Рекордный автомобиль Sunbeam Silver Bullet. Великобритания

13

Рекордный автомобиль Sunbeam Silver Bullet. Великобритания

В течение 1920-х годов гоночные автомобили, изготовленные компанией Sunbeam Motor Car Company (Sunbeam), Вулверхэмптон, графство Уэст-Мидлендс, Англия, пять раз устанавливали мировой рекорд скорости на суше. Последний рекорд был установлен автомобилем Sunbeam 1000 HP Mystery Slug. На этом автомобиле, который был специально разработан Джоном Ирвингом, Генри Сигрейв 29 марта 1927 года разогнался до скорости 203,793 миль в час (327,973 км/ч). Затем Сегрейв и Ирвинг расстались с компанией Sunbeam, и рекорд Сигрейва был побит в следующем 1928 году. 11 марта 1929 года Генри Сигрейв вновь стал обладателем рекорда скорости на суше, разогнавшись на автомобиле Irving-Napier Golden Arrow до скорости 231,362 миль в час (372,341 км/ч). Желая вернуть рекорд скорости руководство компании дало старт работам по созданию нового рекордного автомобиля, способного развивать скорость 250 миль в час (402 км/ч).

Новый автомобиль компании Sunbeam, спроектированный главным инженером Луи Коталеном и главным конструктором Хью Роузом (Hugh Rose), был автомобилем специальной постройки, оснащенным двумя двигателями. Машину назвали Silver Bullet (серебряная пуля), что, скорее всего было ответом на Golden Arrow (золотую стрелу) Сигрейва и Ирвинга. В отличие от Sunbeam 1000 HP Mystery Slug, который был изготовлен с упором на использование материалов, которые имелись на тот момент у компании, Silver Bullet был полностью изготовлен с нуля. Конструкция машины была усовершенствована в результате испытаний модели в аэродинамической трубе авиационного отделения концерна Vickers.

Основу рекордного автомобиля Sunbeam Silver Bullet составляли очень прочные стальные лонжероны, высота которых в самой высокой точке составляла 13,5 дюйма (343 мм). Лонжероны «серебряной пули» были соединены многочисленными поперечными элементами и опорами, которые выгибались от лонжерона к лонжерону. Кузов автомобиля состоял из обтекаемых алюминиевых панелей, а днище закрывало нижнюю часть шасси. Колеса располагались снаружи корпуса «серебряной пули» и были снабжены аэродинамическими обтекателями. Шины Dunlap имели диаметр 37 дюймов (940 мм) и ширину 6 дюймов (152 мм). Рулевое управление осуществлялось с помощью отдельных продольных рулевых тяг, которые тянулись от кабины в задней части автомобиля к передним колесам. Длинные выпуклости на каждой стороне кузова покрывали продольные рулевые тяги. Двойные кили в задней части корпуса автомобиля помогали стабилизировать автомобиль на высоких скоростях. Горизонтальный элемент, установленный между двумя килями, поворачивался вниз и действовал в качестве аэродинамического тормоза. На всех четырех колесах автомобиля были гидравлические тормоза с водяным охлаждением.

Силовая установка рекордного автомобиля Silver Bullet состояла из двух 12-цилиндровых V-образных рядных двигателей водяного охлаждения, разработанных специально для «серебряной пули». Чтобы сделать двигатель и автомобиль как можно более узкими, угол развала блоков цилиндров составлял 50 градусов. Двигатель был изготовлен из алюминия и имел по четыре клапана на цилиндр. Каждый ряд цилиндров состоял из двух блоков по три цилиндра. Единственная свеча зажигания на цилиндр располагалась между клапанами в верхней части камеры сгорания. Два двигателя «серебряной пули» были установлены тандомом, причем передняя часть обоих двигателей были обращены к задней части рекордного автомобиля. Вторичный вал, изготовленный с картером как единое целое и расположенный под коленчатыми валами обоих двигателей, соединял двигатели вместе и передавал их объединенную мощность на коробку передач. Выхлопные газы каждого блока цилиндров двигателя собирались в отдельных коллекторах, которые проходили назад по обеим сторонам «серебряной пули» и под капотом двигателей. Сразу за задним двигателем выпускные коллекторы соединились в единый коллектор и выходили из-под капота. Эти большие выпускные коллекторы проходили рядом с кабиной водителя заканчивались непосредственно перед хвостовым оперением «серебряной пули».

