Противолодочная оборона США в 1950-ых: расчеты патрулирования побережья патрульными самолетами P2V-5 «Neptune»
Задача: не подпустить советские подводные лодки на расстояние 250 км (дальность пуска гипотетической ракеты) к Тихоокеанскому Побережью США.
Средство: патрульный самолет P2V-5 "Neptune"
ТТХ:
-
Performance
- Maximum speed: 278 kn (313 mph) (515 km/h)
- Cruise speed: 155 kn (174 mph) (286 km/h) (max)
- Range: 3,458 nmi (3,903 mi) (6,406 km)
-
Armament
- Rockets: 2.75 in (70 mm) FFAR in removable wing-mounted pods
- Bombs: 8,000 lb (3,629 kg) including free-fall bombs, depth charges, and torpedoes
Определение условий: длина Тихоокеанского Побережья США — округленно, без Аляски — 1600 км. Так как нам необходимо не пропускать советские субмарины на расстояние 250 км к побережью США, то следовательно, задача определяется как построение противолодочного барьера длиной 1600 км на удалении в 250 км от побережья.
Определим теперь конфигурацию барьера. Условно примем, что его глубина составляет также 250 км. Т.е. внешняя граница барьера отстоит на 500 км от побережья США, внутренняя — на 250 км.
Барьер имеет форму полосы, длиной 1600 км, глубиной в 250 км, и отстоит от побережья США на 250 км в Тихий Океан.
Теперь рассчитаем возможности патрулирования:
Патрульный противолодочный самолет P-2 "Orion" в модификации P2V-5 имеет радиус действия около 6400 км. Т.е. он может пролететь порядка 6400 км в стандартной патрульной комплектации. На всякий случай, сразу предупреждаю, что дальность 6400 км с нестандартной нагрузкой в 4500 кг (имитатор ядерной бомбы, сброшенный на полпути) была продемонстрирована на практике 7 марта 1949 года.
Примерно 1000 км тратится на взлет самолета, полет до района патрулирования и возвращение на авиабазу. Округленно представим, что "дальность патрульной операции" (т.е. количество км, которые самолет намотает над своим районом патрулирования) составляет порядка 3000 км.
Приблизительно прикинем радиус обнаружения. На 1950-ые, самым надежным средством в арсенале противолодочных самолетов были гидроакустические буи AN/SSQ-2 — способные пассивно обнаружить субмарину на расстоянии до 10 км. Буй весит всего 7,3 кг, поэтому патрульный самолет может взять их на борт МНОГО.
Т.е. пролетая над сектором и сбрасывая буи, самолет может осматривать полосу шириной в 10 км, в которой высока вероятность обнаружения субмарины в подводном положении.
Глубина нашего гипотетического сектора патрулирования — 250 км. Т.е. на прохождение всего сектора, самолету придется сделать 25 "проходов".
Теперь считаем: запас хода у самолета — 3000 км. 25 проходов. Длина каждого прохода — порядка 120 км.
Границы нашего гипотетического сектора патрулирования определились: его длина — 120 км, глубина — 250 км и расстояние от побережья США — 250 км. При средней скорости 286 км/ч, самолет осуществляет патрулирование за 10 часов.
Сколько нам нужно самолетов для патрулирования всего Тихоокеанского Побережья США? Разделив 1600 км (общую длину барьера) на 120 км (длину района патрулирования каждого самолета), получаем 13.
ДЛЯ ПАТРУЛИРОВАНИЯ ВСЕГО ТИХООКЕАНСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ США НАМ НУЖНО ВСЕГО ТРИНАДЦАТЬ ПОСТОЯННО НАХОДЯЩИХСЯ В ВОЗДУХЕ САМОЛЕТОВ.
С учетом оперативной смены и резерва, нам, естественно, потребуется их несколько больше. Для круглосуточного патрулирования нужно около 52 самолетов.
Но так как одной только модификации P2V-5 было выпущено 424 штуки нас это не особо волнует, согласитесь?…