За время Второй Мировой Войны промышленность Третьего рейха произвела 9675 StuG III всех серий и модификаций, что делает эту САУ самой массовой бронированной машиной, поступившей на вооружение вермахта. StuG III оказалась очень удачной самоходкой. Следует отметить, что в первой десятке немецких танковых асов седьмое и восьмое места занимают командиры именно этих САУ
История немецких самоходных артиллерийских орудий (далее – САУ) началась с меморандума о взаимодействии пехотных частей, артиллерии и подвижной артиллерии, опубликованного генерал-майором вермахта Эрихом фон Манштейном в 1935 году. В частности, в этом документе доказывалась целесообразность создания дивизионов штурмовых самоходных орудий трёхбатарейного состава (по шесть машин в батарее), предназначавшихся для поддержки наступающей пехоты, подавления ДзОТов, ДОТов и узлов сопротивления противника, а также борьбы с его бронированной техникой.
Содержание:
«Броня» для поддержки пехоты
Меморандум вызвал оживлённую дискуссию среди немецких военных, но в 1936 году компания Daimler-Benz получила заказ на осуществление проектных работ по созданию штурмовых самоходных орудий на шасси новейшего на тот момент танка Z.W. (будущего Pz.Kpfw.III). В конце 20-х годов уже делалась попытка создать САУ на базе трактора Hanomag WD-25, однако это были машины с открытой артиллерийской площадкой, и от их серийного выпуска отказались. Позднее, в 1930 году конструкторы Daimler-Benz разрабатывали проект штурмовой САУ для… СССР – в рамках деятельности совместной советско-немецкой Технической комиссии (TEKO). Самоходку планировали защитить бронёй толщиной от 15 (борта и корма) до 30 мм (лоб), вооружить 76-мм орудием, при этом её вес не должен был превышать 12 т. Немецкая сторона сорвала все сроки, указанные в договоре, а после окончания работ в середине 1932 года выставила за свои разработки цену, в разы превышавшую утверждённую. Представители Советского Союза отказались от дальнейшего сотрудничества, но полученные наработки пригодились фирме Daimler-Benz в будущем, при проектировании штурмовой САУ для армии Третьего рейха.
В 1937 году на заводе Daimler-Benz в Берлин-Мариенфельде было собрано пять прототипов новой САУ (для их сборки использовали шасси танков Pz.Kpfw.III Ausf.В). Для ускорения и удешевления работ боевые рубки машин изготовили не из бронелистов, а из обычной конструкционной стали. Рубки крепились к шасси болтами. Четыре члена экипажа размещались в одном боевом отделении, что для бронетехники того времени было новшеством.
Основным оружием новой САУ стала 75-мм пушка StuK 37 L/24 c длиной ствола в 24 калибра производства эссенской корпорации Krupp. Горизонтальное наведение орудия осуществлялось в пределах ±12º, вертикальное – от −10º до +20º. Боекомплект составлял 44 снаряда. В боевой рубке машины дополнительно размещали пулемёт MG-34. Позже к вооружению самоходчиков добавили пистолет-пулемёт MP-40.
С 1938 года прототипы проходили интенсивные испытания на различных полигонах Германии. Одновременно с началом испытаний возобновились споры относительно целесообразности создания САУ, так как существовали танки Pz.Kpfw.IV, нёсшие такое же вооружение. Особенно возражал против создания САУ генерал-лейтенант Хайнц Гудериан, однако инициатор нового проекта Эрих фон Манштейн настаивал на своей точке зрения. Вскоре реалии Польской кампании наглядно продемонстрировали необходимость наличия в распоряжении пехотных частей бронированных мобильных артиллерийских подразделений, и все вопросы были сняты. В конце 1939 года началось серийное производство новых САУ.
В январе-феврале 1940 года первые серийные экземпляры вышли из ворот завода Daimler-Benz, а уже 28 марта новой САУ было присвоено армейское обозначение Sturmgeschutz III (сокращённо – StuG III). В дальнейшем самоходка претерпела множество модификаций.
Первые серийные машины именовались StuG III Ausf.А и отличались от прототипов использованием модернизированных шасси танка Pz.Kpfw.III Ausf.F. У пяти экспериментальных самоходок в ходовой части насчитывалось по восемь опорных катков на борт, которые собирались попарно в четыре балансирные тележки. У серийных же САУ опорных катков стало шесть, и в тележки они не собирались.
Вооружение серийной машины от прототипа не отличалось. Лобовое бронирование рубки составляло 50 мм, заднего бронелиста – 26 мм, а бортовой брони – 30 мм. В передней части рубки её бортовая бронезащита усиливалась дополнительными 9-мм бронелистами, которые приваривались к корпусу под углом 60º. Толщина крыши рубки достигала 11 мм. Толщину кормового бронелиста увеличили с 21 до 30 мм. Кроме того, для увеличения прочности конструкторы убрали боковые эвакуационные люки. Общий вес САУ достигал 19,6 т.
