Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 31. ФИАТ Ижорского завода. 1917. Последний броневик империи, первый броневик РККА

14
Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 31. ФИАТ Ижорского завода. 1917. Последний броневик империи, первый броневик РККА

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 31. ФИАТ Ижорского завода. 1917. Последний броневик империи, первый броневик РККА

Авторское предисловие: Самым массовым, самым лучшим и самым малоизвестным бронеавтомобилем российской армии был ФИАТ Ижорского завода. Массовая машина, выпущенная в 1917-1918 годах, стала первым броневиком Советской России, но история этой машины спряталась за «Ленинским Остином», хотя она, конечно, заслуживает отдельной монографии. До нашего времени в мире сохранилось чуть более 15 бронеавтомобилей времен Первой мировой войны, из них 5 в Европе и 2 в России (Англия не Европа :-)). И если Остин Путиловского завода экспонируется только в закрытом виде в Санкт-Петербурге, то оригинальный ФИАТ-Ижорский в отличной состоянии стоит в экспозиции Центрального музея вооруженных сил в Москве с отличной возможностью осмотреть его и снаружи и, заглядывая в открытую дверь, изнутри.

Каноническая фотография бронеавтомобиля ФИАТ Ижорского завода

Каноническая фотография бронеавтомобиля ФИАТ Ижорского завода

С 1914 года российской закупочной комиссией за рубежом было приобретено, а российскими заводами поставлено в распоряжении армии в общей сложности 438 бронеавтомобилей. Чуть меньше 80-ти машин так и не были приняты военной приемкой, а остальные составляли парк автоброневых частей РИА и РККА. Главной сложностью было то, что бронепарк состоял из бронемашин на разнообразных шасси с различными бронекорпусами и двигателя. Общим было только вооружение. Даже самые массовые броневики на шасси Остин, которых было поставлено 168, поступали в Россию тремя сериями, которые отличались по исполнению. Получив опыт эксплуатации бронемашин в ГВТУ решили все таки перейти к определенной стандартизации и составили технические условия к новому «единому броневику». По новым техническим условиям Ижорским заводом в конце 1916 года на шасси ФИАТ тип 55, поставленном из САСШ, был построен «пробный» броневик, который после испытаний был утвержден к производству и стал самым массовым броневиком одного типа – всего в 1917-1918-м годах было выпущено 80 серийных бронемашин.

Броневики ФИАТ Ижорского завода на параде в Казани. фото: RCforum.ru

Броневики ФИАТ Ижорского завода на параде в Казани. фото: RCforum.ru

По сравнению с «пробным» бронеавтомобилем бронекорпус был серьезно переработан, бронирование стало компактнее. Броневые башни сдвинулись вперед, кормовой броневой лист стал ровным без изменения угла наклона на всей высоте. Лобовой броневой лист был признан неудобным для водителя и его сделали по типу бронирования Остин, с почти вертикальной плитой с окнами для водителя и наклонной броней ниже. Бронирование радиатора было скопировано с броневиков Армстронг-Уитворт с двумя шторками, открывающимися рычагом из кабины. Две двери для экипажа располагались на одном уровне с башнями на противоположной стороне бронекорпуса от башен. Водитель сидел справа по направлению движения. Унифицированные пулеметные башни были сдвинуты ближе друг к другу по длине, но разведены по ширине. Из-за этого боевое отделение получилось шире и компактнее, чем у построенных по тому же ТЗ Остинов Путиловского завода. Два пулемета Максим обр.1910 г. калибра 7,62-мм имели сектора обстрела 290 градусов и мертвое пространство по склонению 30 шагов. Внутренняя поверхность брони подбивалась войлоком для защиты от стальных брызг и осколков брони. Вес бронирования ФИАТа составил 1200 кг.

