Изначально хотел дульный тормоз поставить. Но идея оказалась уже разобранной.
А что до названия — ничего путного не придумал
***
При подготовке к войне с Россией в 1904-1905 годах, у Японии в союзниках было два государства – Великобритания и США. Но уже к 1920 году оказалось, что среди возможных противников Японии на Тихом Океане — Великобритания и США. При этом Россия почему-то, но союзником для Японии так и не стала.
Как и в войне с Россией, по численности флота, и по обеспеченности ресурсами Япония отставала от «вероятных противников». Единственным способом уровнять шансы в возможной войне на море было создание кораблей и вооружения, качественно превосходящих технику противника. Одним из таких «уравнителей шансов» стала (точнее должна была стать) торпеда Тип 93.
Другим «уравнителем шансов», был опять повтор ситуации войны с Российской Империей. В Императорском военно-морском флоте прочно утвердилась (в конце 20-х годов) военная доктрина, согласно которой в ходе рейдов и неожиданных ударов флот противника сперва будет истощен и ослаблен (1-я Тихоокеанская эскадра). Затем его силы планировалось заманить поближе к японским военно-морским базам, где их заставили бы вступить в генеральное сражение («Цусима 2.0»).
В соответствии с предполагаемой тактикой, предполагалось создание специальной корабельной группировки, состоявшей из тяжелых крейсеров, эсминцев, линейных крейсеров, а также специализированных торпедных крейсеров. Эта группировка должна была затеять ночное сражение с американским флотом, атаковав его основные силы множеством торпед Тип 93, способных поразить противника за пределами дальности огня главного калибра. Затем, после рассвета, линейные силы японского флота должны были бы нанести решающий удар.
Поскольку вся кампания против США на море выливалась в необходимость остановить направлявшуюся к Японским островам могучую бронированную армаду американских линкоров, противостоять которым в открытом бою Императорский японский флот не мог, ставка была сделана на нанесение противнику в ночь перед боем главных сил массированного торпедного удара. Отряды эсминцев ещё со времен русско-японской войны считались в японском флоте главным оружием в ночных атаках на вражеские корабли. И после первой мировой войны японцы более всего уделяли внимание подготовке своих торпедных флотилий с их лидерами — 5500-тонными крейсерами — для ночных действий. Но из-за постоянного увеличения числа американских 10000-тонных крейсеров, которые предназначались, в том числе, и для защиты ядра флота от торпедных атак лёгких сил противника, в начале 30-х годов пришлось изменить тактику ночного боя. Теперь главная роль отводилась крейсерам "класса А", которые должны были не только защищать флотилии эсминцев и прорывать кольцо охранения линейного флота, но и сами наносить по последнему мощные торпедные удары, имея в бортовом залпе по 8 ТА, как и эсминцы.
Основы тактики японского флота на грядущую войну с США излагались в так называемой "4-й редакции инструкций морского боя". Сами "инструкции" или "Основные правила морского боя" вышли ещё в марте 1892 г. Ими японцы руководствовались в ходе войны с Китаем в 1894-95 годах. На основе опыта той войны в 1901 г. приняли новую инструкцию, которую японский флот применял во время войны с Россией в 1904-05 годах. В марте 1910-го инструкции морского боя были пересмотрены с четким определением принципов действий в бою главных сил (1-го Флота), 2-го Флота, эскадр эсминцев, защиты армейских транспортов и т.п. Во второй раз их пересмотрели в октябре 1920 г. с учётом опыта мировой войны (хотя сам японский флот не вел широкомасштабных боевых действий, его офицеры стажировались на кораблях союзного английского флота) и после проверки на маневрах. Тогда к инструкциям добавились основные принципы преследования и отхода главных сил и использования авиации в бою. Чтобы полнее учесть последние достижения морской техники, в июне 1928 г. появилась "3-я редакция инструкций", а в 1934-м -"4-я редакция", где как раз и появились инструкции для ночного боя, к которым в марте 1940 г. добавились правила использования береговой и палубной авиации. Этой редакции японский флот придерживался в течение всей войны на Тихом океане в 1941-1945 годах.
