Проект многоцелевого истребителя British Aerospace P.110. Великобритания

12

Проект многоцелевого истребителя British Aerospace P.110. Великобритания

Винтажная статья (предположительно начала-середины 1980-х годов), опубликованная на сайте GLOBALSECURITY, которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

Проект P.110, являвшийся заменой штурмовика Sepecat Jaguar, представлял собой одноместный двухмоторный истребитель. Работы по этому проекту начались в 1969 году в качестве ответа на требования спецификации AST396 (Air Staff Target #396 – задание штаба военно-воздушных сил №396). Затем в 1972 году ее сменила спецификация AST 403. Затем авиастроение Великобритании пережило целый калейдоскоп программ, менявших свои аббревиатуры и цифровые обозначения: European Combat Aircraft [ECA; европейский боевой самолет], P110, Advanced Combat Aircraft [ACA; перспективный боевой самолет], Experimental Aircraft Project [EAP; экспериментальный боевой самолет]. Позже проект, слабо связанный с AST 414 стал называться Future European Fighter Aircraft [FEFA; европейский самолет-истребитель будущего]. В конечном итоге британский разработки были использованы при создании истребителя Eurofighter.

Разработка проекта P.110 началась по собственной инициативе авиастроительной промышленности в ожидании выпуска спецификации. Разработка велась на собственные средства авиапромышленности в качестве средства удовлетворения требований, которые, как считали в руководстве компании, будут предъявлены как Королевскими ВВС, так и военно-воздушными силами зарубежных стран. Также разработка проекта P.110 рассматривалась как средство наиболее эффективного использования навыков и ресурсов отрасли в предстоящие годы, поскольку работы по программе Tornado подходили к концу. Среди вовлеченных компаний были British Aerospace, Rolls-Royce, Lucas Aerospace, Smiths Industries, Marconi и Dowty, а также Ferranti.

P.110 в варианте самолета завоевания господства в воздухе должен был стать самолетом, способный к очень быстрому реагированию. Он должен будет взлетать после разбега длиной 300 метров и вертикально набирать высоту, ускоряясь по ходу полета. P.110 должен был стать многоцелевым истребителем, обладающим исключительными характеристиками как при ведении воздушного боя, так и при нанесении ударов по наземным целям. Предполагается, что у военно-воздушных сил многих стран, за исключением, естественно Соединенных Штатов, возникнет потребность в сотнях самолетов данного типа.

Промышленность рассматривает этот самолет как третьего представителя семейства боевых самолетов, основанных на технологиях Tornado, но воплощающих в себе значительное число новейших технологических достижений. P.110 должен быть оснащен улучшенной версией двигателя Turbo Union RB199, базовая модель которого была установлена на Tornado. Около 40 процентов планера P.110, включая консоли крыла, будут изготовлены из композитных материалов (углеродное волокно), и помимо этого самолет должен получить электродистанционную систему активного управления. В обоих этих аспектах проект P.110 должен выиграть от успехов, которых подразделение компании British Aerospace, Уортон, добилось в как в области композитов из углеродного волокна, так и в технологии электродистанционного управления. Успехов, которые были бы невозможны без программ демонстраторов технологий, финансируемых главным образом министерством обороны.

схема проекта многоцелевого истребителя British Aerospace P.110: A) фюзеляжные топливные баки; B) РЛС ПВО и отсек для размещения РЛС; C) отсеки с авиационным электронным оборудованием; D) пушечный отсек; E) отсек вспомогательной силовой установки; F) крыльевой топливный бак; G) отсек гидравлической системы; H) двигатели RB 199-66R; I) доступ к отсеку авионики; J) контейнеры для хранения оборудования(левый и правый); K) топливосборники (левый и правый)

схема проекта многоцелевого истребителя British Aerospace P.110: A) фюзеляжные топливные баки; B) РЛС ПВО и отсек для размещения РЛС; C) отсеки с авиационным электронным оборудованием; D) пушечный отсек; E) отсек вспомогательной силовой установки; F) крыльевой топливный бак; G) отсек гидравлической системы; H) двигатели RB 199-66R; I) доступ к отсеку авионики; J) контейнеры для хранения оборудования(левый и правый); K) топливосборники (левый и правый)

Проект P.110 должен иметь такое же значение для безопасности Великобритании, какое в свое время имел истребитель Spitfire. P.110 должен стать лучшим в мире истребителем. Также как и Spitfire, он должен быть полностью британским. В британской авиапромышленности считают, что P.110 будет обладать лучшими характеристиками по сравнению с любым другим конкурентом, который, как ожидалось, поступят на вооружение в период с 1989 по 2000 год.

Уверенность руководства компании British Aerospace в том, что P.110 станет мировым лидером, была очевидна из того суммы финансов, которая уже была вложена в этот проект всеми заинтересованными сторонами: к 1982 году компания British Aerospace вложила в программу 9 миллионов фунтов стерлингов. Однако риски, связанные с частным финансированием, после середины 1982 года, быстро станут неприемлемыми без приверженности правительства этому проекту. По этой причине крайне важное значение имеет заблаговременное заявление о намерениях.