Члены экипажа обеспечивались оптическими приборами наблюдения. В распоряжении командира находилась стереотруба SF 14z, для установки которой в крыше рубки был предусмотрен специальный люк. Наведение орудия осуществлялось при помощи перископического прицела Sfl ZF, расположенного слева от орудия, а механик-водитель управлял машиной, используя прибор Fahrersehklappe 50 с бинокулярным перископом KFF2. Единственный, кто не был обеспечен оптическим прибором – это радист (в его распоряжении находилась УКВ-рация, располагавшаяся в специальном бронированном ящике на левой надгусеничной полке).
За период с января по июнь 1940 года завод компании Daimler-Benz выпустил 30 машин StuG III модификации Ausf.А.
В июне 1940 года на берлинском предприятии Alkett (Altmärkische Kettenfabrik), входившем в государственный концерн Reichswerke AG, начался выпуск модификации StuG III Ausf.B. С этого момента данное предприятие стало основным производителем штурмовой самоходки StuG III. Новые машины планировали собирать на базе шасси Pz.Kpfw.III последней модели Ausf.G, но так как их не хватало, первые САУ выпустили на шасси предыдущей серии Ausf.F. Последние самоходки модели StuG III Ausf.B выпускались уже на шасси Pz.Kpfw.III Ausf.H.
От предыдущей модификации самоходка отличалась новой шестискоростной механической коробкой передач, установленной вместо пятискоростной преселекторной коробки того же производителя ZF Friedrichshafen AG. Кроме того, была модифицирована система зажигания в 12-цилиндровом 300-сильном двигателе Maybach HL 120 TRM. Ширину гусениц с 360 мм увеличили до 400, соответственно увеличив и размер опорных катков. Боевая рубка и вооружение никаких изменений не претерпели. Общий вес машины увеличился незначительно – до 20,2 т. За год (с июня 1940 по май 1941 года) немецкая промышленность выпустила 360 САУ этой модификации.
Модификации Ausf.B ещё продолжали выпускаться, когда в цехах Alkett началось производство машин серии StuG III Ausf.С. На этих самоходках убрали амбразуру прицеливания в лобовом листе рубки, а окуляр прицела перенесли на крышу рубки, разместив в специальном лючке (в связи с этим изменилась её форма). Антенну сделали складывающейся, предусмотрев для неё специальный защитный деревянный жёлоб. Весной 1941 года изготовили 100 таких «изделий», после чего предприятие приступило к выпуску StuG III Ausf.D. Новые самоходки почти ничем не отличались от предыдущей серии, поэтому в немецкой статистике учёта машины обеих модификаций учитывались как StuG III Ausf.С/D. Внешней отличительной особенностью StuG III Ausf.D было наличие защитных скоб на фарах. За период с мая по сентябрь 1941 года немецкие предприятия изготовили 150 САУ этой модификации.
В сентябре 1941 года начался выпуск самоходок StuG III Ausf.Е, которые планировали использовать в качестве командирских машин. Ими хотели заменить лёгкие полугусеничные бронетранспортёры Sd.Kfz.253 наблюдателей-корректировщиков, которые вывели из подразделений самоходок StuG. Для этого в бронированных ящиках над обеими надгусеничными полками каждой самоходки разместили не одну, а две радиостанции. Они не полностью занимали отведённое им пространство, поэтому в левом из ящиков дополнительно размещалось шесть снарядов, что увеличивало боекомплект САУ до 50 выстрелов. От наклонных бортовых дополнительных бронелистов конструкторы отказались. Общее количество машин этой модификации, изготовленных с сентября 1941 по март 1942 года, составило 284 единицы.
МОДЕЛЬ | ПРОТОТИП | AUSF.А | AUSF.В | AUSF.С | AUSF.D | AUSF.Е |
---|---|---|---|---|---|---|
МАССА, Т | 15,9 | 19,6 | 20,2 | 20,2 | 20,2 | 20,8 |
ЭКИПАЖ | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
ДЛИНА, М | 5,69 | 5,38 | 5,4 | 5,4 | 5,4 | 5,4 |
ШИРИНА, М | 2,81 | 2,91 | 2,91 | 2,91 | 2,91 | 2,91 |
ВЫСОТА, М | 1,95 | 1,95 | 1,98 | 1,98 | 1,98 | 1,98 |
ТОЛЩИНА ЛОБОВОЙ БРОНИ КОРПУСА, ММ | 30 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, КМ/Ч | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ | Maybach HL 120 TR | Maybach HL 120 TR | Maybach HL 120 TRM | Maybach HL 120 TRM | Maybach HL 120 TRM | Maybach HL 120 TRM |
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ, Л. С. | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 |
ПУШКА | 1 x 75 mm StuK 37 L/24 | 1 x 75 mm StuK 37 L/24 | 1 x 75 mm StuK 37 L/24 | 1 x 75 mm StuK 37 L/24 | 1 x 75 mm StuK 37 L/24 | 1 x 75 mm StuK 37 L/24 |
ПУЛЕМЁТ | – | – | – | – | – | 1 x 7,92 mm MG 34 |
ИЗГОТОВЛЕНО | 5 | 30 | 320 | 50 | 150 | 272 |
ГОДЫ ВЫПУСКА | 1937 | 1940 | 1940–41 | 1941 | 1941 | 1941–42 |
С новыми пушками в новую жизнь
28 сентября 1941 года Гитлер подписал приказ, в котором требовал увеличить бронепробивную способность орудий немецких танков и САУ, дабы те могли на равных бороться с последними образцами советской бронетехники. Во исполнение этого приказа для модернизации Sturmgeschutz III выбрали 75-мм орудие компании Rheinmetall-Borsig AG StuK 40 L/43 с длиной ствола в 43 калибра. Новая пушка отлично подходила для борьбы с танками Т-34 и КВ-1, но не могла вести навесной огонь, что уменьшало её эффективность в борьбе с пехотой, артиллерией и ДзОТами противника. На одну из самоходок StuG III Ausf.Е в экспериментальных целях установили StuK 40, ещё одну машину вооружили 105-мм гаубицей. Всё это послужило основой для новой серии StuG III и создания на её базе самоходной гаубицы StuH 42.
