Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Скоростной пассажирский самолет ЗИГ-1 (ПС-89). СССР».
Очереднадцатая неудачная попытка экранизации булгаковского «Мастера и Маргариты» – от Бортко запомнилась врезкой документальных кадров изящного пассажирского самолета, якобы везущего Лиходеева в Москву. Самолет был действительно настолько стилен, что сразу обратил на себя внимание, хотя в отечественной авиационной литературе назвать его популярным нельзя. Чего там «популярной», даже в справочнике самолетов «Гражданского флота» за 1938 г. его нет…
Парадоксально, но в середине 30-х годов самолет, чаще всего известный под именем ПС-89 (пассажирский самолета 89-го авиазавода, а до того назывался «ЗИГ-1» – 1-й самолет завода имени Гольцмана), считался флагманом «Аэрофлота». Он был даже изображен на наградных значках, которые получали пилоты «Аэрофлота» за налет 1 млн км.
И в то же время – было выпущено всего 8 экземпляров. Самолет считался скоростным, но имел такие «анахронизмы», как неубираемое шасси, зашитое в обтекатели-штаны. Более того, если почитать прессу тех лет, то кто только не объявлялся его «отцом»: «ЗИГ-1» строился под непосредственным руководством директора завода тов. Балуева», … «строился «ЗИГ-1» под руководством инженера Сперанского».
Интересно, что когда современная историческая пресса рассказывает о «ЗИГ-1», эти фамилии уже не упоминают. Зато возникла фамилия французского авиаконструктора Лявила – как автора проекта, якобы наделавший многочисленные «огрехи» – тесная кабина пилотов с плохим обзором, тесный пассажирской салон, неубираемое шасси и т.п. – «у победы много отцов, а поражение – всегда сирота». Почему бы не свалить на француза?
Однако при внимательном взгляде причина неудачной судьбы ПС-89 оказывается довольно простой – во время испытаний первого опытного самолета вместе с экипажем погиб инженер Кулев, которого тогдашняя пресса практически всегда называла «главным инженером» самолета.
Характеристика на Кулева, Александра Васильевича
т. Кулев родился в 1900 г. в деревне Костромской губ. в крестьянской семье. В 1919 г. был призван в Красную армию, во время пребывания в которой закончил рабфак и после демобилизации поступил в Ленинградский институт Путей Сообещний. В 1930 г. окончил институт, ф. Воздушных сообщений.
После окончания института работал на опытных заводах ГУАП в должности инженера-конструктора.
На 89-й завод поступил в 1934 г.
т. Кулев поступил на завод в тот момент, когда самолет ЗИГ-1 был еще в зародыше и когда еще не было конструкторского бюро, способного спроектировать самолет.
т. Кулев с первых дней своей работы приступил к организации конструкторского бюро, которое им с помощью администрации завода было организовано.
Все рабочие чертежи по самолету были выпущены под непосредственным руководством т. Кулева…
Главному инженеру завода
Нач. констр. бюро Кулева А.В.
Рапорт
Настоящим прошу внести ясность в отношения моих обязанностей и ответственности по выполняемой работе. Я неоднократно докладывал о ходе работ по конструкторскому бюро и той роли, которую занимает в ней главный конструктор – Лявиль. Как-то само по себе получилось, что после моего прихода на завод (а я пришел тогда, когда, кроме картинок ничего не было), что все руководство практически перешло ко мне. Я, лояльно, на первых парах, ставил Лявиля в известность о всех делах, но, примерно, с сентября до января, он так мало уделял внимание самолету, что это оказалось лишним.
После известного Вам разговора с Лявилем и предупреждения, Лявиль с января стал почти ежедневно бывать на заводе, но его руководство по ЗИГ-1 от этого не улучшилось. Он предпочитает заниматься рисованием новых эскизов (на конкурс, машина Морсеверо-пути и т.д.), но самолет проектировался практически без его участия…
…
… Избавьте меня от никому ненужной надстройки с фиктивным подчинением Главному конструктору.
Этот вопрос … главным образом будет отражаться на скорейшем и успешном выполнении стоящих перед конструкторским бюро задач.
/Кулев/
Газета «Правда»
Новый скоростной пассажирский самолет
В прошлом году завод гражданских самолетов пригласил меня, как своего старого рабочего, сделать доклад о спасении челюскинцев. После доклада директор завода тов. Балуев рассказал мне, что заводской коллектив решил построить новый самолет «ЗИГ-1», который сможет удовлетворить все технические требования для работы в условиях Арктики.
«ЗИГ-1» строился под непосредственным руководством директора завода тов. Балуева, главного конструктора тов. Кулева, ведущего инженера тов. Сперанского и парторга тов. Захарова. Работы велись подлинно ударными темпами. В результате за короткий срок Гражданский воздушный флот получил прекрасную скоростную пассажирскую машину….