Так называемое "Соединение Ночного Боя", во многом соответствующее 2-му Флоту и также известное как "Передовое Соединение", согласно разработки 1936 года должно было к началу войны иметь следующий состав:
1) для прорыва внешнего оборонительного кольца американского флота предназначались четыре модернизированных линкора типа "Конго" (3-я эскадра) и 4 крейсера типа "Такао" (4-я эскадра) с бортовым залпом по 8 торпед типа 93;
2) для их поддержки и проведения торпедных атак назначались 3 эскадры крейсеров "класса А": 3 типа "Миоко" (5-я эскадра, четвертый корабль — "Асигара" должен был стать флагманом Флота Южных районов и одновременно флагманом 16-й эскадры крейсеров) с бортовым залпом по 8 торпед, 4 типа "Могами" (7-я эскадра) и 2 типа "Тоне" (ожидалось 4) 8-й эскадры с бортовым залпом по 6 торпед каждый;
3) непосредственно торпедные атаки должны были проводить 3 крейсера 9-й эскадры с тяжелым торпедным вооружением из 20 торпед на борт ("Ои", "Китаками" и "Кисо");
4) главные же атаки возлагались на 2 флотилии эсминцев 1-го класса (32 корабля типов "Асасио" и "Сирацую", лидеры "Дзинцу" и "Нака") с бортовым залпом по 8 торпед типа 93.
Эскадрой линкоров типа "Конго" должен был командовать контр-адмирал, специалист по торпедному бою. В августе 1940 г. планировалось поддерживать "Соединение Ночного Боя" новыми быстроходными линейными крейсерами проекта "В-64/65", которые должны были заменить корабли типа "Конго". В случае необходимости поддержку могли оказать и корабли 1-го Флота (линейного): 6-я эскадра из 4 крейсеров "класса А" типов "Фурутака" и "Аоба" с бортовым залпом по 4 торпеды типа 93, 1-я флотилия эсминцев в составе легкого крейсера "Абакума" и 16 эсминцев типов "Фубуки" и "Хацухару", а также 3-я флотилия в составе легкого крейсера "Сендай" и 14 эсминцев типа "Фубуки" (по 6-9 торпед типа 93 или 90). Все эти корабли могли сводиться в четыре ночные боевые группы, не считая ядра из 3-й, 4-й и 9-й эскадр:
группа 1: 5-я эскадра (3 крейсера типа "Миоко") + 2-я флотилия (крейсер "Дзинцу" и 16 эсминцев);
группа 2: 7-я эскадра (4 крейсера типа "Могами") + 4-я флотилия (крейсер "Нака" и 16 эсминцев);
группа 3: 6-я эскадра (4 крейсера типа "Аоба"/"Фурутака") + 1-я флотилия (крейсер "Абакума" и 16 эсминцев);
группа 4: 8-я эскадра (2 крейсера типа "Тоне") + 3-я флотилия (крейсер "Сендай" и 14 эсминцев).
Первоначально, ночной бой предполагалось вести с использованием прожекторов, осветительных снарядов и бомб, сбрасываемых бортовыми гидросамолетами крейсеров "класса А", бесвспышкового пороха и устройств инфракрасной связи. Большие преимущества сулили дальнобойные и быстроходные кислородные 61-см торпеды типа 93 с огромным зарядом взрывчатки.
Однако затем в первоначальный план стали вноситься изменения.
Все началось с пристального изучения японскими военнослужащими … истории! Причем в нередких случаях, к истории собственной – а именно к ниндзям, ночным безжалостным убийцам, профессиональным диверсантам, и вообще-то являющихся скорее искусными ворами (ворами-диверсантами), чем убийцами.