В марте 1942 года началось производство модернизированной САУ StuG 40 Ausf.F (использовалось также обозначение «StuG III Ausf.F»), кроме нового орудия, мало отличавшейся от StuG III Ausf.Е. На крыше боевой рубки установили электрический вентилятор, а боезапас новой машины увеличили до 54 снарядов. Вместо прицела Sfl ZF наводчик получил улучшенный прицел Sfl ZF la.
В июне 1942 года броню корпуса и боевой рубки начали усиливать дополнительными 30-мм бронеплитами, в результате чего общая толщина лобовой брони выросла до 80 мм. Это увеличило вес машины на 450 кг и снизило её максимальную скорость. Всего выпустили 182 единицы с усиленным бронированием, у которых, кроме того, две фары со светомаскировочными крышками заменили на одну фирмы Notek, которая первоначально крепилась на левом крыле, а позже переместилась на середину верхнего лобового листа корпуса.
Летом 1942 года ещё 31 единицу StuG 40 Ausf.F вооружили 75-мм орудиями StuK 40 с длиной стволов 48 калибров. За период с марта по сентябрь 1942 года немецкая промышленность изготовила 364 StuG 40 Ausf.F всех модификаций.
В сентябре 1942 года в цехах Alkett полностью остановили производство танков Pz.Kpfw.III, и предприятие сконцентрировалось на выпуске САУ StuG III, которую в очередной раз модифицировали. Новая серия получила маркировку StuG 40 Ausf.F/8. Основные изменения коснулись корпуса самоходки (его сделали более технологичным и удобным). Толщину кормового бронелиста увеличили до 50 мм, при этом толщина лобового бронирования оставалась неизменной (80 мм). Буксировочные серьги конструкторы выполнили в виде кронштейнов, представлявших собой продолжение корпуса. Кроме того, изменился внешний вид люков доступа к трансмиссии (в передней части машины) и к двигателям (в кормовой части).
Конструкторы отказались от прибора дымопуска предыдущих моделей, который использовался для маскировки САУ, а также от складывающихся антенн, поэтому деревянные предохранительные короба для них убрали.
На StuG 40 Ausf.F/8 устанавливалась пушка, имевшая однокамерный дульный тормоз. В начале 1943 года над люком заряжающего с правой стороны крыши на машины модификаций F/8 начали устанавливать защитный щиток для пулемёта MG-34. С мая 1943 года на САУ, уцелевшие в боях, начали монтировать бронированные бортовые экраны, которые эффективно защищали их от попаданий кумулятивных снарядов и бронебойных пуль ПТР. С сентября по декабрь 1942 года было изготовлено 250 САУ StuG 40 Ausf.F/8.
С декабря 1942 по март 1945 года предприятие Alkett выпускало последнюю, наиболее удачную и самую массовую серию САУ – StuG 40 Ausf.G, которая в различных источниках упоминается также как StuG III Ausf.G.
Больше всего изменения коснулись бронекорпуса. Бронированные ящики для раций убрали, а борта раздвинули до середины надгусеничных полок. На первых машинах серии сохранялась 50-мм лобовая броня, которую усиливали накладными 30-мм броневыми листами, крепившимися к корпусу болтами или сваркой. С апреля 1944 года для изготовления лобовых деталей на предприятии начали использовать 80-мм бронепрокат.
Электрический вентилятор первоначально размещался там же, где и у машин серии StuG 40 Ausf.F, однако позже его перенесли в заднюю часть крыши рубки. Был ликвидирован прибор наблюдения механика-водителя, амбразуру под который в рубках первых машин серии G просто заваривали. Позже конструкторы отказались и от прибора наблюдения механика-водителя, который размещался в левом борту САУ.