Благодаря мощному 72-х сильному двигателю броневик обладал хорошей подвижностью на шоссе, максимальная скорость была 65-70 км/час, при движении задним ходом – 18 км/час. Проходимость была относительно невысокая. Из-за большого веса, тонких колес, отсутствия полного привода бронеавтомобиль практически не мог двигаться по мягкому грунту, преодолевать проволочные заграждения. Препятствием для него были и любые реки и ручьи, склоны больше 15-18 градусов так же были непреодолимы. Но такие замечания были практически ко всем бронемашинам русской армии, которые использовались в боевой работе. Клиренс ФИАТа был даже больше, чем у Остина.

Визуально ФИАТ Ижорского завода от схожего бронеавтомобиля Остин Русского бронирования отличался другим расположением башен, у него передней была левая башня, у Остин – правая. От английских родственников на том же шасси ФИАТ отличается высокими «русскими» цилиндрическими башнями по сравнению с английскими со скошенными скатами крыши. От «пробного» варианта серийный отличается конфигурацией лобовой и кормовой брони – задний броневой лист ровный, передний из двух частей – сильно наклоненной перед водителем и переходной к защите капота, в отличие от «пробного» у которого они переменной кривизны в сторону противника.

Параллельно с постройкой пробного «Фиата» Комиссия по броневым автомобилям 23 ноября 1916 года обсуждала вопрос об увеличении проходимости машин установкой на них движителя Кегресса. Но трезво оценив возможности по производству движителей, было принято решение отказаться от этого проекта, и так машины должны были поступать в боевые части с существенной задержкой от планов. Тем не менее Кегрессу поручили «разработать установку его приспособлений на бронеавтомобиль «Фиат»», с возможностью замены хода на уже произведенных машинах. И хотя одно шасси ФИАТа было передано Кегрессу работа была не выполнена.

Первые броневики серийного производства были готовы только в октябре 1917 года. По состоянию на 4 октября 1917 года из 41 имевшегося на заводе шасси – 16 были полностью бронированы и находились в разных местах на заводе, 25 шасси находились в состоянии высокой готовности, броневой лист был заготовлен почти на 100 машин и Правление Завода просило для продолжения работ срочно предоставить оставшиеся в распоряжении ГВТУ шасси ФИАТов.

Всего по состоянию на апрель 1918 года Ижорским заводом было изготовлено 47 броневиков этого типа. Впоследствии бронировка была продолжена, и готовые машины поступали на вооружение автоброневых отрядов Красной Армии. 29 апреля 1918 году Центробронь заключила договор на производство еще 54 бронемашин этого типа, но выпущено в 1918 году было только 33. Все бронемашины были отправлены в части Красной Армии, и воевали в основном в европейской части страны.

С января 1918 года все бронеавтомобили РККА были сведены в Авто-Броневые отряды (АБО) по 4 броневые машины в каждом. В зависимости от восстановления и ремонта боевых машин Красная Армия располагала единовременно от 150 до 216 бронеавтомобиль. На 1 июля 1920 года в составе Красной Армии было максимальное число АБО – 52, из них в боевых частях 42. Всего за годы войны было сформировано 83 Броневых отряда. Линейные АБО входили в состав стрелковых и кавалерийских дивизий, а отдельные, придавались Главным командованиям фронтов, армиям и войскам ВЧК, и служили «Резервом Главнокомандования».

Штат АБО составлял 80-100 человек личного состава и включал: боевую часть – два боевых взвода по два БА в каждом (из четырех БА один пушечный), командование, штаб, команду связи, команду управления в боевой обстановке составляющие боевой резерв, технический взвод из 8 грузовых автомобилях, образующий транспортную и ремонтную базу. От трети до половины всех пулеметных броневиков РККА составляли ФИАТы Ижорского завода. Активное и планомерное использование бронеавтомобильной техники стало одним из решающих факторов победы Красной Армии в Гражданской войне. Во многом техническое превосходство Красной Армии определило результат войны.