Герой Советского Союза М. Водопьянов
Газета «За индустриализацию»
Самолет «ЗИГ-1»
Самолет «ЗИГ-1» представляет собой дюралевый моноплан, рассчитанный на 12 пассажиров, пилота и бортмеханика. Максимальная расчетная скорость – 300 км в час. Крейсерская скорость – 265 км в час. На самолет поставлены два мотора «М-17» мощностью по 500 лош. сил каждый. Ни для кого не секрет, что эти моторы теперь устарели. Если бы в распоряжении конструкторов были более современные двигатели, самолет без всякого труда мог развивать не менее 370-380 км в час…
Машина идеальна в своей обтекаемости. Обшивка клепана «впотай». На теле фюзеляжа – ни одной выступающей детали. Вы не увидите даже дверной ручки. Факелы и те спрятаны, они высовываются лишь когда пилоту нужно. Очень хорошо скрыты в оригинальных капотах и сотовые радиаторы.
Новый самолет представляет пассажиру много удобств. «Потолок» кабины настолько высок, что позволяет стоять во весь рост. Против каждого сидения – окно. Кабина хорошо освещается ночью и вентилируется. Пассажир имеет полную возможность читать или писать…
Серийное производство самолетов «ЗИГ-1»
Два месяца назад на Щелковском аэродроме в числе других опытных машин руководителям партии и правительства был продемонстрирован скоростной пассажирский самолет «ЗИГ-1», построенный на заводе им. Гольцмана…
«ЗИГ-1» — цельнометаллический моноплан с низко расположенным крылом, выполненный из кольчуг-алюминия. В просторной кабине у каждого из двенадцати пассажирских кресел – электролампа, вентилятор, радионаушники…
Сейчас на заводе им. Гольцмана приступили к серийному производству «ЗИГ-1». В 1937 году самолеты «ЗИГ-1» будут курсировать на внутренних и международных воздушных линиях СССР.
Катастрофа с гражданским самолетом
МОСКВА. 1. (ТАСС) 29 ноября в 3 с половиной часа дня над Москвой, в районе Хорошевского шоссе за мостом окружной железной дороги произошла катастрофа с гражданским самолетом «ЗИГ-1», находившимся в последнем заводском испытательном полете.
Во время катастрофы погибли находившиеся на самолете начальник опытного цеха завода имени Гольцмана тов. Сперанский, конструктор самолета т. Кулев, сотрудник научно-исследовательского самолетного института Граждвоздухфлота инженер т. Меламед, летчик института т. Аблязовский, летчик-испытатель завода имени Гольцмана т. Жаркович, борт-механик т. Смирнов…
Некролог
Главный конструктор машины ЗИГ-1 Александр Васильевич Кулев в 1930 году окончил Ленинградский институт путей сообщения по факультету воздушных сообщений… Беспрерывно работал на авиационных заводах, пройдя путь от рядового конструктора до главного конструктора на заводе им. Гольцмана.
За короткий срок с августа 1934 г. Кулевым совместно с небольшим коллективом инженеров и конструкторов, большинство которых работало с ним неотлучно с 1930 г., создан первоклассный скоростной пассажирский самолет, обладающий, как показали заводские испытания, показателями, ставящими его в ряды лучших машин современной авиации… Буквально каждая деталь, от сложных агрегатов, до последнего винтика, была создана под его непосредственным руководством… Много еще мог дать нашей родной авиации преданный своему делу, молодой, полный сил талантливый конструктор Кулев, если бы смерть не прервала его творческий путь на 36 году жизни.
О несостоявшихся планах:
Справка
Ячейка Авианито завода №89 удостоверяет, что Кулев Александр Васильевич состоял членом данной ячейки и принимал самое активное участие в работе.
Следует особенно отметить работу т. КУЛЕВА над эскизным проектом скоростного самолета ЗИГ-2, который разрабатывался под его руководством в общественном порядке и который получил премию на конкурсе Авианито на скоростной самолет.
3.03.1936 г.
Учитывая вклад Кулева в проектирование и постройку ЗИГ-1, шансов после гибели главного конструктора как-то развивать проект уже не было…
Да, недостатки были, но все же – чем он хуже своих «одноклассников»? Интересно сравнить с попыткой фирмы «Дорнье» построить скоростной пассажирский самолет под те же двигатели БМВ VI (у нас лицензионный М-17). Немецкие конструкторы ужали самолет до предела, сделали убираемое шасси и смогли выжать скорость только на 30 км/ч больше ЗИГ-1. При этом пассажиров вместилось в самолет только шесть – в два раза меньше и в таких тесных кабинах, что «Люфтганза» вернула Do 17 фирме…
Главным «убийцей» отечественных скоростных пассажирских самолетов (ПС-89 и АНТ-35) стал «Толстяк Дуглас» – DC-3, а у нас ПС-84 (пассажирский самолет 84-го завода, позже Ли-2). Он даже не был таким скоростным, но нес в два раза больше пассажиров. И салон был более комфортный, что в многочасовых тогдашних перелетах было важно. В Штатах DC-3 тоже практически убил всех конкурентов – он одно время составлял свыше 95% парка всех пассажирских самолетов САСШ…