Это полностью британская программа считалась жизненно важной для будущего британской аэрокосмической промышленности. Помимо British Aerospace и Ferranti, в проекте P.110 приняли участие и внесли свой вклад компании Rolls-Royce, Marconi, Lucas, Dowty и Smith’s Industries. Кроме того, по оценкам, к концу 1980-х годов в данной программе могли быть задействованы как минимум 50000 рабочих мест как в аэрокосмической отрасли, так и в предприятиях-поставщиках в сфере поставок и услуг.

Компания Ferranti принимала участие в разработке многих технологий, которые будут использованы при оснащении P.110, включая инерциальную навигационную систему, современные электронные индикаторы отображения карты и дисплеи с перемещающимся изображением, радиолокационные станции и лазерные дальномеры, а также другие виды оборудования. Если принять во внимание самые минимальные оценки количества самолетов P.110, которые будут приняты на вооружение, программа создания этого перспективного истребителя должна иметь для компании Ferranti такое же или даже большее значение, чем программа Tornado.

К концу 1980-х годов заказы на производство многоцелевых самолетов Tornado будут в основном выполнены, и, если не появятся другие программы для заполнения этого пробела, большая производственная база и квалифицированная рабочая сила, созданные для выполнения текущих контрактов, будут сокращены до уровня, достаточного для выполнения гораздо более низких объемов работ. Это, вероятно, привело бы к сокращению штатов в той области, которая не может себе это позволить.

Более того, в британской авиастроительной промышленности полагают, что если проект P.110 не будет реализован, то это может привести к безвозвратной утрате связанной с этой программой отечественных технологий. Тем не менее, потребность в современных боевых самолетах не исчезнет, и когда, в конечном итоге, для Королевских ВВС будут заказаны новые истребители, возможности производства в Британии жизненно важных элементов исчезнут, и потребуется дорогостоящий импорт. Применение профессионального мастерства в области высоких технологий всегда было важным элементом в ведении экспортной деятельности. Тем более теперь, когда страны третьего мира с их изобилием рабочей силы уже могут удовлетворить потребности бывших массовых рынков, для Великобритании еще более важно полагаться на экспорт высоких технологий.

Высокие технологии не стоят на месте, и для сохранения и расширения этой прибыльной области приложения британских опыта и знаний промышленность должна получить своевременную поддержку со стороны правительства. Таким образом, поддержка программы P.110 имеет решающее значение для авиационной промышленности, дальнейших достижений в науке и технике и сохранения занятости в отрасли. Многие страны Ближнего Востока и Европы, включая те страны, которые могут войти в планируемый консорциум по созданию общего истребителя, заинтересованы в приобретении P.110 и тем самым уже внесли свой вклад в его разработку.

Эти организации ожидают, что правительство даст принципиальное согласие на реализацию проекта. Если Королевские ВВС сделают заказ, то э то не только укрепит боевой потенциал британской авиации, но и повысит доверие к проекту P.110, а также станет ключом к участию в проекте других стран. Как только при наличии необходимых финансов будет выдан заказ, он потянет за собой, как снежная лавина, цепь событий.

Самолеты будут изготовлены и проданы, и другие страны, не входящие в число первоначальных участников, также закажут P.110, что позволит продолжить производство и сохранить занятость в отрасли. Полученные Британией доходы могут быть значительными и будут включать в себя не только прибыль от прямых продаж P.110 зарубежным заказчикам, но и дополнительный эффект в виде внедрения британского авиационного оборудования в зарубежные авиационные программы. Никогда не следует забывать, что на долю бортового радиоэлектронного оборудования приходится около трети общей стоимости боевых самолетов данного типа.

Например, если страна имеет авиационную промышленность, но не имеет возможности разрабатывать самую передовую военную авионику (такие страны, как Бразилия, Индия и Италия), она после разработки P.110 может сделать в Великобритании заказы на авиационное оборудование. Однако продажи иностранным заказчикам нового, непроверенного оборудования редки. Успешный экспорт неизменно связан с оборудованием, которое первоначально было установлено на британских самолетах и отлично показало себя в ходе эксплуатации.

макет проекта многоцелевого истребителя British Aerospace P.110 с вооружением, которое может нести этот самолет

макет проекта многоцелевого истребителя British Aerospace P.110 с вооружением, которое может нести этот самолет

Помимо любых преимуществ, которые может обеспечить объединение промышленности, неизбежно появятся благоприятные условия для коммерческой деятельности в других областях экономики, помимо оборонной отрасли, и не следует упускать из виду благоприятные последствия для нефтяной промышленности, банковского и страхового секторов.

Когда 3 сентября 1980 года премьер-министр Тэтчер выступила на ужине в честь восьмидесятой годовщины международного авиасалона в Фарнборо, она сказала:

«Дело в том, что мы не получим экспортные заказы, к которым стремимся, если мы не будем выпускать продукцию для внутреннего рынка.»

