Пропущенная, но тем не менее, интересная и занимательная статья из жж Андрея Фирсова.
Чуть более года назад было 70 лет, как человек впервые преодолел звуковой барьер. Это был американский пилот Чак Ягер на опытном самолете Белл Х-1.
А позавчера исполнилось 65 лет как тот же Ягер выполнил последний полет на опытном самолете Белл Х-1А – развитии Х-1, достигнув рекордной тогда скорости М=2,44 (фактически 2609 км/ч) на высоте 22800 м. Этот полет стал последним по программе…
После выхода на эту скорость и выключения двигателя самолет начал вращаться вокруг всех трех осей и просто беспорядочно падать вниз. Перегрузка менялась от +8 до 1,5 ед, так что Ягер своей головой (шлемом) пробил остекление фонаря кабины (не пугайтесь, не до конца). Из расследования:
«…Полная дача элеронов и рулей не имела никакой ответной реакции… После 8-10 поворотов [направо] самолет на полсекунды замер, а потом стал вращаться налево с бешенной скоростью – до полного оборота в секунду! (по ощущению пилота) Пилот был полностью дезорганизован… Самолет отозвался на рули в перевернутом штопоре на высоте 10 км… В нормальный штопор пилот его перевел уже на 9 000 м…»
Проблема была в том, что на Х-1 не было катапультируемого кресла, в противном случае Ягер прямо заявил, что сразу бы катапультировался из самолета. Даже если бы удалось снизить скорость, чтобы воздушный поток не разорвал его, при попытке просто выброситься с парашютом была высокая вероятность попасть на стабилизатор или киль, острые, как бритва. Пришлось выводить самолет в нормальный полет и планировать на посадку…
Майор ВВС США Чарльз Ягер в кабине Х-1А
Переговоры с диспетчером:
Ягер: …, …, … снизился до 25 тыс футов над Тахачали… Не знаю… смогу ли вернуться на базу…
База: Чак? 25 тыс?
Ягер: Не могу больше… Должен… спасти себя… Я… боже!
База: Что ты сказал, Чак?
Ягер: Не пойму – порвал ли я что-то или нет, о боже!
База: Выйди на связь, когда сможешь.
Ягер: Я думаю, что смогу вернуться на базу, Джек. Ребята, я никогда этого больше делать не буду!
…
Ягер: Я… [задыхаясь] смогу говорить через минуту…
Графики самописцев параметров полета: верхний — число Маха. Обратите внимание на четвертый — располагаемая перегрузка. Ягера конкретно кидало по кабине вверх-вниз
Потом его коллега Альберт Кроссфилд спрашивал, как Ягеру удалось выйти из штопора:
«– Вряд ли какой пилот выжил бы в такой ситуации…»
— Ну, как выходить из штопора я знаю, — ответил Ягер. – А вот беспорядочное падение – что-то другое…
Я никогда не завидовал наградам Ягера – мало какой пилот был достоин их так, как он. На «Ракете» Ягер больше не летал!»
PS. Почему-то вспомнился другой полет — полет Бахчиванджи на нашем ракетном Би-1 в 1943 г. Обычно пишут, что при достижении максимальной скорости более 800 км/ч при выключении двигателя пилот ударился по инерции о приборную доску, потерял сознание, и самолет в пике вошел в землю. Летчик-испытатель Серов, к сожалению не оставивший мемуаров, вспоминал, что когда на трофейном «Шторхе» контролировал полет Би-1 над мерной базой, он не видел характерного «белого облачка» — выключения двигателя, о котором обычно пишут. Самолет вошел в пике с работающим движком. А перед полетом старый летчик-испытатель предупреждал Бахчиванджи:
«Не развивай максимальной скорости — к ней надо «подкрадываться» постепенно, по 20-30 км/ч… Тебя посылаю на верную смерть… Если что не так, сразу выключай двигатель!»
Но у Бахчиванджи высота полета была маленькой… Да, по полетному заданию Ягеру запрещалось превышать М=2,3, на М=2,4 он полез сам…