Rolls-Royce Merlin. Тонкости. Мисс Шиллинг и ее отверстие.

1

Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m. Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Rolls-Royce Merlin. Тонкости» и «Rolls-Royce Merlin. Тонкости. "Cross-over"».

С началом серьезных столкновений в воздухе в 1940 году выявилось серьезное преимущество двигателей DB 601 немецких истребителей Bf 109 перед "Мерлинами" британских "Спитфайров" и "Харрикейнов". Непосредственный впрыск топлива давал возможность совершать "мессерам" любые маневры, а поплавковый карбюратор "Мерлинов" при отрицательных перегрузках начинал показывать свои принципиальные недостатки. Поплавок под влиянием перегрузок сначала всплывал, вызывая голодание двигателя, а потом вытесняемый более тяжелым топливом наоборот — тонул, и клапан механически связанный с ним выдавал порции бензина в результате чего мотор захлебывался. Процесс был скоротечным — от начала маневра до поступления избытка топлива проходила где-то секунда.

Вполне вероятно что ситуация была бы не так трагична если бы на это не накладывались и особенности конструкции самого мотора. На подачу топлива в карбюратор работали два насоса, каждый из которых был рассчитан на подачу бензина с запасом на 20%. Так что из карбюратора в цилиндры бензин просто лился рекой. Ну и тут в общем не было катастрофы. Мотор начинал сбоить, валил черный дым, выглядело это жутко, но после выхода из полета с отрицательной перегрузкой "Мерлин" быстро, через секунду-полторы, восстанавливал нормальную работу. К тому же постепенно выработались и были внедрены приемы, позволяющие избежать в воздушном бою отрицательных эффектов — выполнение полубочки в начале пикирования и на выходе из него. Тем не менее искались методы борьбы с гравитацией одним из которых стало применение нехитрого устройства официально называемого "R.A.E. restrictor", а неофициально "Miss Shilling's orifice" т.е. "дыркой мисс Шиллинг" в честь создательницы сего нехитрого приспособления. Beatrice (Tilly) Shilling (1909-1990) была личностью неординарной — заядлая байкерша-обладательница нескольких престижных наград в мотогонках, и хороший инженер, она получила степень магистра машиностроения, трудилась в университете Бирмингема пока ее не пригласили в Royal Aircraft Establishment (R.A.E.) — государственный исследовательский институт занимающийся исследованиями в области авиации, т.е. примерный аналог NACA или ЦАГИ. Решение Шиллинг было в монтировании в топливопровод ведущий к карбюратору простой шайбы с так подобранным диаметром отверстия которое ограничивало бы избыточную подачу топлива в карбюратор. Эта шайба могла монтироваться в полевых условиях что собственно и было сделано на практике в начале 41го. В последующем, с вариантом Merlin XX, "дырка мисс Шиллинг" вместе с другими изменениями была внедрена в конструкцию "Anti-G" карбюратора" — так называли модификацию стандартного на то время карбюратора S.U. A.V.T.40 — A.V.T.40/216. И изобретение Шиллинг и дополнительные изменения в Anti-G карбюратор полностью не решали проблем поплавкового карбюратора, а лишь отсрочивали их проявление. Окончательно гравитация была побеждена с внедрением американских безпоплавковых карбюраторов Bendix-Stromberg и, позже, карбюраторов S.U.Injector.

источник: http://p-d-m.livejournal.com/371102.html

p_d_m
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account