С ноября 1943 года на часть самоходок начали вместо старой сварной орудийной маски 75-мм пушки StuK 40 L/48 монтировать новую литую, которая называлась Saukopfblende (нем. – «кабанье рыло»). Обе маски устанавливались на машины до конца войны. С июня 1944 года в сварных масках начали монтировать спаренный пулемёт MG-34, а в октябре того же года он появился и в литых масках.
В САУ, выпущенных после мая 1944 года, в крыше рубки появилось отверстие для мортирки, стрелявшей дымовыми и осколочными гранатами. До этого часть самоходок оснастили дымовыми 90-мм гранатомётами NbK 39, которые устанавливались в передней части рубки (по три слева и справа от орудия).
StuG 40 Ausf.G выпускался с командирской башенкой, улучшавшей обзор для командира машины. Так как бронирование стенок было слабым, с октября 1943 года её стали оборудовать обтекателем – литым щитком, отражавшим пули и осколки.
Первоначально люк заряжающего, располагавшийся в передней правой части крыши рубки, состоял из двух створок – задней и передней, которая в поднятом состоянии служила щитком для пулемёта MG-34. На поздних вариантах самоходки створки люка уже открывались влево и вправо, а пулемёт MG-42, устанавливавшийся на крыше, мог управляться наводчиком дистанционно. Необходимость высовываться из люка теперь возникала только в момент перезарядки оружия. В этом случае наводчика защищали боковые створки открытого люка, которые в открытом положении стояли вертикально, а также небольшой V-образный щиток, монтировавшийся на пулемёте.
Для StuG 40 Ausf.G выпускались гусеницы двух видов – шириной 400 мм (обычные) и 550-мм (так называемые «восточные», предназначавшиеся для повышения проходимости машины на быстро раскисающих тяжёлых грунтах и в снегах Восточного фронта). На поздних версиях САУ конструкторы отказались от обрезинивания поддерживающих катков, что было связано с дефицитом каучука, возникшим в Третьем рейхе к концу войны.
Практически все самоходки серии G получили 5-мм экраны, защищавшие их от попаданий кумулятивных снарядов. У машин возникла лишь одна проблема с экранами – при движении по пересечённой местности они часто цеплялись ими за грунт, поэтому вскоре нижние передние углы экранов стали срезать. С лета 1943 года на CАУ начали наносить специальное покрытие циммерит, предохранявшее их от магнитных мин.
С декабря 1942 по апрель 1945 года на заводе Alkett выпустили 5191 САУ StuG 40 Ausf.G. В феврале 1943 года к их производству подключилась фирма MIAG в Брауншвейге, где до марта 1945 года изготовили ещё 2643 машины этой модификации. Кроме того, в 1943 году было выпущено 165 САУ на базе танков Pz.Kpfw.III Ausf.М., а в 1944 – 173 САУ на шасси «троек» других модификаций, проходивших ремонтно-восстановительные работы на предприятии Alkett. Таким образом, всего сборочные цеха поставили 8172 машины серии Ausf.G (по другим данным – 7720).
МОДЕЛЬ | AUSF.F | AUSF.F/8 | AUSF.G |
---|---|---|---|
МАССА, Т | 21,6 | 23,2 | 23,9 |
ЭКИПАЖ | 4 | 4 | 4 |
ДЛИНА, М | 6,31 | 6,77 | 6,77 |
ШИРИНА, М | 2,91 | 2,91 | 2,94 |
ВЫСОТА, М | 2,15 | 2,15 | 2,15 |
ТОЛЩИНА ЛОБОВОЙ БРОНИ КОРПУСА, ММ | 50 | 50 | 80 |
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, КМ/Ч | 40 | 40 | 40 |
МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ | Maybach HL 120 TRM | Maybach HL 120 TRM | Maybach HL 120 TRM |
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ, Л. С. | 300 | 300 | 300 |
ПУШКА | 1 x 75 mm StuK 40 L/43 | 1 x 75 mm StuK 40 L/48 | 1 x 75 mm StuK 40 L/48 |
ПУЛЕМЁТ | 1 x 7,92 mm MG 34 | 1 x 7,92 mm MG 34 | 2 x 7,92 mm MG 34 |
ИЗГОТОВЛЕНО | 360 | 334 | 7720 |
ГОДЫ ВЫПУСКА | 1942 | 1942 | 1942–45 |
Всего же за время Второй мировой войны промышленность Третьего рейха произвела 9675 StuG III всех серий и модификаций, что делает эту САУ самой массовой бронированной машиной, поступившей на вооружение вермахта.
Всё новые и новые модели
Боевые действия на Восточном фронте в первый месяц войны показали необходимость создания бронированных мобильных артустановок больших калибров, необходимых для подавления узлов сопротивления и опорных пунктов противника. Ещё в июле 1941 года председатель танковой комиссии Управления вооружений сухопутных сил доктор Фердинанд Порше выступил инициатором создания 150-мм САУ, которую было поручено разработать конструкторам предприятия Alkett. С декабря 1941 по январь 1942 года на базе двенадцати шасси САУ StuG III Ausf.E изготовили аналогичное количество 150-мм САУ. Для производства ещё двенадцати единиц использовали шасси САУ StuG III Ausf.F/8, на которые бронированные рубки с гаубицами установили осенью 1942 года. Новая САУ получила обозначение StuIG 33В – к расшифровке свойств орудия добавили слово Infanterie (нем. – «пехотное»).