ФИАТ Ижорского завода, кроме активной боевой работы в рядах РККА, активно «экспортировался». Бронемашины служили в германской ландсвере, у чешских легионеров, армиях Польши, Румынии, Финляндии, Монголии, Латвии и Литвы. Последний из известных латвийский Staburags получил новое шасси и был потерян РККА в оборонительных боях 1941.

В мае 1919 года части 1-го пехотного полка потеряли бронеавтомобиль ФИАТ в Литве на дороге Укмерге – Утене, где он попал в организованный литовцами завал. Захваченный броневик был немедленно включен в состав литовской армии под названием «Zaibas» (Молния). Броневик повоевал против бывших хозяев в Утене, а в 1920-м году безуспешно сопротивлялся оккупации части литовской территории Польшей. Бронемашина продолжала числиться в литовской армии до осени 1939, когда и была захвачена немцами в Клайпеде (но это неточно). Альтернативной версией попадания броневика в руки литовцев является его захват вместе с четырьмя немецкими вспомогательными броневиками. На это намекает вооружение машины немецкими пулемётами и немецкие же железные колеса.

Литовский «Zaibas»

Литовский «Zaibas»

В 1919 году в составе Северо-Западной Армии дивизии Светлейшего Князя А. П. Ливена эксплуатировался ФИАТ с ником «Россия», который повоевав против Красной Армии в начале 1920-года был передан самой боеспособной на тот момент в Прибалтике эстонской армии, которая сразу приняла его на вооружение, переименовав в «Wambola» (SOOMUSAUTO WAMBOLA). В Эстонии ФИАТ эксплуатировался до начала 30-х годов.

Эстонская «Wambola»

Эстонская «Wambola»

Переходящим трофеем стал ижорский ФИАТ, один из двух захваченный поляками в ходе советско-польской войны. После окончания боевых действий машина эксплуатировалась польской армией, В 30-х годах броневик с ником General Dowbor передали в крепость Модлин в качестве музейного экспоната. Захватившие крепость в сентябре 1939 германские войска музейность машины не оценили, и отправили в трофеи.

важды трофейная бронемашина ФИАТ (Samochod pancerne General Dowbor) Ижорского завода в польской крепости Модлин (фото 1939 года)

дважды трофейная бронемашина ФИАТ (Samochod pancerne General Dowbor) Ижорского завода в польской крепости Модлин (фото 1939 года)

Один их броневиков ФИАТ все таки дошёл до Берлина, правда в рядах германской армии. Под ником «Lottchen», в составе дивизии «Kokampf» бронеавтомобиль участвовал в боевых действиях на улицах германской столицы в 1919 году.

Советские броневики ФИАТ в 1920-е годы широко использовались на маневрах РККА, принимал участие в военных парадах. В конце десятилетия основная масса бронемашин передается в учебные организации Осоавиахима. В конце 1921 года в РККА числилось 55 машин этого типа, а по состоянию на 1 марта 1931 г. имелось не менее 44 бронемашин ФИАТ Ижорского завода, большей частью не на ходу. По одной машине находилось на бронетанковых курсах ЛВО, в Орловской танковой школе и ростовском автодорожном институте, три были переданы ленинградскому автодорожному институту, 37 отправили на склад №37, две списали из состава РККА. В скором времени броневики ФИАТ полностью сняли с вооружения и отправили на слом.

ФИАТ-Ижорский справа от Армстронг-Уитворт-Жаррот. На ФИАТе поменяли колеса на спицованные. Или для однообразия, или что бы на своих «артиллерийских» не вытряс душу из экипажа на брусчатке

ФИАТ-Ижорский справа от Армстронг-Уитворт-Жаррот. На ФИАТе поменяли колеса на спицованные. Или для однообразия, или что бы на своих «артиллерийских» не вытряс душу из экипажа на брусчатке

В Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации сохраняется единственный сохранившийся реальный бронеавтомобиль ФИАТ Ижорского завода. Бронемашина сейчас экспонируется в зале, посвященном 1918-1919 годам и Гражданской войне в России – войне продолжении Первой мировой. Машина в отличном состоянии, можно даже посмотреть интерьер.

