Морская авиация России и СССР неразрывно связана с деятельностью российского и советского авиационного конструктора Дмитрия Павловича Григоровича. Григорович заслуженно входит в плеяду пионеров российской авиации, тех самых инженеров-первопроходцев, которые когда-то смело взялись зо новое и неизведанное дело по проектированию самостоятельных летательных аппаратов. Уже в первые годы своей практической деятельности Григорович специализировался но создании гидросамолетов для оснащения авиации Военно-морского флота. Его летающие лодки М-5 и М-9 для своего времени обладали неплохими техническими характеристиками и обоснованно считались одними из лучших образцов летающей техники.
В послереволюционный период Григорович продолжал работу в области гидроавиации, кроме этого участвовал в создании первых советских истребителей, бомбардировщиков и пассажирских самолетов. Впрочем, далеко не все проекты и замыслы конструктора завершались полным успехом. Причиной тому были не только профессиональные качества Дмитрия Павловича, но и его весьма непростой характер, определивший сложные отношения с представителями руководства государства и промышленности. Достаточно упомянуть тот факт, что Григорович является одним из немногих конструкторов, которые в советский период не были удостоены правительственных наград. Хотя проявления благосклонности власти по отношению к нему наблюдались (вручение почетной грамоты, досрочное освобождение из тюремного заключения).
Несмотря на значительность личности Григоровича и огромный вклад, внесенный им в становление советской авиапромышленности, в современной историографии он представлен весьма слабо и неубедительно. Его практическая деятельность достоверно и в полном объеме не описывалась, о некоторых его разработках ничего не было известно, а обнародованные в печати исторические эпизоды обладали многими неточностями и противоречивыми моментами.
И вот, накануне предстоящего 130-летия со дня рождения конструктора, вашему вниманию предлагается серия статей, подготовленная известным историком авиации Михаилом Масловым.
В НАЧАЛЕ ПУТИ
Дмитрий Павлович Григорович родился в городе Киеве в 1883 г. Его отец — Павел Дмитриевич Григорович — работал учетчиком на сахарном заводе. Мать — Ядвига Константиновна растила пятерых детей. Позднее, в соответствии с правилами, принятыми в СССР, при оформлении документов указывалось, что Д.П. Григорович по происхождению является выходцем из трудовой интеллигенции. Бытующее ошибочное предположение, что он происходил из старинной морской семьи, также имело некоторые основания, хотя и отдаленные. Знаменитый своими морскими рассказами писатель XIX века Дмитрий Васильевич Григорович являлся не таким уж дальним родственником и приходился Дмитрию Павловичу двоюродным дядей. Что же касается российского морского министра И.К. Григоровича, то вот он был всего лишь однофамильцем.
В поисках лучшей доли Григоровичи несколько раз меняли место жительства. Известно, что глава семьи, Павел Дмитриевич, одно время работал в Туле. Затем, в 1890 г., по причине болезни туберкулезом старшей дочери Марии, семейство перебралось в Крым, в Балаклаву. Несколько лет жили в Крыму и Дмитрий именно здесь, в Севастополе, первое время учился в реальном училище. Затем Павел Дмитриевич получил должность чиновника интендантства военного ведомства, и Григоровичи вернулись в Киев.
По свидетельству сестры Дмитрия — Марии Павловны Вышеславцевой* — единственным средством семьи к существованию было жалованье отца. Тем не менее, все дети получили высшее образование, кроме одного из братьев, Михаила Павловича, который был призван в 1914 г. в армию (он не закончил юридический факультет) и стал морским летчиком. В отношении своего брата Дмитрия Мария Павловна засвидетельствовала, что в детстве он отличался усидчивостью, очень много читал, быстро все схватывал. Был в ладах с инструментами, столярничал, например, лично изготовил в подарок матери кухонный буфет.
После переезда семьи в Киев Дмитрий продолжил обучение в Киевском реальном училище. Затем поступил в Киевский политехнический институт, который окончил в 1909 г. Перед защитой диплома, в течение двух семестров, он прослушал курс университетских лекций в бельгийском Льеже, от своей группы не отстал, диплом защитил одновременно со своими однокурсниками и получил звание инженера-технолога механического производства.
Еще в годы обучения в институте Дмитрий Григорович увлекся авиацией, чему в немалой степени способствовала организация в Киевском «политехе» в 1909 г. воздухоплавательной секции. Позднее сам конструктор утверждал, что он начал свою деятельность в авиации с 1908 г. Именно тогда он приступил к постройке аэроплана собственной конструкции. Средства на постройку этого первого самолета составило наследство, полученное отцом в 1908 г. в сумме 3000 рублей. Постройку первого самолета начал у себя в комнате, сборка производилась в сарае в 1909 году.
Первая жена Григоровича, Надежда Семеновна Сукневич, вспоминала:
«Мы оба были увлечены авиацией, и тогда впервые у него зародилась мечта о создании аэроплана своей конструкции. Близ Политехнического института он снимает сарай и приспосабливает под ангар. Рядом Сикорский (у которого много денег) строит шикарный ангар. Первый аппарат Дима строил из бамбука. Мы жили впроголодь, но наша комната была завалена бамбуком, моторами, частями и прочим».
В приведенной выше цитате предельно откровенно сказано:
«Мы жили впроголодь…».
Для постройки машины нужны были деньги, немалые по тому времени для Дмитрия Павловича. Поэтому завершить работу не удалось. Об этом в прессе напишут следующие строчки:
«Замечательный аппарат молодого инженера Григоровича подвергся общей участи всех русских изобретений — он не мог быть достроен из-за отсутствия средств».
Через год Григорович совместно с Ильницким строит очередной самолет, который весьма напоминает распространенный тогда моноплан Блерио-XI. По-видимому, использовались какие-то детали и материалы от предыдущей разработки. Испытания этого аппарата начались 10 января 1910 г. а в период с 16-го по 29 января самолет Григоровича и Ильницкого участвует в воздухоплавательной выставке, организованной в Киеве. Выставлялись там также аэропланы Сикорского и Былинкина. Этот успех имел большое значение в становлении Григоровича как авиационного инженера: он поверил в свои силы и в реальную возможность создавать новые, жизнеспособные конструкции. К тому же успех создал ему и определенную рекламу — на молодого конструктора обратил внимание известный киевский богач и любитель авиации Терещенко, предложивший Дмитрию Павловичу финансовую и экономическую помощь.
Следующие два самолета (иногда их обозначали как Г-2 и Г-3) Григорович строит в мастерских Терещенко, причем сборка последнего не была доведена до завершения. Причин тому имелось несколько. Терещенко считал себя знатоком авиации, а так как он финансировал разработки, то считал своим долгом давать руководящие указания и напрямую вмешиваться в работу. Дмитрий Павлович являлся личностью самостоятельной, обладал твердой волей и независимым характером. Поэтому очень скоро пути мецената и конструктора разошлись.
Между тем, молодой инженер уже не мыслил своей дальнейшей жизни без авиации. Поэтому он решил отправиться в Санкт-Петербург, в то время крупнейший авиационный центр России. Начался новый период его жизни.
* — Написано 1 августа 1951 г., хранится в музее Н.Е.Жуковского
источник: Михаил Маслов "Самолеты Дмитрия ГРИГОРОВИЧА" "Авиация и космонавтика" 04-2012