В качестве основного вооружения для новой самоходки была выбрана полевая гаубица 15 cm schweres Infanterie Geschütz 33, или сокращённо 15 cm sIG 33 (150-мм тяжёлое пехотное орудие образца 1933 года), на которую установили противооткатное устройство, позволявшее монтировать её на бронированные шасси. Дальность стрельбы 15 cm sIG 33 составляла 4,7 км, при это орудие могло наводиться по горизонтали только на ±3°. По вертикали углы наведения достигали +25° и −6°. Боекомплект новой САУ равнялся 30 снарядам. Дополнительно в рубке самоходки устанавливался съёмный пулемёт MG-34.
В октябре 1942 года первые двенадцать орудий получили своё боевое крещение в боях под Сталинградом в составе 177-го и 244-го отдельных батальонов осадных орудий, где они и погибли. Из остальных двенадцати САУ была сформирована 17-я осадная противопехотная артиллерийская батарея, которую придали 22-й танковой дивизии. Она принимала участие в попытке прорыва кольца, замкнутого Красной армией вокруг 6-й пехотной армии вермахта в Сталинграде. В этих боях дивизия была разгромлена, и батарея потеряла шесть САУ.
Оставшиеся шесть машин передали 23-й танковой дивизии, где они вошли в состав 201-го танкового полка в качестве штурмовой батареи. Батарея участвовала в боях на Курской дуге, при обороне Днепровского рубежа, и по состоянию на сентябрь 1944 года исправными оставались только пять САУ. До наших дней уцелел лишь один экземпляр StuIG 33В, экспонирующийся в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке (Россия).
Второй, более удачной и массовой самоходной гаубицей, созданной на базе StuG III, стала StuH 42. После исполнения приказа Гитлера от 28 сентября 1941 года, когда орудие StuK 37 заменили на более длинное StuK 40, самоходки StuG 40 стали не полностью соответствовать функциям штурмового орудия. Настильная траектория полёта снаряда новой пушки усложняла борьбу с пехотой противника, обороняющейся в окопах и траншеях, а также с его огневыми точками. Для восполнения возникшего пробела было принято решение создать гаубичную самоходную установку с орудием более крупного калибра и навесной траекторией полёта снаряда.
В качестве основного вооружения для новой САУ выбрали гаубицу 10,5 cm leFH18/40 образца 1918 года производства компании Rheinmetall-Borsig AG. Первая опытная StuH 42 была создана на шасси StuG III Ausf.E, пять следующих прототипов собрали на шасси StuG III Ausf.F и ещё четыре – на шасси StuG III Ausf.F/8.
В серию машина пошла с изменённым орудием, которое отличалось от полевого конструкцией противооткатного устройства и модернизированной формой затвора. С сентября 1944 года на ствол перестали монтировать дульный тормоз. Боекомплект САУ составлял 36 снарядов, из которых 26 были осколочно-фугасными, а ещё 10 – кумулятивными, пробивавшими броню толщиной 90–100 мм. Так же, как и у StuG III Ausf.G, на крыше новых самоходок располагался щит, за которым укрывался пулемёт MG-34 или MG-42, огонь из которого, в случае необходимости, мог вести заряжающий.
Конструкция самоходной гаубицы мало чем отличалась от StuG III – иными были лишь компоновка орудия и размещение снарядов. Самоходные гаубицы, как и StuG III Ausf.G, со временем получили литые маски орудий взамен сварных и также экранировались дополнительной противокумулятивной бронёй. На более поздние экземпляры наносилось циммеритное покрытие. Всего за период с марта 1942 по апрель 1945 года немецкая промышленность выпустила 1299 единиц StuH 42.
«Зажигательные» самоходки
В декабре 1942 года было принято решение создать на базе StuG III Ausf.F огнемётные самоходные установки StuG III Fl Flamm, которые предназначались бы для штурма укреплённых опорных пунктов противника. Работы над новыми машинами начались в феврале 1943 года. Вместо 75-мм орудия в боевой рубке САУ установили 14-мм огнемёты, защищённые стальными трубами-кожухами (за монтаж огнемётного вооружения отвечали компании Wegmann & Co. и Koebe).
Дальность стрельбы огнемёта составляла 50–60 м в зависимости от погодных условий (направления и силы ветра). Перед стрельбой огнесмесь около пяти минут разогревалась горячей водой, которая подавалась к ёмкостям из радиатора. Метание производилось с помощью сжатого воздуха, за выработку которого отвечал компрессор, снабжённый отдельным двухпоршневым бензиновым двигателем. Боезапас каждой машины составлял 1000 л огнесмеси. По горизонтали огнемёт мог наводиться без доворота корпусом САУ на ±10°, а по вертикали вёл огонь на углах от +20° до −6°. Всего немецкие машиностроители произвели 10 машин этой модификации.