Главное что интересовало сынов Страны Восходящего Солнца, это ночной бой между армией вооруженной огнестрельным оружием, и армией вооруженной луками и арбалетами. Так же отмечались случаи при стрельбе горящими стрелами и стрельбе «невидимыми», т.е. не зажженными стрелами. Не обошли и историю позднюю — ночной бой с использованием артиллерии, причем и среди недавних примеров фигурировал Ютландский бой.
Все сражения объединяло одно – противник ночью ориентируется по вспышкам вражеских выстрелов. Вырывающиеся пламя во время выстрела освещало стрелка (пехотинец, пушка, корабль) и он служил прекрасной мишенью для таких же демаскирующих себя стрелков. По сути противники стреляли на огонь.
Но в случае ночного боя лучников и стрелков, лучники имели преимущество. Они могли стрелять по противнику сами, оставаясь в темноте и не демаскируя себя. Естественно при соблюдении условий, что противник лучников не отличается умом и сообразительностью.
Такая же ситуация была и с сами лучниками когда одни пользовались зажигательными, а другие обычными стрелами. Хотя стрелки с зажигательными стрелами и видели куда летят их стрелы, но демаскировали себя. Эффективен был комбинированный удар — сначала пару раз выстрелить зажигательными стрелами (противник видел полет и успевал закрыться щитами), а потом дать залп обычными стрелами (противник к этому моменту не закрывался и изгалялся в неумении противника попасть — вот тут самых ретивых и накрывало).
На море, опять таки выстрелы (звук и пламя) являются ориентиром для кораблей противника:
— «Нью Зиленд» тотчас же перенес огонь с «Мольтке» на «Фон дер Танн», но в этот тяжелый момент в бой вступила 5-я эскадра линейных кораблей. Она открыла огонь с предельной дистанции (95 каб.) при чрезвычайно плохих условиях освещения, причем управлявшие ее огнем офицеры ничего не видели, кроме блеска выстрелов неприятельских орудий.
— Через сорок секунд сияющие огненные шары с треском лопнули над двумя головными русскими кораблями, беспощадно осветив их анатомическим белым светом. Тут же был дан первый бортовой залп главным калибром. Четырнадцатидюймовые снаряды британских линкоров не успели покрыть и половину расстояния до лежащих как на ладони русских кораблей (если можно употребить это выражение по отношению к объектам, находящимся в двадцати двух километрах), как по смутным профилям линкоров противника вдруг пробежали различимые даже на таком расстоянии блестки красно-желтых огоньков – русские открыли огонь
— В азарте ожесточенного боя никто не заметил миг, когда зашло солнце, но последствия этого скоро стали очевидны. В светлом высоком небе еще розовели облака, а по морю уже расстилалась ночная тень. Японские корабли на востоке фактически пропали из вида, смутные силуэты обозначались только вспыхивающими факелами выстрелов.
— Слева по борту темный горизонт озаряли ритмично пульсирующие вспышки. Японская эскадра вела огонь непрерывными залпами.
**Отрывки "подлинные"***
Не меньшими ориентирами для обнаружения являлись и прожектора. В Цусимском сражении, применяемые русскими прожектора не только не спасали русские корабли, но и являлись причиной их гибели.
Каждый случай ночного боя изучался отдельно, подробно, учитывались разнообразные нюансы. И на основании этого, разрабатывалась идея нового оружия. Суть которой — во время сражения с флотом противника, японский флот должен действовать невидимым и неслышным оружием.
Проще сказать чем сделать! И проектов невидимого оружия было предоставлено не мало.
Например, взяв за образец проект армии "Хана", флот так же решал проблемы с дефицитом топлива. И если можно экономить топливо, и делать бесшумные боеприпасы, и надо экономить ресурсы (предполагалась установка на японских кораблях катапульт и самострелов).
Однако Япония пошла куда дальше, и поступила куда проще. Избрав лозунгом "тихие как рассвет, смертельные как ночь" (в других вариантах "тихие как ночь, смертельные как рассвет"), Страна Восходящего Солнца добилась снижения уровня шума выстрелов. Проект получил название "Унаби".