ФИАТ Ижорского завода, ЦМВС, Москва, фото 2006

ФИАТ Ижорского завода, ЦМВС, Москва, фото 2006

ФИАТ Ижорского завода, ЦМВС, Москва, фото Июнь 2020

ФИАТ Ижорского завода, ЦМВС, Москва, фото Июнь 2020

ФИАТ Ижорского завода, ЦМВС, Москва, фото Июнь 2020

ФИАТ Ижорского завода, ЦМВС, Москва, фото Июнь 2020

ФИАТ Ижорского завода, ЦМВС, Москва, фото Июнь 2020

ФИАТ Ижорского завода, ЦМВС, Москва, фото Июнь 2020

ФИАТ Ижорского завода, ЦМВС, Москва, фото Июнь 2020

ФИАТ Ижорского завода, ЦМВС, Москва, фото Июнь 2020

ФИАТ Ижорского завода, ЦМВС, Москва, фото Июнь 2020

ФИАТ Ижорского завода, ЦМВС, Москва, фото Июнь 2020

ФИАТ Ижорского завода, ЦМВС, Москва, фото Июнь 2020

ФИАТ Ижорского завода, ЦМВС, Москва, фото Июнь 2020

ФИАТ Ижорского завода, ЦМВС, Москва, фото Июнь 2020

ФИАТ Ижорского завода, ЦМВС, Москва, фото Июнь 2020

1967 год должен был стать знаковым для СССР, за 50 лет строительства коммунизма нужно было уже показать хоть какой-то результат. Самым заметным стала, конечно, отмена шестидневной рабочей недели и переход на обычную неделю с двумя выходными. А появление в этом же году в СССР цветного телевещания должно было раскрасить праздник в Москве для всех жителей страны в кумачовые цвета. В том же 1967-м наладили выпуск первого серийного цветного телевизора – «Рубин-401». На телеэкраны вышел цветной фильм «Летопись полувека», где каждому году советской истории посвятили отдельную серию – этакие Намедни 1.0. Транслировали на всю страну из Дворца съездов и праздничный доклад генерального секретаря ЦК КПСС: «Пройдут века, человечество достигнет высот, которые превзойдут самую смелую фантазию наших современников, многие события могут быть забыты. Но 7 ноября 1917 года – день, когда была совершена первая победоносная социалистическая революция, навсегда сохранится в памяти грядущих поколений». А что бы укрепить скрепку по Красной площади прошли парадом реконструкции броневиков этого времени.

Парадные «макеты» ленинских броневиков отдельная тема народного мифотворчества. Необъяснимым образом для варианта «ленинского броневика» был выбран Остин Путиловского завода, производство которого началось только в 1918 году. В итоге был принят в качестве идеологического образца броневик – машина с диагональным расположением башен. Единичные «фанерные броневики» строились регулярно, но к 50-летию Октябрьской революции все «сорвались с цепи», практически в каждом городе, в зависимости от воображения рабочих в мастерских было создано огромное количество очень плохих и совершенно плохих макетов и моделей этой бронемашины. Но любой праздник, это лучше, чем его отсутствие.

Ленинский броневик на базе ГАЗ-67Б в Свердловске-44, 1 мая 1959 г. фото: ГрузовикПресс.

Ленинский броневик на базе ГАЗ-67Б в Свердловске-44, 1 мая 1959 г. фото: ГрузовикПресс.

Ленинский броневик на базе ЗИС-150 в г. Бакал Челябинской обл., 22 апреля 1970 г. Фото: ГрузовикПресс

Ленинский броневик на базе ЗИС-150 в г. Бакал Челябинской обл., 22 апреля 1970 г. Фото: ГрузовикПресс

Ленинский броневика на базе УралЗИС-355М в Челябинске, 7 ноября 1967 г. фото: ГрузовикПресс.