В 1944–45 годах часть шасси StuG III Ausf.G использовали для создания бронетранспортёров для перевозки снарядов (Munitionspanzer auf StuG 40 Ausf.G), которые использовались для подвозки 75-мм и 105-мм снарядов вместе с полугусеничными бронетранспортёрами Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, но так как их было произведено совсем немного, предпочтение отдавалось двум последним машинам.
Изменения в конструкции машины заключались в том, что пушка не устанавливалась, а амбразура в лобовом листе заваривалась броневой накладкой. Иногда для удобства погрузки/выгрузки снарядов на крыше рубки монтировали стрелу-кран.
На шасси большего размера
23 и 26 ноября 1943 года летающие крепости союзников, не перестававшие бомбардировать военные и промышленные объекты Германии, сильно повредили производственные цеха предприятия Alkett в Берлине. Чтобы не останавливать выпуск противотанковых САУ, потребность в которых на фронте росла с каждым днём, немцы приняли решение поручить часть выпуска самоходок дочернему предприятию корпорации Krupp в Магдебурге (Krupp-Gruson-Werk). Так как оно специализировалось на производстве средних танков Pz.Kpfw.IV, решили для экономии времени устанавливать рубки StuG III Ausf.G на шасси Pz.Kpfw.IV Ausf.G. Экономической целесообразности в таком решении не было, но сложившаяся ситуация не оставляла немецким инженерам иного выбора.
Так как шасси Pz.Kpfw.IV было длиннее шасси, которые использовались при сборке StuG III, место механика-водителя оказалось вне пределов стандартной боевой рубки, и для него сконструировали отдельную бронированную рубку с эвакуационным люком и двумя перископами. Получившаяся совершенно новая самоходная установка получила обозначение StuG IV и модернизировалась вместе с изменениями, которые вносились в стандартную боевую рубку StuG III и шасси Pz.Kpfw.IV (например, последние корпуса новой САУ монтировались на шасси «четвёрки» модификации Ausf.J).
Так как конструкции рубок у САУ производства Alkett и Krupp-Gruson-Werk совпадали, дополнительное вооружение (курсовой пулемёт и пулемёт на крыше рубки), радиостанции и прочее оборудование были практически идентичны. За счёт более вместительного шасси StuG IV имела более многочисленный боезапас – 63 снаряда против 54 у StuG III Ausf.G.
За период с декабря 1943 по март 1945 года в Магдебурге выпустили 1108 машин (по другим данным – 1163) новой конструкции. Ещё 31 САУ переделали из готовых танков, которые поступили на заводы Круппа для капитального ремонта. До наших дней уцелело только три экземпляра этих САУ – два в Польше (один из них действующий) и один в Латвии.
«Штуги» вступают в бой
Впервые штурмовые орудия StuG III приняли участие в боевых действиях весной и летом 1940 года во Франции и Голландии. Самоходки, из которых были сформированы четыре батареи в учебном артиллерийском полку (Artillerie Lehr Regiment) в Ютеборг-Дамме, поддерживали наступление пехотных частей, которым они были приданы. Батарея №640 поддерживала 3-й полк дивизии «Großdeutschland» («Великая Германия»), батарея №659 – 13-й армейский корпус, №660 – танковую дивизию СС «Totenkopf» («Мёртвая Голова»), а №665 прибыла во Францию только в начале июля и в боях практически не участвовала. Боевая практика показала необходимость увеличения числа таких подразделений в составе вермахта.
Первые батареи StuG III формировались на основании штатной структуры, утверждённой ещё 1 ноября 1939 года. Каждая батарея состояла из трёх взводов по две машины в каждом, то есть, численность батареи составляла шесть машин. В каждый взвод, помимо боевых САУ, включались машины обслуживания: командирская полугусеничная бронемашина Sd.Kfz.253, предназначавшаяся для артиллерийских наблюдателей, и фронтовой транспортёр боеприпасов Sd.Kfz.252 с прицепом Sd.Anh.32. Таким образом, батарея StuG III представляла собой внушительное по численности боевое подразделение.
К ноябрю 1940 года было произведено достаточное количество САУ, чтобы начать формирование из них дивизионов трёхбатарейного состава численностью по 18 машин (не считая бронетранспортёры обслуживания). С ноября в штат каждого дивизиона начали дополнительно включать отдельную САУ для его командира, кроме того, каждой батарее придавалось по одной машине для командиров батарей. Численность StuG III в дивизионе выросла до 22 машин.
В этот период дивизионы StuG III принимали участие в боях в Греции и Югославии. За всё время до начала кампании на Восточном фронте из всех Sturmgeschutz III, воевавших во Франции и на Балканах, была потеряна лишь одна машина. Но летом 1941 года ситуация изменилась кардинально.
