В некоторых частях света, примерно с 3000 года до н. э., особенно в плодородных речных долинах Месопотамии, Египта, Пакистана и Китая, возникли первые полностью сформированные классовые общества. Священники, военачальники и гражданские чиновники использовали свое положение, чтобы монополизировать контроль над излишками, навязать свою власть остальной части общества и начать эксплуатировать труд других в своих собственных интересах.
В этот период, известный археологам как бронзовый век, металлы использовались для изготовления оружия, украшений и безделушек, но основные орудия повседневного труда продолжали изготавливаться из камня, дерева и кости. Из-за этого производительность оставалась низкой, а излишки небольшими, распространение цивилизации было ограниченным, и, в то время как империи росли и падали, большая часть человечества продолжала жить за пределами их досягаемости.
Из-за консерватизма элит бронзового века технические инновации происходили на периферии мировой системы, а не в ее ядре, и примерно к 1000 году до н. э. одна из таких инноваций помогла свергнуть старые империи и начать экономическую революцию: обработка железа.
Первый правящий класс.
Доисторический Шумер, участок земли в дельте Тигра и Евфрата на юге Ирака, состоял из болот и пустыни. Но здесь, примерно к 3000 году до нашей эры, первопроходцы неолита создали реальную версию мифического Эдемского сада.
Они осушили болота и оросили песчаные отмели между ними. При этом они создали поля исключительной плодородности. К 2500 году до н. э. средняя урожайность на поле ячменя в 86 раз превышала посевную. Мы знаем об этом из письменных записей, начертанных на глиняных табличках. Шумеры изобрели письменность, потому что созданное ими сложное городское классовое общество требовало от них ведения подробных записей — особенно записей о налогах и других сборах.
Древний Шумер был примерно такого же размера, как современная Дания.
Как только богатые почвы Шумера обрабатывались, шумерцы смогли производить огромные излишки сельскохозяйственной продукции. Это сделало возможным качественный переход от жизни в деревнях к жизни в городах. Шумер совершил то, что археолог Гордон Чайлд назвал ‘Городской революцией».
Основными археологическими маркерами этой революции являются искусственные курганы Шумера, с плоскими вершинами, образованные тысячелетними поселениями. Слои почвы, представляющие собой выровненные здания из глинобитного кирпича, рассказывают историю последующих поколений жителей. Они показывают деревни медного века, превращающиеся в города бронзового века между четвертым и третьим тысячелетием до нашей эры.
Раскопки показали, что в этих, если так можно выразится, прото-городах преобладают большие храмы и искусственные курганы, известные как зиккураты. В Эрехе зиккурат ранней династической эпохи (около 2900-2300 гг. до н. э.) был высотой 10 метров, построен из высушенного на солнце кирпича, облицован тысячами глиняных кубков и увенчан асфальтовой платформой. Город в целом, с его жилыми и промышленными районами, занимал площадь 5 квадратных километров.
Храмы и поместья в окружающей сельской местности, которые их поддерживали, принадлежали «богам». Территория Лагаша, к примеру, была разделена между примерно 20 божествами.
В отсутствие самих божеств, собственность управлялась от их имени храмовыми жрецами. Многие из подобных жрецов владел всего 0,32-1 га. земли, некоторые владели и более большими территориями (к примеру в 14,4 га.).
Таким образом, священники сформировали социальную элиту, обладающую как коллективным контролем над богатствами храмовых поместий, так и частным богатством из своих собственных поместий.
Богатство делало их могущественными, и их власть использовалась для накопления большего богатства.
Из рядов жрецов вышли наместники городов (позже названные царями). В Лагаше губернатор города был одновременно верховным жрецом главного бога и главнокомандующим армией. Городской правитель Лагаша был одним из многих правителей разделенного на множество городов-государств Шумера. Они часто воевали.
Каждое государство жило в страхе перед своими соседями. У каждого была земля, стада, зернохранилища, сокровища и рабочая сила, которую нужно было защищать. Военная мощь была необходима для обороны, а также для упреждающих атак.
Военная мощь также выполняла внутреннюю функцию. Государство — правитель, священники, бюрократия чиновников и клерков, вооруженные отряды людей, которыми они командовали, — было механизмом поддержания нового социального порядка в городе. Бюрократия сама по себе была инструментом классовой власти.
Сложность городского общества требовала письменности для ведения учета, стандартизированных мер и весов для торговли, а также геометрии и арифметики для измерения земли.
Стали появляться новые виды специалистов. Их образование было эзотерическим и эксклюзивным. Государственная иерархия наделяла их властью и статусом. Старые категории специалистов — торговцы и ремесленники — также были включены в новую классовую структуру. Не было свободного рынка. Экономика древнего города коренилась в политическом порядке. Правители контролировали, чем торговали, где это продавалось и кем. В частности, они сохраняли монополию на металлы, особенно бронзу и золото.
Короче говоря, ранний династический Шумер был первым в мире полностью развитым классовым обществом. Внизу были рабы. Над ними стояли простолюдины с подчиненным статусом. Над ними были свободные граждане.
Как меньшинство приобрело власть возвышаться над большинством? Что позволило немногим накопить богатство за счет многих?
Класс — это одновременно и социальные отношения между богатыми и бедными, и экономический процесс эксплуатации и накопления излишков. Стремление правителей к богатству и власти усилилось благодаря сочетанию бедности и собственности — комбинации, которая держит все доиндустриальные классовые общества в тисках.
Бедность — это общее состояние. Традиционные сельскохозяйственные экономики производят недостаточно продукции, чтобы обеспечить изобилие для всех.
Собственность — это привилегированная, априорная претензия на ограниченные ресурсы. Она распределяет богатство определенным лицам, семьям, землевладельцам, храмам, племенам или городам-государствам. Собственность может быть частной или коллективной, но никогда не бывает универсальной.
Это противоречивое сочетание — бедность и собственность — породило классовое неравенство, государственную власть и войну. Религиозным и военным специалистам доисторического Шумера был предоставлен контроль над излишками, чтобы они могли выполнять свои функции от имени общества в целом. Поначалу их положение зависело от общественного одобрения. Но контроль над излишками сделал их могущественными, и по мере того, как они укрепляли свою власть, они обнаружили, что могут использовать ее для дальнейшего обогащения и сохранения своего положения без общественной санкции. Таким образом, верховные жрецы, военные вожди, губернаторы городов и мелкие короли городского Шумера превратились в эксплуататорский правящий класс, накапливающий и потребляющий излишки в своих собственных интересах: власть над обществом, а не власть общества.
______________________________________
Для тех кто захочет помочь автору материально — вот мои реквизиты:
Юмани — 410013857200048
Webmoney — R269575646027 Z409408892477
________________________________________
P.S. По причинам финансового неблагополучия, а также по причинам здоровья (по которым, единственный на данный период времени способ заработка для меня является написание и перевод статей), я иногда буду публиковать статьи со своими реквизитами для пожертвования за труд.