Двигатели «серебряной пули» имели диаметр цилиндра 140 мм (5,51 дюйма) и ход поршня 130 мм (5,12 дюйма). Рабочий объем двигателя составлял 1465 кубических дюймов (24,01 л), и при частоте вращения вала двигателя 2400 об/мин (без наддува) развивал мощность 490 л.с. (365 кВт). С целью увеличения мощности в конструкцию «серебряной пули» был включен нагнетатель. Первоначально четыре нагнетателя типа Roots должны были обеспечивать подачу воздуха в каждый двигатель, и данная конфигурация была испытана на одном двигателе в ноябре 1929 года. Однако окончательный вариант системы наддува представлял собой единый блок центробежного типа, обеспечивавший подачу воздуха к обоим двигателям. Нагнетатель приводился в действие задним двигателем и, вращаясь с частотой 17000 об/мин, обеспечивал наддув около 7 фунтов на квадратный дюйм (48,26 кПа). Отдельные впускные трубы шли от нагнетателя вдоль обеих сторон заднего двигателя. Трубы были соединены с впускным коллектором, расположенным в V-образном развале переднего и заднего двигателей. Точная мощность, которую двигатели развивали вместе с наддувом, остается неизвестной. Вполне возможно, что полноценное тестирование двигателей на развиваемую ими мощность не проводились. Несмотря на это, Коатален не испытывал проблем, утверждая, что двигатели при 3000 об/мин будут развивать мощность по 2000 л.с. (1491 кВт) каждый, что делало Silver Bullet

«автомобилем мощностью 4000 л.с».

Как пиковая мощность двигателя, так и частота вращения его вала представляются довольно оптимистичными цифрами. Два карбюратора подавали топливо в воздух, когда последний подавался в нагнетатель.

Передаточный вал от двигателей к коробке передач вращался с частотой, которая в два раза превышает частоту вращения валов двигателя. Более высокая частота вращения уменьшала величину крутящего момента и позволяла использовать вал меньшего диаметра. Теоретические при частоте вращения вала двигателя 2600 об/мин трехступенчатая коробка передач позволяла развить максимальную скорость 135 миль в час (217 км/ч) на первой передаче, 180 миль в час (290 км/ч) на второй передаче и 266 миль в час (428 км/ч) на третьей передаче. Хотя в компании Sunbeam хотели побить рекорд скорости в 231 милю в час (372 км/ч) и планировал достичь скорости 250 миль в час (402 км/ч), была надежда, что автомобиль в конечном итоге разгонится до 265 миль в час (426 км/ч). Из коробки передач мощность подавалась на два приводных вала, которые тянулись назад по обе стороны кабины к задней оси. Компоновка с двумя приводными валами позволила уменьшить общую высоту «серебряной пули» и разместить сиденье водителя ниже, чем если бы одиночный карданный вал проходил под кабиной.

В носовой части «серебряной пули» пули был установлен бак для льда объемом 11,5 кубических футов (0,33 м³), вмещавший 616 фунтов (279 кг) льда. Вода из двигателей охлаждалась льдом, а затем возвращалась обратно в моторы. Топливный бак объемом 30 амер. галлонов (25 имп. галлонов; 114 л) размещался в обтекателе за кабиной водителя. Кабина была рассчитана специаьлно под Кея Дона (Кей Эрнест Донски; Kaye Don [Kaye Ernest Donsky]), который участвовал в гонках за компанию Sunbeam и который проявил исключительный талант на гоночной трассе в Бруклендсе, установив многочисленные рекорды. Для посадки в кабину водителя и покидания ее руль был съемным. Между двигателями и кабиной пилота была установлена противопожарная перегородка.

