1

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье уважаемого коллеги p_d_m «Гибкая палуба. Часть 1».

Самые ранние реактивные двигатели расходовали так много горючего, что первое поколение реактивных истребителей имело скверные характеристики дальности и продолжительности полета. Как следствие предпринимались значительные усилия по исправлению данной ситуации. В конечном итоге появились реактивные двигатели с гораздо меньшим расходом топлива, но покуда их еще не было была тщательно испытана одна очень интересная идея, предлагавшаяся в качестве возможного временного решения проблемы.

Обсуждение идеи эксплуатации самолетов без шасси велось до конца Второй Мировой войны; в первую очередь это касалось палубных самолетов, но рассматривались варианты применения и на машинах наземного базирования. Шасси составляло около 5% от общего полетного веса самолета наземного базирования; вследствие большей прочности, необходимой при посадках на палубы авианосцев, для истребителей военно-морского флота этот показатель составлял уже 7%. Если этот вес направить на увеличение запаса топлива, то показатели дальности и продолжительности полета улучшатся коренным образом.  

На состоявшейся 1 января 1945 года конференции Королевских ВВС майор Грин (Major Green) изложил свою идею об использовании резинового покрытия, натягивающегося между амортизаторами для посадки истребителей без шасси. Самолеты должно было останавливать задерживающее приспособление. Затем машина  раскачиваясь на резиновом покрытии теряла энергию, после чего ее перемещали на тележку и удаляли с покрытия. 

Проведенные на полноразмерном макете посадки на фюзеляж оказались успешными, и для проведения испытаний было принято решение модифицировать несколько палубных истребителей de Havilland Sea Vampire. Первоначально гибкое покрытие размещалось в Королевском авиационном НИИ (Royal Aircraft Establishment — RAE), а затем на палубе авианосца «Уорриор» (HMS Warrior).

Истребитель Gloster Meteor был отклонен из-за крыльевых мотогондол, нехарактерных для будущих самолетов с высокими характеристиками. Испытания начались в RАE в конце 1947 года, и первая успешная посадка была выполнена 17 марта 1948 года. 3 ноября была выполнена первая успешная посадка на палубу авианосца «Уорриор», а сами эксперименты были продолжены до конца 1949 года.

Совершенные без серьезных аварий две сотни посадок на палубу авианосца четко продемонстрировали, что истребители без шасси являются реальным предложением, и к январю 1950 года было сделано предложение о тестировании истребителей Hawker Sea Hawk, полная готовность которых ожидалась к концу 1952 года. Однако эксперименты были остановлены, когда стало ясно, что на строительство гибких поверхностей потребуется много средств и что отказ от шасси приведет лишь к незначительному повышению летных характеристик.    

Таким образом, испытания не привели к созданию истребителей без шасси, но к моменту закрытия программы появились их проекты, в том числе проекты машин со стреловидным крылом, создававшихся по спецификации ER.110T. В случае одобрения победившего проекта работы были бы продолжены, и отказ от гибкой палубы вряд ли состоялся.  

В посвященной Supermarine 543 брошюре был описан сверхзвуковой истребитель, разработанный для достижения высоты 45000 футов (13716 м) за три минуты и использующий для взлета катапульту, а для посадки гибкое покрытие. Альтернативными вариантами вооружения были четыре 30-мм пушки Aden или две пушки Aden и двадцать 50-мм безоткатных орудий, стрелявший вращающимися ракетами. Максимальная скорость горизонтального полета на уровне моря должна была составлять 882 миль/ч (1420 км/ч, M = 1,16), а на высоте 36000 футов (10973 м) — 1013 миль/ч (1630 км/ч, M = 1,53). Скороподъемность на уровне моря должна была составлять 37000 фт/мин (11278 м/мин). Ожидалось, что с применением форсажа до 1800K скорость на высоте 36000 футов возрастала бы до 1117 миль/ч (1797 км/ч, M = 1,69). Размах крыла самолета должен был составлять 32,5 фт (9,9 м), длина — 58,5 фт (17,8 м), площадь крыла — 450 фт² (41,9 м²); нормальный полетный вес должен был быть равен 30300 фунтов (13744 кг).

Проект палубного истребителя Supermarine Type 543. Великобритания

схемы истребителя без шасси Supermarine Type 543

Проект предлагался Королевским ВВС и Флоту, и в компании Supermarine выяснили, что на имеющихся в наличии авианосцах потребуются значительные преобразования по сравнению с существующей практикой. Компанией были предусмотрены две возможности:

  1. хорошо замаскированные и защищенные от бомб постоянные оборонительные базы;
  2. мобильные передовые базы, с которых самолеты с высокими характеристиками могут взлетать со скоростью 170 миль/ч (273 км/ч), но нуждающиеся в относительно небольших участках плоской поверхности. 

Для наземного обслуживания самолетов без шасси предполагалось использование восьмиколесного трейлера для каждого самолёта и соответствующего количества тракторов. Покрытие, катапульта и подвесное оборудование и перемещения между ними были полностью механизированы. Однако было признано, что вопрос обслуживания самолетов без шасси остается открытым и что решение, приемлимое для всех участников (обслуживающий персонал, авиаконструкторы и корабельные инженеры) не появится до тех пор, пока все не будут удовлетворены результатом.  

