В продолжение темы моторов предлагаю статью с Дзена, история появления у нас первого серийного дизельного автомобильного мотора.
Первый отечественный серийный автомобильный дизельный двигатель.
История появления на ярославском заводе этого мотора больше похожа на детектив.
Первый отечественный серийный дизельный двигатель.
Старший брат ЯАЗ-204 — шестицилиндровый ЯАЗ-206.
Еще до войны конструкция американского двухтактного двигателя GMC 4-71, послужившего прототипом ЯАЗ-204, была выбрана нашими инженерами для машины Я-1. В 1942 году под дизель GMC 4-71 специально разработали шасси грузовика ЯГ-9, а с 1943 эти моторы устанавливали на знаменитые тягачи Я-12. Мотор зарекомендовал себя очень хорошо. но для того, чтобы производить точную копию дизеля GMC, требовалась лицензия. Руководство General Motors не стеснялось при определении цены патента, обозначив Советскому Союзу цифру в почти 5 миллионов долларов США. Скидки не предусматривались даже для союзников. В итоге, долгие переговоры не увенчались успехом. Тогда в америку была направлена группа инженеров и технологов, которая под видом закупки оборудования для ремонта двигателей, приобрела всю технологическую цепочку для производства новых моторов. Разумеется, в GM догадались об этом, но было уже поздно… Большая часть станков была переправлена через океан!
GMC 4-71 послужил образцом для создания ярославского дизеля
Принципиальная схема работы двухтактного дизеля ЯАЗ-204/Яаз-206
Артиллерийский тягач Я-12
В начале 1947 года Ярославским моторным заводом было освоено производство модифицированного (немного упрощённого и с новой, жидкостной вместо электрофакельной, системой подогрева) двухтактного дизельного двигателя. Двигатель имеет трёхлопастной двухроторный компрессор с приводом от коленвала при помощи зубчатой передачи. Отличительной особенностью этого дизеля была любовь «уходить в разнос» — неконтролируемо повышать оборот вплоть до полного разрушения двигателя. Для предотвращения таких ситуаций инженеры спроектировали воздушную заслонку во впускном коллекторе, но, по воспоминаниям тех кто работал на технике оснащенной ЯАЗ-204, она едва ли могла предотвратить фатальный для силового агрегата рост оборотов… Так же двигатель отличался огромным расходом как топлива, так и масла, а так же неимоверным крутящим моментом (до 500 н.м) который был доступен едва ли не с холостых оборотов.
Первый советский тяжелый грузовик МАЗ-200 (он же ЯАЗ-200)
ЯАЗ-205 — самосвал
Тягач АТЛ-1
БМК-130
Данные двигатели устанавливались на модели грузовиков ЯАЗ-200 и ЯАЗ-205 (позже — МАЗ-200 и МАЗ-205), а так же артиллерийские тягачи АТЛ-1 и буксирно-моторные катера БМК-130, широкое применение нашел на мобильных дизель-электростанциях.
Двигатель ЯАЗ-204 производился на Ярославском Моторном Заводе вплоть до 1993 года, а в США дизели серии 4-71 оставались на конвейере аж до 1995 года…
Источник: https://dzen.ru/a/YCPR8tbuVzJJoW-y