«Серебряная пуля» имела длину 31 фут 1 дюйм (9,47 м) и ширину в самом широком месте 6 футов (1,83 м). Однако ширина кузова автомобиля ен превышала 3 футов (0,91 м). Автомобиль имел колею 4 фута 11 дюймов (1,50 м), колесную базу 15 футов 5 дюймов (4,70 м) и дорожный просвет 7,75 дюйма (197 мм). Высота верхней части капота над двигателями составляла 44 дюйма (1,12 м), а самая высокая точка автомобиля, расположенная сразу за кабиной пилота, находилась примерно в 53 дюймах (1,35 м) над землей. Собственная масса рекордного автомобиля Silver Bullet составляла 6000 фунтов (2722 кг), стартовая масса – 7500 фунтов (3402 кг).

Двигатели были установлены к 1 февраля 1930 года, и 21 числа того же месяца состоялся публичный дебют «серебряной пули». До отъезда машины в Дейтона-Бич, штат Флорида, состоявшегося 26 февраля 1930 года, было проведено очень мало испытаний. Водитель, автомобиль и члены команды прибыли Дейтону 8 марта и немедленно приступили к работе над автомобилем. «Серебряная пуля» была обкатана 13 марта, и на следующий день автомобиль был готов к рекордному заезду. Однако оборудование для хронометража не было готово, и заезд не состоялся. Первый тестовый заезд состоялся 15 марта, во время которого «серебряная пуля» показала скорость около 150 миль в час (240 км/ч).

Попытка установить новый рекорд была предпринята 17 марта, но возникла серьезная проблема – воспламенение топливно-воздушной смеси из-за чрезмерного нагрева в длинных впускных коллекторах. Это явление создало обратную вспышку, которая обычно повреждала корпус нагнетателя и его крыльчатку. Частично проблема заключалась в том, что впускные трубы от нагнетателя проходили в непосредственной близости от выпускных коллекторов, в том числе в точке, где впускной канал пересекался с коллектором выхлопных газов переднего двигателя. Это создало локализованную область высокой температуры в системе подачи воздуха.

Конструкция с одним нагнетателем и его сложные трубопроводы не давали возможности устранить проблему без её существенных изменений. Несмотря на это, команда попыталась исправить неполадку и обеспечить «серебряной пуле» достойный результат в двух заездах по устроенной на пляже мерной трассе. В конструкцию автомобиля были внесены изменения, в соответствии с которыми выхлопные газы из переднего двигателя не собирались в коллекторах и проходили через капот, но проблема чрезмерного нагрева в длинных впускных коллекторах осталась. Еще хуже было то, что трасса оказалась неровной, и Кею Дону пришлось всю дорогу бороться с машиной. 18 марта Дон предпринял еще одну попытку, показав официальную и разочаровывающую среднюю скорость двух заездов 171,019 миль в час (275,229 км/ч). Тем не менее, «серебряной пуле» удалось установить новый американский рекорд скорости на дистанции 5 миль (8 км) 151,623 миль в час (244,014 км/ч).

Плохая погода, плохие условия на трассе, недостаточно эффективные двигатели и прочие детские болезни не до конца испытанного автомобиля привели к задержкам в дальнейших попытках установить рекорд скорости на суше. За это время «серебряная пуля» была подвернута многочисленным модификациям. 31 марта была, наконец предпринята еще одна попытка. Зарегистрированная скорость в одном направлении составила 186,046 миль в час (299,412 км/ч), но из-за технических проблем дальнейшие заезды были прерваны. Возникли новые задержки, и в конструкцию автомобиля были внесены дополнительные изменения. Следующая попытка установить рекорд состоялась 10 апреля, и во время заезда в одном направлении была показана скорость 175,72 миль в час (282,79 км/ч)

После более чем восемнадцати попыток установить рекорд скорости проблемы «серебряной пули» оказались слишком серьезными для их исправления в полевых условиях, а бригада хронометристов не могла оставаться на пляже бесконечно. 13 апреля Коатален приказал вернуться в Англию. Компания Sunbeam испытывал финансовые затруднения; на «серебряную пулю» было затрачено много средств без каких-либо значительных результатов.

