Путь танка. Часть 9. Траншеекопатель Nellie I/Cultivator No. 6. «Ромб» — самый большой и самый тяжёлый, но не танк
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене выкладывается мной на сайт АИ с любезного разрешения автора.
История боевой инженерной машины — N.L.E Trenching Machine Mark I , боевого траншеекопателя
Общепринято мнение, что генералы готовятся к уже прошедшей войне. Но чаще всего к ней готовятся не только генералы, а и политики и даже обычные граждане. Все планы заканчиваются с первым выстрелом и чаще всего, если война не закончилась в первые два-три месяца боевых действий приходится срочно менять технику и тактику. В 1939-м году по личной инициативе Премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля была разработана и построена сто тридцати тонная боевая инженерная машина, задачей которой было преодоление заграждений перед оборонительной полосой, возведенные противником. Сэр Уинстон Черчилль предположил, что и будущая война, как и Первая мировая рано или поздно попадет в позиционный тупик и тысячи километров Европы снова будут превращены в лунный пейзаж и опутаны миллионами километров колючей проволоки и противотанковых рвов. Преодолеть препятствие можно несколькими способами с разными результатами- как у трех богатырей — напрямик продавить — чем и занимались в первую мировую, облететь — вертикальный маневр только отрабатывался и стал актуален с появлением вертолетов и тяжёлых транспортных самолетов, обойти с флангов — чем занимались всю войну немцы и наконец пролезть снизу — вот именно это и придумал Черчилль.
К началу Второй мировой войны во всех армиях мира активно применялись экскаваторы-траншеекопатели — роторные и цепные. Они использовались для отрывки траншей для оборонительных линий вдоль линии фронта, прокладке кабелей и трубопроводов. Но Сэр Уинстон Черчилль задумал нечто совершенно другое — он предложил создать инженерную машину, которая бы прокапывала поперечную траншею к линии обороны противника такой ширины и глубины, что бы эта траншея прошла под заграждениями противника и танки и пехота перемещавшиеся по ней не подвергались огневому воздействию противника. Траншея должна была выйти сразу в тыл обороне. Техническое задание включало преодоление германской линии Зигфрида, как и все остальные страны участники конфликта в Европе британцы собирались наступать. Военные скептически отнеслись к созданию такой машины — дорого, медленно и уязвимо. Но премьер-министра было не остановить и было решено построить прототип, что бы потом не брать на себя всю вину за проблемы на фронте.
Так как Черчилль всегда неравнодушно относился к флоту, работы по проектированию были переданы Департаменту наземного оборудования военно-морского флота (Department of Naval Land Equipmen, NLE). По названию департамента официальное обозначение агрегата было NLE Trenching Machine Mark I – «Траншеекопатель разработки NLE, первая модель» или коротко Нэлли — Nellie. Ещё одним неформальным именем стало прозвище White Rabbit (Белый кролик) – в честь персонажа книги Льюйса Кэрролла «Алиса в стране Чудес». Для открытого обозначения использовали «сельскохозяйственное» название Культиватор №6 — Cultivator №6. Технически созданная машина представляла собой мощный танк типа «ромб» с установленным спереди мощным плужным отвалом.
В корпусе инженерной машины были установлены два шестьсотсильных двигателя, один из которых приводил в действие блок землеройных приспособлений. Землеройное приспособление NLE Trenching Machine Mark I представляло из себя мощный плуг, который поднимал грунт и отваливал его за пределы траншеи, ширина которой была больше ширины танка. Плуг не доставал до дна траншеи и дополнительно траншея углублялась с помощью цепного экскаваторного приспособления с небольшими ковшами, которые погружали грунт на ленточные транспортёры, которые выносили его из отрываемого участка формируя брустверы. Подача цепи осуществлялась снизу-вверх. Благодаря возможности наклона всего землеройного агрегата можно было регулировать глубину отрываемой траншеи.
Итогом разработки стала инженерная машина, которая со скоростью примерно в 1 км/час могла отрывать траншею шириной примерно в 2400 мм и глубиной до 2,5-метров. NLE не имели собственных мощностей и производство заказали у компании Ruston-Bucyrus Ltd, главного специалиста в мире по строительству экскаваторов и траншеекопателей. 6 декабря 1939 года премьер-министр У. Черчилль, увлечённый своей идеей, заявил, что уже весной 1941 года армия могла получить до двух сотен траншеекопателей. Ещё не было Дюнкерка и на островах смотрели на продолжение войны оптимистично. Контракт с производителем на 200 машин NLE Trenching Machine Mark I в модификации Infantry («пехотная») и 40 «танковых» Officer был подписан 22 января 1940 года, еще до полевых испытаний первого образца.