Ленинский броневик на базе УралЗИС-355М в Челябинске, 7 ноября 1967 г. фото: ГрузовикПресс

Ленинский броневик на базе ГАЗ-ММ в Саратове, 1967 г. 7 ноября 1967 г. фото: ГрузовикПресс

Ленинский броневик на базе ГАЗ-ММ в Саратове, 1967 г. 7 ноября 1967 г. фото: ГрузовикПресс

Ленинский броневик на базе ГАЗ-69 в в Быстром Истоке, Алтайский край, 1967 г. 7 ноября 1967 г. фото: ГрузовикПресс

Ленинский броневик на базе ГАЗ-69 в в Быстром Истоке, Алтайский край, 1967 г. 7 ноября 1967 г. фото: ГрузовикПресс

Ленинский броневик на базе ГАЗ-69 в вв Можге, Удмуртская АССР, 1967 г. 7 ноября 1967 г. фото: ГрузовикПресс

Ленинский броневик на базе ГАЗ-69 в вв Можге, Удмуртская АССР, 1967 г. 7 ноября 1967 г. фото: ГрузовикПресс

Ленинский броневика на базеЗиС-5 Ирбите Свердловской области, 7 ноября 1967 г. фото: ГрузовикПресс

Ленинский броневика на базеЗиС-5 Ирбите Свердловской области, 7 ноября 1967 г. фото: ГрузовикПресс

Ленинский броневика на базе УАЗ-450Д в г. Глазове, 7 ноября 1967 г. фото: ГрузовикПресс

Ленинский броневика на базе УАЗ-450Д в г. Глазове, 7 ноября 1967 г. фото: ГрузовикПресс

Ленинский броневика на базе УАЗ-469 в г. Загорске, 7 ноября 1967 г. фото: ГрузовикПресс

Ленинский броневика на базе УАЗ-469 в г. Загорске, 7 ноября 1967 г. фото: ГрузовикПресс

Ленинский броневик на базе на ГАЗ-69М в Воронеже, 7 ноября 1967 г. фото: ГрузовикПресс

Ленинский броневик на базе на ГАЗ-69М в Воронеже, 7 ноября 1967 г. фото: ГрузовикПресс

Реплика Ленинского броневика на ГАЗ-69 в Арзамасе-16 фото: Грузовик-Пресс

Реплика Ленинского броневика на ГАЗ-69 в Арзамасе-16 фото: Грузовик-Пресс

Ленинский броневик в Ленинграде, парад 7 ноября 1967 года

Ленинский броневик в Ленинграде, парад 7 ноября 1967 года

Но в Москве ситуация повернулась с неожиданной стороны. Видимо, благодаря наличию в московской музее оригинального бронеавтомобиля ФИАТ Ижорского завода, с него были сняты размеры и было принято решение построить партию броневиков для участия в параде. Речь не шла о «ленинском броневике», а скорее об ударных силах революции. Хотя и здесь, конечно, есть натяжка, потому что ни в каких событиях 7 ноября по новому стилю эти бронемашины поучаствовать просто не успели, но в Гражданскую войну отличились по полной программе. В качестве шасси была использована база ГАЗ-51А, бронекорпуса был построены очень близко к оригинальным, Дисковые колёса ГАЗ-51 задекорировали накладными металлическими спицами. Всего было выпущено 9 броневиков по типу ФИАТ-Ижорский.

До нашего времени сохранилось по крайней мере 4 макета ФИАТ-Ижорских, построенные в 1967 году: «Кречетъ» у Музея техники Вадима Задорожного, броневик из Музея современной истории России, сейчас стоящий в ЦМВС, бронеавтомобиль «Власть советам» в Самарском военно-историческом музее Краснознамённого Приволжско-Уральского военного округа и ещё один броневик принимает участие в исторических реконструкциях во Львове (Украина) и принадлежит киностудии «Українська Память». Самое печально конечно то, что эти «реконструкции» зачастую выдаются за настоящие броневики. Но здесь достаточно помнить, что есть только один настоящий ФИАТ Ижорский и один настоящий Остин, а все остальное в большей или меньшей мере творческие реконструкции.