В Африке воевало совсем мало StuG III. В начале 1942 года батарея из трёх самоходных установок StuG III Ausf.D прибыла в Триполи (Ливия) в составе спецподразделения SonderVerband 288, сформированного из личного состава 800-й дивизии специального назначения «Бранденбург». Численность подразделения вначале составляла 1400 человек, а к маю 1942 года была постепенно увеличена до 1800 при 610 единицах техники. Командовал этим фактически диверсионным полком полковник Отто Ментон. «Штуги» и «мардеры», приданные спецподразделению, предназначались для его штурмовой и противотанковой поддержки. В составе спецподразделения, которое также называли «группой Ментона», StuG III Ausf.D приняли участие в штурме британских позиций у Эль-Газалы и захвате Тобрука.
После поражения под Эль-Аламейном SonderVerband 288 отступал до Туниса вместе с другими частями танковой армии «Африка». По дороге он потерял всю свою бронетехнику, в том числе и все три StuG III Ausf.D. Одну из этих САУ в исправном состоянии захватили англичане, и в настоящий момент она экспонируется в Бовингтонском музее.
Ещё шесть StuG.III Ausf.F/8 из состава 1-й батареи 242-го дивизиона штурмовых орудий, специально подготовленных к войне в условиях пустыни, 31 декабря 1942 года отправили из окрестностей Ютеборга в Неаполь. Там САУ погрузили на паромы и отправили в Тунис с заходом в порт Трапания на Сицилии. По пути к острову один транспорт с двумя «штугами» союзной авиации удалось потопить. Остальные четыре машины достигли Туниса, где их переименовали в Штурмовую батарею №90 и придали парашютно-десантному полку «Барентин». 1 мая 1943 года полк капитулировал, и батарею придали десантной бригаде генерал-майора Бернарда Рамке, в составе которой она и сдалась союзникам 15 мая того же года.
На бескрайних восточных просторах
К началу плана «Барбаросса» было сформировано двенадцать дивизионов и пять отдельных батарей StuG III, которые подчинялись командующим групп армий «Север», «Центр» и «Юг». Отдельные подразделения самоходок вошли и в состав войск СС. Так, 22 июня 1941 года в составе дивизии СС «Totenkopf» Западный Буг форсировал 192-й дивизион StuG III, одна батарея которого преодолевала реку по дну (эту батарею ранее готовили к высадке в Британии). В частях СС количество машин в батареях могло отличаться от их численности в подразделениях вермахта. Так, в дивизии СС «Das Reich» («Рейх») отдельная батарея StuG III насчитывала восемь машин, каждая из которых имела собственное название в честь прославленных немецких полководцев («Зейдлиц», «Лютцов», «Принц Евгений» и т. д.).
С началом боевых действий StuG III, основной удельный вес которых составляли машины модификации Ausf.B, принимали активное участие в основных сражениях на Восточном фронте. Особенно они «отметились» при штурме укреплённых районов на границе СССР и «старой» советско-польской границе, при генеральном штурме Киева в августе 1941 года и в боях в Крыму. В советских документах машины данной модели обозначались как «артштурм» (ни в одной другой стране мира их так не называли).
Хорошее для того времени лобовое бронирование StuG III, которое 45-мм орудие (основное противотанковое средство Красной армии) не пробивало, а также низкий силуэт делали их грозным оружием, в том числе и для танков. Штатное орудие Т-34 могло пробить лобовую броню StuG III только на средних и ближних дистанциях, при этом вероятность повреждения советского танка за время сближения с немецкой САУ была очень высока. Возможно, именно благодаря этому за первые полгода войны (с 22 июня по 31 декабря 1941 года) вермахт потерял лишь 96 самоходок.
В этот же период начинается использование трофейных StuG III Красной армией. Достоверно известно о двух самоходках, захваченных красноармейцами в первой половине августа 1941 года в районе села Вита-Почтовая под Киевом. Они выставлялись для обозрения киевлян на одной из центральных площадей города, а затем были отправлены в войска (дальнейшая их судьба неизвестна).
В начале 1942 года в связи с ростом количества САУ в войсках численность машин во взводе увеличили. Таким образом, численность батареи StuG III выросла до 10 единиц (включая командирскую машину), а численность дивизиона – до 31. В это же время, в связи с выявившимся недостаточным бронированием самоходок, начинается выпуск модели Ausf.F, толщину лобового бронирования которой довели до 80 мм. Кроме того, на неё начали устанавливать новое орудие StuK 40 L/43, способное пробивать броню Т-34 и КВ-1. Вот что вспоминал о новых StuG III советский танкист-самоходчик Ю. Н. Поляков, воевавший на СУ-76: «Мы знали тот же «артштурм» 75-миллиметровый. Броня потолще нашей была. Да и пушка хорошая у них».