Она также добавила:

«Министерство обороны и другие органы, занимающиеся государственными закупками, должны проанализировать возможные потребности, которые возникнут в будущем.»

Она продолжила, прекрасно осознавая в этой связи необходимость защиты национальных интересов:

«Бюджет правительства на закупки и навыки нашего народа, если использовать их вместе с максимальной выгодой, могли бы принести стране гораздо большие суммы денег, значительную выгоду для нашим вооруженным силам и нашей промышленности и одновременно увеличить количество рабочих мест.»

И, наконец, она наиболее ярко выразила суть вопроса следующими словами:

«Важность аэрокосмической промышленности для британской экономики невозможно переоценить. Действительно, если бы нам нужно было создать идеальный пример отрасли с экспортной продукцией с высокой добавленной стоимостью, нам не нужно искать ничего, кроме аэрокосмической отрасли.»

В 1981 году ходили слухи, что одна из стран Ближнего Востока или какая-либо другая страна выделит средства, которые позволят компании British Aerospace продолжить свою работу. В этом случае самолет мог быть изготовлен раньше вместо того, чтобы ждать, пока министр и его официальные лица примут решение, которое они, возможно, не смогут принять. Компания British Aerospace предлагала участие в работах по проекту P.110 и стремилась продолжить его разработку. Однако даже если бы компания British Aerospace получила финансирование, даже если бы ее руководство нашло бы кого-то, кто спонсировал бы программу, разделив расходы по ней, это вряд ли продолжалось еще 10 лет.

К началу 1982 года благодаря сотрудничеству с министерством и других контактам правительство помогало компании British Aerospace продвигать проект P.110 среди потенциальных клиентов, которые, как надеялись, могли бы внести свой вклад в стоимость разработки этой частной разработки. В компании Ferranti Ltd. считали, что успех проекта, в котором она заинтересована, имеет первостепенное значение как с точки зрения совершенствования технологий, так и с точки зрения занятости.

Руководство компании British Aerospace ясно дало понять, что для полномасштабной разработки P.110 к концу 1982 или началу 1983 года ей понадобится партнер или крупный заказчик. В компании British Aerospace пришли к выводу, что увеличение инвестиций, которое требовалось после истечения этого срока, было таково, что им был необходим партнер, который смог бы оказать помощь и позволить продолжить работы по программе в соответствии с уже имевшимся графиком. Это было необходимо для того, чтобы P.110 соответствовал срокам поставки других самолетов, таких как французский Mirage 4000, которые конкурировали с ним на тех же экспортных рынках.

В ходе разработки P.110 упор делался на выполнение задач противовоздушной обороны, хотя он мог использоваться для других боевых задач. Руководство компании British Aerospace обратилось к ряду других стран, проявивших интерес к проекту, с целью разделить с ними расходы на совместную программу разработки. В своих усилиях по продвижению программы P.110 компания British Aerospace пользовалась поддержкой ответственной за продажи организации министерства обороны и других представителей правительства, работающих в некоторых странах.

гипотетический вариант окраски проекта многоцелевого истребителя British Aerospace P.110 в случае принятия его на вооружение ВВС ФРГ. Рисунок сайта militaryfactory.com

гипотетический вариант окраски проекта многоцелевого истребителя British Aerospace P.110 в случае принятия его на вооружение ВВС ФРГ. Рисунок сайта militaryfactory.com

К середине 1982 года был решен ряд важных вопросов. Во-первых, с европейскими промышленными партнерами – в первую очередь немецкой MBB и итальянской A1T – была достигнута договоренность об участии в проекте с частным финансированием, если проект будет поддержан британским правительством. Во-вторых, всесторонний рыночный анализ потенциального объема продаж, проведенный с самыми осторожным оценками, показал очень обнадеживающую возможность возврата инвестиций. В-третьих, как минимум 40 процентов затрат на разработку можно было бы сэкономить за счет использования двигателей и авионики от Tornado. Это, очевидно, давало преимущество во времени и, более того, позволяло сделать более точную оценку возможных издержек при продаже.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип:BAe P.110ABAe P.110S
Экипаж:1 чел.1 чел.
Силовая установка:
тип двигателяTurbo-Union RB 199-66RTurbo-Union RB 199-66R
общая тяга
• на максимальном режиме2 × 4077 кгс2 × 4077 кгс
• на форсажном режиме2 × 7543 кгс2 × 7543 кгс
Размеры:
размах крыла10,14 м10,14 м
длина15,30 м15,30 м
площадь крыла44,3 м²44,3 м²
Масса:
нормальная взлетная14000 кгн/д
топлива5000 кг5000 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• на больших высотахМ=2,14М=2,14
• на малых высотахМ=1,20М=1,20
боевой радиусн/д590 км
продолжительность полетан/д1 ч
длина разбега300 м300 м
длина пробега480 м480 м

источники:

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-proekt-mnogocelevogo-istrebitelya-british-aerospace-p110

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
NF
NF
08.03.2019 15:29

+++++++++

Альтернативная История
Logo
Register New Account