«Серебряная пуля» была продана Джеку Филду (Jack Field) – владельцу гостиницы и гонщику-джентльмену. Джек Филд модифицировал автомобиль, чтобы решить его проблемы и повысить его надежность. Весь набор изменений, внесенных в конструкцию автомобиля, остается неизвестным, но коллекторы выхлопных газов, протянутые вдоль бортов автомобиля, были удалены и заменены двенадцатью отдельными выхлопными патрубками, выступавшими из каждой стороны капота. Также следует сказать, что в качестве запасных частей Филду были проданы восемь нагнетателей типа Roots, которые первоначально были запланированы для установки на «серебряную пулю». 21 марта 1934 года Филд предпринял попытку установить британский абсолютный рекорд скорости (максимальная скорость, достигнутая на территории Британской империи), который на тот момент составлял 218,54 миль в час (351,71 км/ч; установлен Малкольмом Кэмпбеллом на сухом озере Фёрнекпан [Verneuk Pan]; Южная Африка, 21 апреля 1929 года). Средняя скорость, которую автомобиль под управлением Филда развил в заезде на пляже Саутпорта, составила 174,09 миль в час (280,17 км/ч). Однако «серебряная пуля» загорелась, заезд в обратном направлении не состоялся, и дальнейшие попытки были прекращены. Филд продал поврежденный автомобиль знаменитому мотогонщику Фредди Диксону (Freddie Dixon). Как сообщается, цена продажи составляла всего 10 фунтов стерлингов, и в заключении сделки помогли крепкие напитки. Позднее Диксон выяснил, что он мало что мог сделать с автомобилем, и «серебряная пуля» была списана и отправлена на слом.

снимок крупным планом единственного нагнетателя рекордного автомобиля Silver Bullet. Два карбюратора находятся слева, а рулевой механизм чуть ниже. Обратите внимание на относительно резкие изгибы впускного трубопровода

снимок крупным планом единственного нагнетателя рекордного автомобиля Silver Bullet. Два карбюратора находятся слева, а рулевой механизм чуть ниже. Обратите внимание на относительно резкие изгибы впускного трубопровода

некомплектный рекордный автомобиль Sunbeam Silver Bullet с установленными двигателями. Обратите внимание на прокладку впускного трубопровода от нагнетателя и вокруг заднего (левого) двигателя. Пустое место перед передним (правым) двигателем предназначалось для бака со льдом. Продольная рулевая тяга для правого колеса установлена на внешней стороне правого лонжерона

некомплектный рекордный автомобиль Sunbeam Silver Bullet с установленными двигателями. Обратите внимание на прокладку впускного трубопровода от нагнетателя и вокруг заднего (левого) двигателя. Пустое место перед передним (правым) двигателем предназначалось для бака со льдом. Продольная рулевая тяга для правого колеса установлена на внешней стороне правого лонжерона

шасси рекордного автомобиля Silver Bullet с двумя установленными двигателями во время пусковых испытаний. Судя по всему перед отправкой в США не было серьезных испытаний как двигателей, так и всего автомобиля. Усиленная конструкция справа расположена непосредственно перед кабиной водителя

шасси рекордного автомобиля Silver Bullet с двумя установленными двигателями во время пусковых испытаний. Судя по всему перед отправкой в США не было серьезных испытаний как двигателей, так и всего автомобиля. Усиленная конструкция справа расположена непосредственно перед кабиной водителя

на данном снимке рекордного автомобиля Silver Bullet хорошо показан аэродинамический тормоз в рабочем положении. Интересно узнать насколько сильное сопротивление создает горизонтальный элемент, когда он находится в рабочем положении