Дивизионы StuG III/40 сыграли значительную роль в третьем (последнем) штурме Севастополя в июне 1942 года, после которого город пал. В этих боях участвовало от 50 до 65 StuG III, и немецкие дивизионы САУ понесли ощутимые потери (197-й дивизион был уничтожен полностью). Самоходки гибли на минных полях, от огня береговых батарей и зенитных орудий, от гранат солдат и морских пехотинцев.
Любопытно, что 30 июня 1942 года именно экипажи нескольких StuG III 190-го дивизиона (первого на фронте получившего машины модификации Ausf.F) совместно с солдатами 72-го пехотного полка прорвались к зданию севастопольской «Панорамы» и водрузили на нём флаг Третьего рейха.
Ощутимые потери понесли части, укомплектованные САУ StuG III, и в Сталинградской битве – в котле на Волге были полностью уничтожены 243-й, 244-й и 245-й дивизионы штурмовых орудий. В 1942 году безвозвратные потери StuG III составили 332 машины.
Со 2 марта 1943 года, в связи с появлением самоходных гаубиц, созданных на базе StuG III (StuН 42), для придания универсальности батареям САУ их стали делать комбинированными, добавляя к семи StuG III или StuG 40 три машины StuН 42. Благодаря этому батарея становилась универсальной и могла бороться как с бронетехникой противника (используя настильную траекторию 75-мм снарядов САУ StuG III/40), так и с его полевыми укреплениями, которые подавлялись 105-мм гаубицами.
В 1943 году произошло значительное организационное изменение в управлении подразделениями САУ – они были переданы из ведения артиллерийского управления Вермахта в бронетанковое. После этого многие дивизионы САУ включили в состав танковых и моторизованных дивизий вермахта.
Самым знаковым сражением, в котором приняли участи StuG III/40 в 1943 году, стала битва на Курской дуге, в которой принимало участие 455 этих САУ. По состоянию на 30 июня 1943 года на Восточном фронте были сконцентрированы 26 дивизионов штурмовых орудий, укомплектованных 35 САУ StuG III Ausf.А-Е, 727 StuG 40 Ausf.F-G и 57 штурмовыми гаубицами StuH 42. Таким образом, под Курском вермахт сконцентрировал до 50% самоходок этого типа. В сражении немцы потеряли 273 StuG III/40 и 38 StuH 42, а всего за 1943 год вермахт лишился 1492 самоходных орудий и 73 самоходных гаубиц данных типов (из этого числа немецкие ремонтники смогли вернуть в строй только 208 машин).
В этом же году в Советском Союзе началось производство самоходной установки СУ-76И, которая делалась на базе шасси трофейных танков Pz.Kpfw.III и самоходных установок StuG III/40. Всего с апреля по ноябрь 1943 года была выпущена 201 единица, но потом выпуск прекратили в пользу САУ собственного производства СУ-76м, так как поток трофейных танков являлся весьма нестабильным, да и ремонт трофейной техники в полевых условиях вызывал массу сложностей.
В начале 1944 года в составе дивизионов StuG III/40 появились батареи четырёхвзводного состава (три взвода комплектовались StuG III/40, а один – StuН 42). До конца войны параллельно сосуществовали батареи численностью 10 и 14 САУ, в то же время разросшиеся дивизионы САУ начали переименовывать в бригады, которые могли включать в себя различное количество батарей (от двух до пяти), что внесло дополнительные сложности в учёт реального количества машин в частях.
С самого начала Восточной кампании наблюдался постоянный рост численности САУ StuG III всех модификаций, но в 1944–45 годах немецкая промышленность, производственные мощности которой несли невосполнимые потери в результате бомбардировок авиацией союзников, уже не успевала возмещать потери вермахта в бронетехнике.
В заключение
StuG III оказалась очень удачной самоходкой. Она обладала низким силуэтом и «держала» снаряды основных советских танков, что делало её отличным противотанковым средством, особенно если она действовала из засады. Также следует отметить, что в первой десятке немецких танковых асов седьмое и восьмое места занимают командиры именно этих САУ. Майор Ганс Зандрок воевал в Африканском корпусе (танковой армии «Африка»), а затем в дивизии Luftwaffe «Hermann Göring» («Герман Геринг») в парашютно-бронированном полку (немецкая статистика приписывает ему 123 танковых победы), а на счёт его коллеги вахмистра Фрица Ланга из 232-го дивизиона штурмовых орудий относят 113 подбитых машин.
После окончания Второй мировой войны StuG III продолжали находиться на вооружении армий некоторых стран Европы и Ближнего Востока: Финляндии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Испании, Египта и Сирии. Последними боевыми действиями, в которых принимали участие эти машины, стала Шестидневная война 1967 года. В музее бронетанковой техники «Яд ле-Ширйон» в Латруне до сих пор экспонируется StuG III Ausf.G, захваченный израильтянами в ходе той войны, а ещё как минимум две подбитые самоходки уже полвека ржавеют на возвышенностях Голанских высот.
Источник — https://warspot.ru/3482-samaya-massovaya-nemetskaya-samohodka