1

В составе Российского Императорского флота находилось довольно большое количество устаревших кораблей номинально числившимися броненосцами и крейсерами, но никакого боевого значения не имевшие. Тем не менее, на содержание этих кораблей уходили не малые средства весьма ограниченного морского бюджета. Главной причиной этого совершенно нетерпимого явления было то, что устаревшие корабли давали вакансии и возможность отбывать ценз для большого количества штаб-офицеров флота, а сведенные в отряды, соответственно, для адмиралов.

Программа модернизации флота в царствование Михаила II.

Это не было секретом ни для «адмиралтейств-коллегии», ни для начавшего, наконец, планомерную работу Морского Генштаба. Для начала было введено положение о служебной аттестации. Выслуги ценза стало совершенно не достаточно для продвижения по службе.  Морских офицеров обязали учиться и сдавать экзамены на знание новейшей техники, морской тактики и стратегии. Впрочем, офицеры, не смогшие или не пожелавшие учиться и сдавать «унизительные» экзамены не были отправлены в отставку. Империя большая, дело всем найдется.

Программа модернизации флота в царствование Михаила II.

Следующим шагом было вывести из состава флота боевые единицы не соответствующие требованиям времени, и которые нельзя модернизировать. Устаревшие броненосные батареи и казематные броненосцы предполагалось использовать как брандвахты и блокшивы или… как мишени при многочисленных испытаниях нового оружия, как артиллерийского, так и минного.

Программа модернизации флота в царствование Михаила II.

Но было еще немало кораблей вполне крепких корпусами и не так что бы давно построенных, которые еще могли послужить. Увы, быстрый прогресс в вооружении и бронирования привел к тому, что они совершенно устарели. Впрочем, по крайней мере, часть их можно было довести до удовлетворительного состояния, затратив относительно не большие суммы. После долгих дебатов к таковым были отнесены броненосцы:

  1. Император Петр Великий
  2. Император Александр II
  3. Император Николай I
  4. Гангут
  5. Наварин.

Крейсера:

  1. Князь Пожарский
  2. Кузьма Минин
  3. Дмитрий Донской
  4. Владимир Мономах
  5. Память Азова
  6. Адмирал Корнилов
  7. Адмирал Нахимов

Программа модернизации флота в царствование Михаила II.

С крейсерами все решилось достаточно быстро. Пожарского и Минина решено было разоружить и переделать в минные заградители. В качестве таковых они могли еще довольно долго служить на Балтике. Донского, Мономаха, Память Азова и Корнилова перевооружить современной артиллерией калибра 152мм, 120мм и 75 мм. И использовать в качестве учебно-артиллерийских кораблей. А также для показа флага и участия в различных статусных мероприятиях. С Нахимовым все было сложнее, в принципе, в его барбетах можно было разместить новые восьмидюймовки однако объем переделок ожидался слишком большой. Возможность установки новых башен не рассматривалась. В конце концов, высокие договаривавшиеся стороны пришли к единому мнению. Старые орудия 203\35 решено оставить, переведя их на бездымный порох. Старые же шестидюймовки, заменить на новейшими орудиями системы Канэ.

Программа модернизации флота в царствование Михаила II.

Куда больше споров вызвали броненосцы. Проще всего отделался Наварин, на нем, не мудрствуя лукаво, решено было заменить имеющиеся шестидюймовки более современными. Снята за полной бесполезностью вся малокалиберная артиллерия (за исключением стоящих на крыше башен ГК) и установлены 8 -75мм пушки. Бронирование осталось прежним лишь в батарее появились бронированные траверзы толщиной в один дюйм.  Броненосец был относительно новым и современным, и решено было воздержаться от дорогостоящих переделок.

Программа модернизации флота в царствование Михаила II.

Следующим кандидатом был Гангут. Затонувший и недавно поднятый он был идеальным объектом для переделки. Главным образом потому что, в отличии от других броненосцев, находился в Кронштадте. Для начала на нем демонтировали барбет с единственной двенадцатидюймовкой. Вместо него появилась палубное 203мм орудие, еще одно такое же появилось на корме и четыре орудия заняли места в казематах взамен прежних 229мм пушек. Также новыми были заменены четыре 152мм орудия, а четыре 120мм и шесть 75мм орудия заняли места на верхней палубе. Были предложения заменить котлы на более современные, но от них отказались.  Таким образом, флот получил еще один учебно-артиллерийский корабль, пригодный для обучения комендоров. В учебном отряде он как самый крупный (и удобный) стал флагманом. Несколько позднее с целью обучения сигнальщиков была добавлена вторая мачта. Злые языки сразу вспомнили остроту:-«Одна мачта, одна пушка, одна труба – одно недоразумение». Дескать, и пушку убрали и мачты две, а недоразумение осталось…

Программа модернизации флота в царствование Михаила II.