на данном снимке рекордного автомобиля Silver Bullet хорошо показан аэродинамический тормоз в рабочем положении. Интересно узнать насколько сильное сопротивление создает горизонтальный элемент, когда он находится в рабочем положении

на первый взгляд «серебряная пуля» производит впечатление стильного и мощного автомобиля, готового устанавливать рекорды скорости. При внимательном рассмотрении начинают возникать вопросы, какое сопротивление создавалось кожухами продольных рулевых тяг, сложными выхлопными трубопроводами, нестандартными панелями кузова и открытыми крепежными элементами. В то время аэродинамика как как наука находилась еще в зачаточном состоянии

на первый взгляд «серебряная пуля» производит впечатление стильного и мощного автомобиля, готового устанавливать рекорды скорости. При внимательном рассмотрении начинают возникать вопросы, какое сопротивление создавалось кожухами продольных рулевых тяг, сложными выхлопными трубопроводами, нестандартными панелями кузова и открытыми крепежными элементами. В то время аэродинамика как как наука находилась еще в зачаточном состоянии

рекордный автомобиль Sunbeam Silver Bullet с Кеем Доном в кабине во время публичного дебюта автомобиля в феврале 1930 года. Выхлопные газы от двигателей собирались в длинном черном коллекторе, который проходил вдоль бортов кабины водителя. Выпуклость вдоль нижней части кузова закрывала продольную рулевую тягу

рекордный автомобиль Sunbeam Silver Bullet с Кеем Доном в кабине во время публичного дебюта автомобиля в феврале 1930 года. Выхлопные газы от двигателей собирались в длинном черном коллекторе, который проходил вдоль бортов кабины водителя. Выпуклость вдоль нижней части кузова закрывала продольную рулевую тягу

Кей Дон сидит в кабине рекордного автомобиля Silver Bullet. Снимок был сделан 14 марта 1930 года – еще до того как с автомобилем возникли реальные проблемы. Обратите внимание на небольшое потемнение от выхлопных газов непосредственно перед хвостовым оперением. Учитывая расстояние обтекателей колес от шин, сомнительно, что они значительно улучшали аэродинамику

Кей Дон сидит в кабине рекордного автомобиля Silver Bullet. Снимок был сделан 14 марта 1930 года – еще до того как с автомобилем возникли реальные проблемы. Обратите внимание на небольшое потемнение от выхлопных газов непосредственно перед хвостовым оперением. Учитывая расстояние обтекателей колес от шин, сомнительно, что они значительно улучшали аэродинамику

Джек Филд на «серебряной пуле» мчится по пляжу Саутпорта, 1934 год. Обратите внимание на отдельные выхлопные патрубки, выступающие из капота двигателя. Филду повезло не больше, чем Дону, и «Серебряная пуля» вскоре загорелась (снимок Getty)

Джек Филд на «серебряной пуле» мчится по пляжу Саутпорта, 1934 год. Обратите внимание на отдельные выхлопные патрубки, выступающие из капота двигателя. Филду повезло не больше, чем Дону, и «Серебряная пуля» вскоре загорелась (снимок Getty)

Источники:

  • The Land Speed Record 1930-1939 by R. M. Clarke (2000)
  • The Land Speed Record 1920-1929 by R. M. Clarke (2000)
  • Land Speed Record by Cyril Posthumus and David Tremayne (1971/1985)
  • Sunbeam Aero-Engines by Alec Brew (1998)
  • https://www.motorsportmagazine.com/archive/article/april-1976/46/inside-story-sunbeam-silver-bullet
  • https://www.motorsportmagazine.com/archive/article/february-1990/45/racing-cars-jack-field
  • http://www.historywebsite.co.uk/Museum/Transport/Cars/Sunbeam/Bullet.htm

источник: https://oldmachinepress.com/2018/06/05/sunbeam-silver-bullet-lsr-car/ 

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-rekordnyi-avtomobil-sunbeam-silver-bullet-velikobritaniya

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account