Транспортная часть траншеекопателя фактически была гусеничной машиной, построенной по типу танка «ромб» — с гусеницами охватывающими корпус коробчатого сечения и ромбовидной формы. Для перевозки боевой машины должны были использоваться стандартные прицепы и вагоны для тяжёлых танков. Каждый Культиватор №6 разбирался на три части — землеройная часть и две части корпуса, разъединенные между моторами. В передней части корпуса была установлена трансмиссия для передачи момента на землеройные устройства и отделение управления. Доступ на рабочие места экипажу был через бортовые двери.
Для привода столь внушительной конструкции был использован стандартный дизель Paxman 12TP, чьё массовое производство для нужд флота и армии было развернуто в Британии. 12-цилиндровый двигатель Paxman 12TP был создан на базе проверенного довоенного Paxman VEE RB, происходящего ещё от танкового двигателя Рикардо и использовался в катерах и подводных лодках флота Её Величества. Конструкция двигателя была предусмотрена для массового производства. Для выпуска была Paxman 12TP была создана обширная кооперация заводов, схожая с той, которая существовала в Первую мировую войну для выпуска двигателей Рикардо или Танков.
Конструкция гусеничного движителя практически была скопирована со столь дорогих сердцу Уинстона Черчилля танков типа Mark. То же огибание гусеницей корпуса боевой машины, отсутствие подвески, заднее ведущее колесо лежащее на земле и переднее ведомое, 42 опорных катках для нижней ветви гусениц и направляющие рельсы для верхней. Даже ширина гусеницы была 610 мм, как у поздних «ромбов». Предусматривалось что траншейные машины поступят и в пехотные и в танковые части. Отличие модификации Officer от пехотной Infantry было в наличии аппарели в задней части трашеекопателя, по которой движущиеся за ним танки могли заехать на инженерную машину и по нему выехать на территорию за обороной противника.
От места сборки до места начала боевой работы на поле боя машина N.L.E Trenching Machine Mark I передвигалась самостоятельно со скоростью нормально идущего человека — 4,9 км/ч. Запаса хода было достаточно для выхода в точку и отрывку траншеи длиной несколько километров. Боевые действия 1939-1941-го годов показали, что для прорыва любой линии обороны не нужны сверхмашины, достаточно скоординированной работы всех родов войск. Германская армия вскрывала любые оборонительные «орешки» с помощью танков и пикирующих бомбардировщиков, охватов и обходов на поле боя. Но Сэр Уинстон Черчилль не мог бросить «любимую игрушку» и по крайней мере один инженерный монстр был доделан и вышел в июне 1941 года на испытания. Когда машина испытывалась военные уже понимали, что NLE Trenching Machine Mark I в качестве реальной техники инженерных войск применяться не будет никогда, но множество идей заложенных в неё позволяли обкатать и проверить другие возможности — если не всем машины сразу, то отдельных узлов. Так как в 1940-м году была заказана сразу большая партия таких машин можно встретить упоминание, что всего было заложено до трех десятков «Белых кроликов», а в испытаниях использовали не менее пяти. Но это маловероятно, учитывая сложности 1940-1941 года с производством всего, доделка больше одного экспериментального образца почти невозможна.
Самое удивительное во всей этой истории с боевым траншеекопателем NLE Trenching Machine Mark I было то, что он реально работал как задумано. То, что даже как было задумано стало к 1941-му году бесполезно для армии проблема не конструкторов и производства, а самого Уинстона Черчилля, который не глядя на сопротивление военных и производственников продавил разработку и производство сложной и дорогой боевой машины, оказавшей, что впрочем было понятно с самого начала абсолютно бесполезной. Cultivator №6 хранился на одной из британских военных баз до начала пятидесятых годов, после чего был утилизирован.
В 2019-м году Национальный Трастовый фонд финансировал постройку макета для установки в качестве мемориала, на память о вкладе полигона Clumber Park во второй мировой войне.
N.L.E Trenching Machine Mark I/Cultivator No. 6/White Rabbit/Траншейная машина Марк I
Страна производитель: Великобритания
Год производства: 1939
Производитель: Ruston-Bucyrus Ltd
Кол-во произведенных: 1-5?
Боевая масса: 130 000 кг
Размеры: 23620×2210×3180 мм
Двигатель 2×Paxman 12TP 600 л.с. (1200 л.с.)/Davey, Paxman and Co
Скорость: 4,89 км/час — 1,08 км/час рабочая
Экипаж: 4
Где Увидеть: Clumber Park, макет