Самоходная артиллерия России и США. Часть 4. Забытое поколение

11

Предыдущие части цикла

Если герои предыдущих статей известны многим по документальным фильмам, кинохроникам, книгам, статьям, памятникам и т.п., то самоходки, о которых сейчас пойдёт речь, в массе узнают лишь игроки одного продукта белорусской компании. Это американские САУ, созданные на замену устаревшим системам начала 40-х. Целый ряд машин, интересных по возможностям и внешнему виду, оказались заперты между старыми-добрыми самоходками времён ВМВ, продолжавших служить в Корейскую войну, и более новыми, разработанными как раз на опыте Кореи. Что ж, посмотрим, что создали в США в конце 40-х.

Не стоит считать, что вера руководства страны во всемогущество ядерного и ракетного оружия навредило развитию только советской армии. В США, после получения атомных бомб и демонстрации их мощи всему миру, распространилось мнение, что монополия в этом виде оружия позволит оставить только носители, потому можно спокойно сокращать армию, флот. Бюджет Армии (если говорим о США, то Армия с большой буквы подразумевает сухопутные войска) резко сократился. К началу Корейской войны Америка пришла с большими проблемами в численности бронетехники. Планировавшаяся замена САУ начала 40-х годов не состоялась, техники явно не хватало, и потому на поле боя вышли снятые с хранения самоходки М7. Корея стала тем пинком, что послужил фундаментом современной американской самоходной артиллерии. Нельзя сказать, что США полностью закрыли работы по самоходным орудиям, как произошло в СССР десятилетием позже. Были разработаны и пошли в серию М44, М52, М53, М55. Поскольку работы затянулись, эти САУ не успели массово попасть на войну в Корее, а позже на их замену довольно быстро пришли куда более совершенные машины. Потому серия оказалась достаточно ограниченной, а сами САУ — в тени более удачных коллег.

 М40 в Корее


М40 в Корее

Начнём рассказ с описания М52 SPH (SPH – Self-Propelled Howitzer). Основой послужил лёгкий танк M41 Walker Bulldog. Разработка началась ещё в 1948 году. Была применена прогрессивная схема, ставшая теперь классической для большинства гусеничных самоходок – с задним расположением вооружения в закрытой башне. Правда стоит отметить, что башня вращалась не полностью, а только в 120-градусном секторе. Вооружалась машина 105-мм гаубицей М49 в установке М85 с боекомплектом в 102 снаряда. За время производства успели выпустить 684 М52 (по другой информации заказано 684, а по факту поставлено 584). В войска попали в 1955-ом, но уже через 7 лет стали заменяться на САУ М108. Машина имела ряд недостатков – надёжность была не на высоте. Запас хода крайне мал — всего 145 км по шоссе. После установки бензинового двигателя AOSI-895-5 (модернизация получила наименование М52А1) запас хода вырос до 160 км. При этом, повторюсь, пока М52 ещё доводили, на смену уже проектировалась новая техника. В итоге повоевать им довелось на Ближнем Востоке, где применялись армией Иордании. Как-то особенно М52 там не выделилась, по крайней мере, не встречал в доступных источниках. На сегодня М52, правда глубоко модернизированная (М52Т), всё ещё состоит на вооружении Турции в большом количестве. М52Т были замечены в районе проведения турками военных операция на севере Сирии.

SPH M52 демонстрирует максимальный угол возвышения гаубицы М49

SPH M52 демонстрирует максимальный угол возвышения гаубицы М49

М52Т на параде

М52Т на параде

Нишу калибром повыше заняла М44 SPH на шасси всё того же М41. Вооружением стала 155-мм гаубица М45, монтируемая в кормовой рубке. Сперва эта рубка была закрытой для защиты от осколков. Под наименованием Т99Е1 было произведено 250 САУ, но оказалось, что боевое отделение при стрельбе опасно насыщалось пороховыми газами. После этого крышу с самоходки убрали и все выпущенные Т99Е1 модернизировали до версии Т194, которая и была принята на вооружение как 155-мм самоходная гаубица М44. Служба в рядах американской армии оказалась не богаче, чем у М52 – прослужили они всего 9 лет и в 1963-ем были заменены на М109. Недостатки были аналогичными и модернизировали схожим образом — в версии М44А1 установлен новый двигатель AOSI-895-5, поднявший запас хода со 120 до 130 км. Некоторое количество были переданы союзникам по НАТО где и продолжили свою службы. В Турции М44 в 80-х модернизировали до версии М44Т, вооружив 36-калиберной гаубицей, и машины продолжают стоять на вооружении до сих пор. По некоторой информации, М44Т принимали участие в боевых операциях на севере Сирии, тем самым получив боевое крещение спустя 60 лет после выпуска с завода.

 155 mm SPH M44


155 mm SPH M44

Классом выше расположилась самоходка M53 SPG (SPH – Self-Propelled Gun) и её брат-близнец M55 SPH. Машины устроены на базе среднего Паттона, потому по массе превосходили младших коллег примерно на 20 т (М55 весила 44 т, а М53 — 45,4). М53 вооружалась 155-мм пушкой М46, М55 – 203-мм гаубицей М47, монтируемые в башню в установку М86. Углы горизонтального обстрела были довольно незначительны – по 30 град в каждую сторону. Несмотря на размеры САУ, боекомплект, особенно для пушки, был невелик – 20 выстрелов у М53 и 10 у М55. Что интересно, запас хода у этих машин был выше, чем у коллег на базе М41 — 240 км, что уже неплохо. Служба у М53 не задалась – начиная с 1956 года в Армии США их переделывали в М55, в Национальной гвардии и КМП не трогали, но и там они долго не прослужили. М55 довелось повоевать во Вьетнаме, потом некоторое количество передали бельгийцам и туркам.

 155 mm SPG M53


155 mm SPG M53

Как видим, карьера американских самоходок 50-х мягко говоря не задалась. На то был ряд причин – проектирование начиналось в конце 40-х, когда финансирование сухопутных войск было минимальным, потом спешка в попытке поставить новые САУ на фронт Корейской войны. Были проблемы в конструкции – база представляла собой банально развёрнутое кормой вперёд шасси Бульдога или Паттона, запас хода был небольшим, а масса М53 и М55 в 45 т затрудняла их переброску. Высокой оказалась и цена шасси от серийных танков – эффективнее было создать специализированное. Но были и плюсы – окончательно сформировалась компоновка САУ с закрытой башней. При этом для систем особой мощности оказалось выгоднее использовать открытые установки. Проблемным оказалось и вооружение – оно не сделало большого шага вперёд в своей конструкции, а мощность 155-мм пушки была явно недостаточна – уже в 1950-ом развернули работы по орудиям калибра 170 мм. Вот так и получилось – ещё не попали в войска первые М52, М53, а над их заменой уже начали работать КБ.

 8'' SPH M55


8» SPH M55

Автор — Алексей Борзенков

Источник — https://vk.com/@artillery333-samohodnaya-artilleriya-rossii-i-ssha-chast-4-zabytoe-pokole

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account