Спустя сорок шесть лет кажется вполне ясным, что подъем и опускание истребителя Supermarine 543 занимало бы больше времени, чем рулежка вокруг аэродрома, но преимущество было в том, что взлетно-посадочная полоса уже была не нужна и, следовательно, машины были уже не так уязвимы (спустя несколько лет отсутствие необходимости во взлетно-посадочных полосах станет одним из главных аргументов в пользу СВВП). Кроме того, создание передовых авиабаз для самолетов данного типа станет серьезной проблемой для инженеров-строителей и потребует множество ресурсов и рабочего времени. Необходимое для истребителя Supermarine 543 легкое мобильное оборудование могло легко демонтироваться и устанавливаться в новом месте; в компании Supermarine его сравнивали с передвижным цирком или ярмаркой. 

Отказ от шасси предполагал улучшение характеристик самолёта, но в компании Supermarine подчёркивали менее очевидный аспект: снижение размеров и стоимости самолёта при неизменных ЛТХ. По расчётам конструкторов, самолет с обычным шасси и теми же характеристиками, что у Supermarine 543, получался крупнее минимум на 35%.

Проект палубного истребителя Supermarine Type 543. Великобритания

Проект палубного истребителя Supermarine Type 543. Великобритания

Проект палубного истребителя Supermarine Type 543. Великобритания

схемы и рисунки, показывающие применение истребителя без шасси Supermarine Type 543

Изначально рассматривались как однодвигательный, так и двухдвигательный варианты машины, причем последний, как и ожидалось, показал, по существу, более высокие характеристики при одинаковой военной нагрузке. С одним двигателем не удавалось достичь заданных значений максимальной скорости, скороподъемности и практического потолка. что касается двухмоторного варианта, то были исследованы варианты с тремя разными удельными нагрузками на крыло — 48, 60 и 72 фнт/фт² (234, 293 и 352 кг/м²), в ходе которых было обнаружено, что разница между менее нагруженным и более нагруженным вариантами составит: по скорости 192 миль/ч (308 км/ч), по набору высоты в горизонтальном развороте с перегрузкой в 2g — всего 2800 футов (853 м). В компании Supermarine не считали, что данное небольшое увеличение оправдывается такой значительной потерей максимальной горизонтальной скорости. Исследования также показали мало преимуществ при увеличении стреловидности крыла свыше 55°.   

Расчеты и характеристики основывались на применении двух устанавливавшихся бок о бок двигателей Bristol BE.15, являвшихся на тот момент мощнейшими доступными осевыми двигателями с максимально возможной степенью форсажа; в качестве альтернативных вариантов рассматривались развитие Avon (Sa.50 Sapphire) и Napier E.143. Размещение двигателей следовало основной схеме и опыту Supermarine 525, созданного по спецификации N.9/47, но на стадии строительства был сделан выбор в пользу горизонтального расположения, дающего меньшее полное сопротивление при постоянной площади крыла. Требования сверхзвуковой скорости заставили установить носовые воздухозаборники и разместить сопла в крайней задней части фюзеляжа.

Проект палубного истребителя Supermarine Type 543. Великобритания

рисунок летящего истребителя без шасси Supermarine Type 543

Крыло должно было быть очень тонким (относительная толщина профиля крыла должна была составлять 7% у корневых частей и 5% у законцовок), но конструктивные методы, разработанные для стреловидного крыла истребителей Swift и Supermarine 525 были в состоянии удовлетворять жестким требованиям прочности и жесткости крыла, налагаемым сверхзвуковым полетом на малых высотах. Отклоняемые носки механизации крыла должны были быть расположены вдоль передней кромки; двухщелевые закрылки должны были устанавливаться на задней кромке крыла от корневых его частей до линии складывания консолей.

Крестообразное хвостовое оперение должно было иметь стабилизатор с переменным углом атаки. Из-за отсутствия шасси посадочный крюк обычного типа должен был быть коротким.

Вооружение должно было располагаться в фюзеляже и быть 

«предельно доступным»,

в то время как 50-мм ракеты должны были размещаться в корневых частях крыла.

Мнения Министерства относительно проекта Supermarine 543 обнаружить не удалось, но концепция гибкой палубы и создававшегося для нее истребителя без шасси обрекали самолет стать очередным бумажным проектом. 

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Силовая установка: 2×Bristol BE.15

Размеры:

размах крыла 32,5 фт (9,9 м)
длина — 58,5 фт (17,8 м)
площадь крыла — 450 фт² (41,9 м²)

Вес:

общий полетный 30300 фунтов (13744 кг)

Летные характеристики: 

максимальная скорость 
на уровне моря 882 миль/ч (1420 км/ч, M = 1,16)
на высоте 36000 футов (10973 м)  1013 миль/ч (1630 км/ч, M = 1,53)
скороподъемность на уровне моря 37000 фт/мин (11278 м/мин)

источник: TONY BUTTLER "BRITISH SECRET PROJECTS JET FIGHTERS SINCE 1950"

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account