Проект советского истребителя с неординарным вертикальным взлётом и посадкой Шквал-1А
Изначально мне попались великолепные 3D модели, как я думал, альтернативного самолёта Андрея Станавова. Однако, оказалось что это вполне реальный проект, речь о котором пойдёт ниже.
Кстати у нас уже есть одна работа этого автора на сайте. Это проект советского конвертоплана Ми-30.
Во второй половине 20 века, в разгар технического прогресса, многие молодые специалисты, окончившие ВУЗы, приходя по направлениям в констукторские коллетивы, оставались «за бортом» разрабатываемых крупных проектов. Молодой инженер Р. Мартиросон, пришедший работать в конструкторское бюро П. Сухого и оставшийся без настоящего дела, организовал из молодых инженеров инициативную группу, которая занялась разработкой и проектированием совершенного нового для Советского Союза самолета. Состав группы – 10 инженеров и конструкторов. Новую работу молодых специалстов признали актуальной. Было создано общественное КБ, работы в котором велись в нерабочий час.
Содержание:
Идея самолёта
Самолет проектировали по схеме «с хвоста» — реализация идей ВВП, не применяя в конструкции самолета дополнительных двигателей, установка которых вела к возрастанию общей массы самолета.
«Шквал-1А» представлял собой самолет ВВП с Х-образным устройством крыла и переднем горизонтальным цельноповоротным оперением. На концах крыла установлены обтекатели с внутренними топливными баками и амортизаторами для осуществления посадки «на хвост». Для осуществления необычного способа ВВП и стабилизации самолета разработали систему управления струйными рулями, установленную в блоке автоматической системы управления и сопряженную с системой навигации. Пилот самолета получил повотное кресло, которое при взлете/посадке позволило пилоту находиться в удобном положении. Впервые, для управления самолетом были предложены ручки управления, размещенные по бортам кабины.
Молодые специалисты при разработке проекта самолета «Шквал-1А», имеющего принципиально новый тип взлета/посадки, изобретали новые технические решения, из которых больше двух десятков признали изобретениями. Все они впоследствии широко использовались при создании новых самолетов и ракет.
Данное обещственное КБ, проведя большое количество расчетов, построив несколько маштабных моделей, которые успешно себя зарекомендовали на продувках ЦАГИ, обратилось к самому П.Сухому для возможности демонстрации проекта и дальнейших работ по нему в рамках КБ. П.Сухой был строгим, но справедливым начальником, и проект молодых специалистов, отработанный от и до заитересовал руководителя КБ. Однако, как опытный руководитель, который знал о ситуации в стране, и в частности в отрасли авиастроения, он посоветовал молодым специалистам продолжать разработку на общественных началах. О возможности полноценных работ в КБ по данному проекту, П.Сухой сказал ребятам о невыполнимости их желания вледствие отсуствия финансирования новых разработок.
Однако молодому коллективу помогли – для оказания помощи в финансировании проекта, в конструкторское бюро прибыл 1-й секретарь Центрального Комитета ВЛКСМ и специалист из смежного конструкторского бюро С.Ильюшина. Они ознакомились с проектом и дали ему высокую оценку.
Им выделили финансирование на разработку эскизного проекта с построением полномасштабного макета самолета. После предоставления его специалистам отраслевых ведомств предоставить результаты НТС Министерства авиапромышленности.
Молодым талантам понадобилось всего полгода на выполнение поставленных задач. Проект дал им наработать бесценный опыт, принимать самостоятельные решения и коллективно решать самые сложные тех. задачи. Они сами общались с представителями или руководителями ведомств, заводов и институтов.
Готовый макет был высоко оценен летчиками-испытателями. Особенно им понравилось выполнение кабины и оригинальное управление самолетом. На всем протяжение создания проекта ребятам помогали специалисты из ЦИАМ, ЦАГИ, ЛИИ, смежных КБ, академий и институтов. Поэтому неудивительно, что к назначенному сроку, проект, получивший хорошие отзывы от представителей отраслевых ведомств, был представлен в министерстве научным и техническим экспертам.
Судьба проекта «Шквал-1А»
Жаль, что это все случилось в то время. Тогда политическая воля советских лидеров «душила» авиастроение и новые проекты летательных аппаратов. Высшее руководство Советского Союза сочло создание нового самолета оригинального проекта нецелесообразным, но сам проект оценило довольно хорошо. Всему коллективу – разработчику «Шквал-1А» вручили грамоты от МАП и центрального комитета ВЛКСМ.
Наследие
— Р.Мартиросов — главный конструктор;
— Л. Блинов – зам генконструктора;
— В.Бабак — руководитель проекта Су-25;
— И.Емельянов – главный конструктор и руководитель одного из проектов;
— В.Сопин, И.Андрианов — ведущие спецы и руководители проектов.
Заключение
— немецкий проект «FW-860»;
— немецкий проект «Me-X1-21»
— американский проект «Наткрекер».
Галерея изображений самолёта Шквал-1А:
Текст — https://topwar.ru/19084-shkval-1a-proekt-sovetskogo-istrebitelya-vvp-s-hvosta.html
Иллюстрации — https://www.artstation.com/artwork/lR9LkV