Кроме бесшумного оружия, в Японии хотели еще и обнаруживать противника. Хотя в деле РЛС Японии не повезло, но Страна Восходящего Солнца совершила рывок в других волнах — тепловых.
В 1934 г. борту линейного корабля «Нагато» были проведены разносторонние испытания по обнаружению торговых судов и кораблей Японского флота.
В результате испытаний теплоулавливателя диаметром 150 см дальность обнаружения составила: торгового судна 8–9 км; сторожевого корабля 12–16 км; эскадренного миноносца 16–22 км; крейсера и линкоры 28-34 км; подводной лодки в надводном положении 3–4 км; точность пеленга 1–1,5°.
***
Здесь и дальше — немного измененные проводимые в РИ испытания в СССР.
***
В 1935 г. было дано задание на разработку опытных образцов теплопеленгаторной аппаратуры для Соединенного флота.
Дальнейшие учения проводились в различных условиях, с использованием в качестве объекта обнаружения тяжелого крейсера. Корабль выходил в море без отличительных огней, на разных курсовых углах и скоростях хода. Командование Передового соединения дало положительную оценку проведенных испытаний. Максимальная ошибка при определении курсового угла составляла при автоматической работе 0,2—0,3° и при ручном управлении — 0,25 тысячной дистанции.
Первый действующий прибор установили на крейсере «Могами» в 1940 году. К 1941 году теплопеленгаторы стояли на всех кораблях "Соединения Ночного Боя".
Прекрасно отработанная тактика, отличная материальная часть и блестящая выучка личного состава позволили японцам в первый год войны добиться потрясающий успехов в ночных боях. Почти без потерь со своей стороны отряды из крейсеров "класса А" разгромили союзников в Яванском море, в бухте Бантен, у острова Саво.
Применение Японией "тихих" орудий дало неожиданный эффект.
Первое. Противостоящие японцам голландские, английские, американские и прочие моряки отметили странную тишину японских кораблей. Во время боя с японских кораблей не доносилось звуков стрельбы, и кстати пламени то же видно не было. А вот корабли союзников (и даже немцев с итальянцами) при стрельбе выбрасывали длинный след огня не говоря о раздававшемся громе выстрела.
Последовали вопросы — а стреляют ли японцы вообще? Но ведь повреждения то корабли союзников получали — не говоря уже о том, что тонули. Значит стреляют. А чем стреляют японцы? Точнее — какие орудия стоят на японском флоте?
Второе. На счет орудий разведка ничего сказать не могла. Но фотографии показывали необыкновенно толстые японские орудия либо странные насадки на орудия.
Третье. В США не подозревали что в Японии создана сверхмощная торпеда! Японская кислородная торпеда считалась не возможной — слишком длинная дистанция стрельбы. (РИ)
Сложение трех странностей привело к тому что и в США, так же призвали на помощь историю. Вот только вместо луков и индейцев, вывод был таким: японцы массово применяют… динамитные пушки! Не совсем динамитные пушки, но оружие созданное на этой основе.
На самом деле, проект "Унаби" это всего лишь звуко- и пламягасителями. Если не считать того, что "всего лишь" помещались не на пистолеты и автоматы, а на корабельные орудия — как крейсеров, так и линейных крейсеров.
Япония снижала звук по двум направлениям
— сделать "тише ствол" — отчего орудия казались гораздо большего калибра.
— установить насадку. Собственно именно огромные пламя- и звукогасители на японских кораблях трактовались в США (к примерным выводам пришли в Великобритании) как "некое шестовое орудие". По сути, разведка создала "морской миномет с крупнокалиберной миной (шестовой)".
Пламегаситель — уменьшает либо полностью исключает появление вспышки от выстрела путём рассеивания и охлаждения горячих пороховых газов. Предотвращает ослепление приборов ночного видения и стрелка дульным пламенем и повышает его маскировку.
http://wunderwafe.ru/WeaponBook/Jap_Cr_1/79.htm