Реконструкция ФИАТ Ижорский, Москва, Музей Современной истории. Фото август 2018

Реконструкция ФИАТ Ижорский, Москва, Музей Современной истории. Фото август 2018

Реконструкция ФИАТ Ижорский, ЦМВС от Москва, Музей Современной истории. Фото июнь 2020

Реконструкция ФИАТ Ижорский, ЦМВС от Москва, Музей Современной истории. Фото июнь 2020

Реконструкция ФИАТ Ижорский, "Кречет", Московская область, Музей техники Вадима Задорожного, Фото 2014 год

Реконструкция ФИАТ Ижорский, «Кречет», Московская область, Музей техники Вадима Задорожного, Фото 2014 год

В 2015 году была построена точная реплика ФИАТ Ижорского завода. Если быть точным, то музейная реплика была показана первый раз в 2015 году на Галерее Сорокина в Сокольниках. Тогда она была совсем без интерьера. Эта реплика строилась, как утверждается, на шасси настоящего ФИАТа, возможно даже типа 55, или может быть 15bis. Реплика почти идеального музейного качества, так же утверждается, что она построена по точным обмерам Московской Машины из ЦМВС. Последний раз машина засветилась на фестивале Времена и Эпохи в 2019 году в Москве. Как это не удивительно, кто делал реплику и где она сейчас интернету неведомо. А сам я не обратил на нее внимания ни на Галерее Сорокина, ни на Моторах Войны через год, думал, что это одна из юбилейных реконструкций, а на колеса то и не смотрел :-((

Реплика ФИАТ Ижорского завода, Галерея Сорокина, март 2015

Реплика ФИАТ Ижорского завода, Галерея Сорокина, март 2015

Реплика ФИАТ Ижорского завода, выставка Моторы-Победы, Март 2015

Реплика ФИАТ Ижорского завода, выставка Моторы-Победы, Март 2015

Несмотря на то, что «ленинским» броневиком назначен Остин, именно ФИАТ Ижорского завода является самым визуально узнаваемым бронеавтомобилем Первой мировой и Гражданской войны. Бронеавтомобиль на шасси ФИАТ стал венцом творчества российской конструкторской школы в строительстве Бронетанковой техники и достойно служил до середины 30-х годов 20-го века.

ФИАТ Ижорского завода/ФИАТ-Ижорский/ФИАТ-Ижора

Страна: Россия

Завод: Ижорский завод

Год выпуска: 1917-1918

Кол-во: 81 (включая прототип)

Боевая масса: 5300 кг

Экипаж: 5 человек

Размеры: 4800×1880×2540 мм

Бронирование: 4,5-7 мм

Вооружение: 2×7,62-мм Максима обр. 1910

Шасси: FIAT typ 55 (США)

Двигатель: 72 л.с.

Где увидеть: оригинал ФИАТ-Ижорский. Москва. Центральный музей вооруженных сил (ЦМВС).

оригинал ФИАТ-Ижорский. Москва. Центральный музей вооруженных сил (ЦМВС)

оригинал ФИАТ-Ижорский. Москва. Центральный музей вооруженных сил (ЦМВС)

Реконструкции-макеты 1967 года:

— Москва. Москва. Центральный музей вооруженных сил (ЦМВС), ранее находился у Музея Современной истории России

— «Кречет» Архангельское. Московская область. Музей Задорожного.

— «Власть советам!» Самара, Военно-исторический музей ПурВО

— Фестивали реконструкторов на Украине, кіностудія «Українська Память».

— Музейная реплика: фестивали реконструкторов в России

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/russkie-oficerskie-broneviki-chast-32-fiat-ijorskogo-zavoda-1917-poslednii-bronevik-imperii-pervyi-bronevik-rkka-5f9a95318dfa154b7e678f3b

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account