, говорящих на разных языках. Собственно, это более чем вероятно, поскольку на Кавказе вообще очень неоднородная языковая среда: армяне не понимают грузин, грузины не понимают осетин, а нахско-дагестанские народы не понимают никого из вышеперечисленных, да и друг с другом не всегда находили языковое сходство.
Что касается принятия удинами христианства, то как оно выглядело на самом деле доподлинно неизвестно. Все сведения об этом распространялись самими христианскими деятелями, которые очень сильно смахивали на фанатиков, видящих только собственную правоту. Неудивительно, что их сведения обнаруживают много общего со сказками, которые, если их удается проверить, почти никогда не совпадают с реальным положением дел.
Но если отбросить в сторону басни и предания, то можно будет сказать что христианство добровольно (или добровольно-принудительно) начинает распространяться среди удинов в конце IV века н. э. Первой христианство принимает племенная верхушка удинов.
Со временем сформировалась Албанская церковь, сохранявшая независимость, но в середине V века кавказские церкви сначала то сближались византийской, потом порвали с нею, итогом чего стало то, что только армянская и албанская церкви остались на позициях монофизитства. В итоге они обе срослись, и теперь большая часть удинов является прихожанами армянской церкви.
Естественно, переход в христианство не способствовал сохранению исконных традиций и мировоззрения, а слияние церквей не способствовало сохранению собственного языка. Остались только некоторые реликты языческого и зороастрийского прошлого. Собственной письменности у удинов нет. Вернее, в качестве ее эквивалента используются локальные варианты, основанные на кириллице или латинице. Большая часть народа прекрасно владеет другими языками, что тоже способствует вытеснению удинского.
Сейчас в мире осталось только около 10 тысяч удинов, хотя в былые времена они были значительно многочисленнее. Сказывается многовековая ассимиляция. В числе самых недавних событий можно отнести армяно-азербайджанский конфликт, в котором удины пострадали, как прихожане армянской церкви.
Часть из них стала беженцами, расселившись по соседним государствам, оставшиеся же уверенно ассимилируются, хотя правительство Азербайджана и не признает этого. В России сейчас живет около 4 тысяч удинов, основная масса которых обретается в местах своего исторического проживания – на Северном Кавказе. И пока они будут живы, можно с уверенностью говорить, что жив и самый древний носитель христианства на территории нашей страны.
Источник — https://zen.yandex.ru/media/eqvator/samye-drevnie-hristiane-rossii-5e534828718cf95620ff7cb5