 Наработанные при перевооружении Гангута решения были применены и при модернизации его собратьев — таранов. Первым переделке подвергся «Император Николай I» также как на Гангуте 229мм пушки уступили место 203мм. В батарее также появились новые шестидюймовки и бронированные траверзы. Еще одно 152 мм орудие появилось на корме, на палубе. Также на верхней палубе появилось 8-75мм пушек. Башенные орудия оставили прежним, лишь перевели его на бездымный порох. Развитый рангоут убрали, поставив простые мачты однодревки. Котлы также остались прежними, но качественно перебранная машина показала прекрасные результаты, скорость при испытаниях достигла 16.5 узлов. «Александра II» модернизировали несколько позже и несколько иначе. Как и на «Николае» главный калибр остался тем же, точно также 229мм уступили место 203мм. Еще одно 203мм орудие появилось на корме. В батарее поставили восемь новых орудий 152мм Канэ и четыре 120мм и шесть 75мм появились на верхней палубе. В общем и целом, модернизация дала неплохие результаты. В линию такие броненосец, конечно, не поставишь, но против устаревших и второранговых они смотрелись неплохо. Современная артиллерия позволяла отбиться им, в случае надобности, от больших броненосных крейсеров, поддерживать войска на берегу и служить учебно-артиллерийскими кораблями. Последнему в российском Императорском флоте стали уделять большое значение.

Программа модернизации флота в царствование Михаила II.

И наконец, очередь дошла до броненосца «Петр Великий». Некогда мощнейший корабль нашего флота (и мира) он к концу 90х окончательно устарел. Необходимость перевооружения назрела давно, но скудость финансирования и своеобразность конструкции «океанского монитора» мешали этому. Для начала было решено изучить саму возможность масштабной модернизации. Для этого специалисты кораблестроители занялись определением метацентрической высоты. После продолжительных опытов было выяснено что «Петр Великий» при водоизмещении в 10000 тонн и осадке 7,82 имеет метацентрическую высоту в 1,92м позволяющую безболезненно проводить любую модернизацию. Согласно плану модернизации котлы подлежали замене. А главные механизмы капитальному ремонту. Корпус в целом пребывал в вполне исправном состоянии и работы по нему ограничились демонтажем медной и деревянной обшивки. Замене также подлежала броня. Прежняя же  его 456- и 305-мм бортовая железная броня по сопротивляемости снарядам соответствовала 203-мм и 178-мм "круппированной" броне, а палубная настилка толщиной 77,8 мм соответствовала 50,8-мм стальной броне, отчего корабль неоправданно нес на себе свыше 1000 т лишнего веса железной брони.

Программа модернизации флота в царствование Михаила II.

Предполагаемый профиль броненосца после модернизации.

 Все эти меры позволили поднять башни на 3,2 метра обеспечив им обстрел в 220 градусов. Между башнями расположился каземат с шестью 152мм орудиями и броневая рубка. Главный пояс, башни и боевая рубка предполагалось бронировать 203мм броней закаленной по способу круппа. Верхний пояс 152мм. Палубная броня предполагалась двухслойной в 63,5мм брони и 12,7мм подкладки.  Верхний каземат покрывался брониро­ванной 38,1-мм палубой.

Осуществление всех этих мер осложнялось тем что многие корабли находились в плавании. Непосредственно на Балтике были «Гангут» и «Петр Великий» с них модернизация и началась. Впрочем, работы на «Петре» на первом этапе заключались лишь в демонтаже старой артиллерии, брони и механизмов. Занятость казенных заводов изготовлявших броню и башни не позволяла закончить модернизацию достаточно быстро. Модернизация Наварина была проведена прямо во Владивостокском порту, судоремонтные мощности которого были существенно усилены. Следующим был модернизирован «Николай I» за ним «Александр II»

Модернизация «Николая» пришлась весьма кстати. Ему предстояло принять участие в секретной экспедиции.

st .matros
Подписаться
Уведомить о
guest

50 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account