1

 

Данный материал – своего рода «аллаверды» коллеге Юра27. Первоначально думал выложить это в комментариях к его статье про дешевые броненосцы для ускоренной постройки, но потом увидел, что уж больно объемный комментарий получается. Поэтому пущай существует себе отдельно.

Проект «Миротворец»

Деятельность по заказу новых броненосцев для службы на Балтике и Тихом океане, развернутая Морском министерством Российской империи с момента принятия программы «Для нужд Дальнего Востока» в конце 1897 года, приносила свои плоды. С американской фирмой Крампа 1 апреля 1898 года был подписан контракт на постройку будущего «Ретвизана», с  французской верфью «Форж э'Шантье де ля Медитерране» 8 июля того же года – на броненосец, впоследствии названный «Цесаревичем». Но наиболее остро стоял вопрос о том, какие корабли строить на отечественных заводах.

Поступившие в МТК еще 27 мая 1898 года предложения «балтийцев» В.Х.Оффенберга, К.Я.Аверина, Н.Н.Кутейникова и М.В.Шебалина и инженера Санкт-Петербургского порта Д.В.Скворцова, развивавших идеи, заложенные в «Пересвет», не удовлетворили Морское министерство. Проектантам было предложено выработать более приемлемые варианты.

Уже в конце июля 1898 года такой проект был направлен Скворцовым в МТК. Но одновременно с ним на рассмотрение попал и еще один проект – за авторством главного корабельного инженера Санкт-Петербургского порта Н.А.Субботина. И если вариант, предложенный Скворцовым, основывался на эскизном проекте А.Лаганя, то предложение Субботина представляло собой довольно интересную компиляцию из конструктивных черт «Пересвета», «Князя Потемкина-Таврического» и проекта Крампа.

Проект "Миротворец"

Длина этого корабля по ватерлинии для достижения требуемой скорости в 18 узлов при мощности двухвальной машинной установки в 15000 л.с. – на тысячу меньше, чем у Крампа – была увеличена до 119,94 м при равной «американцу» ширине на миделе (22,0 м). Как и строящийся за океаном «Ретвизан», спроектированный Субботиным броненосец не имел полубака и получил сходную с последним высоту межпалубных пространств и, соответственно, ширину обоих броневых поясов – по 2,29 м для каждого. При этом нижний пояс, в отличие от проектов отечественных конкурентов, защищал всю ватерлинию, имея 76-мм оконечности. А его толстая часть, сужавшаяся в подводной части с 229 до 114 мм и замыкавшаяся 152-мм траверзами, была выполнена, подобно все тому же «Ретвизану», равной толщины на всем своем протяжении. 152-мм верхний пояс прикрывал половину длины корпуса, а его угловые, как на «Потемкине», траверзы примыкали к барбетам башен главного калибра. Умеренное бронирование последних, равно как и самих башен (229-мм вертикальная броня и 57-мм крыша), было чертой, роднившей этот броненосец уже с «Пересветом». Плитами такой же толщины защищалась и боевая рубка. Погреба, машину и 18 котлов Бельвиля (еще одна особенность, воспринятая от российских «прародителей») в трех котельных отделениях прикрывала карапасная палуба – 38 мм в плоской части и вдвое больше в оконечностях и на скосах.

Увеличенная длина корпуса позволила разместить все 12 шестидюймовок в общем каземате на батарейной палубе, причем с усиленной до 152 мм бортовой броней. Внутри каземата эти пушки разделяли 38-мм переборки – проходящая от носового до кормового барбетов башен главного калибра и между выполненными из брони той же толщины кожухами дымовых труб центральная и доводимые до нее поперечные. Верхняя палуба над казематом также имела толщину в 38 мм, а батарейная в пределах каземата хотя и не бронировалась, но выполнялась из 19-мм конструкционной стали – вдвое-втрое больше, чем палубные настилы платформ в носу и корме. Бортовая обшивка той же толщины являлась пусть и максимум противоосколочным, но прикрытием размещенных большей частью в спардеке и двумя парами в оконечностях 75-мм орудий. Отличительной особенностью проекта при этом являлось фактическое слияние воедино верхнего пояса и каземата с образованием замкнутого броневого контура, по высоте доходящего до верхней палубы. По сути, такое решение Субботина предвосхитило то, к чему пришли японцы в проекте своего броненосца «Микаса».

Проект "Миротворец"

Пожалуй, наиболее точной характеристикой спроектированного Николаем Александровичем корабля было выражение «разумный консерватизм» – но все же доля различных новшеств в нем оказалась достаточной для того, чтобы удовлетворить МТК. Причем удовлетворить настолько, что уже выданный Балтийскому заводу наряд на очередной броненосец типа «Пересвет» отменили в пользу проекта Субботина. Выставленные на стапель со времени начала работ в мае 1898 года конструкции пришлось переделывать, подгоняя их под несколько иные пропорции будущей «Победы» в ее новом облике. Это задержало спуск броненосца на воду до июля 1900 года, а его окончательный ввод в строй – до января 1903 года, но дело определенно того стоило.

Второй из кораблей данного типа достался его авторам – Новому адмиралтейству. Названный «Бородино», он строился в новом каменном эллинге адмиралтейства с середины ноября 1898 года, а в строй вошел в июне 1903.

Несколько парадоксально родоначальника серии – «Победу» – обогнал в постройке создававшийся также на Балтийском заводе «Император Александр III». Начатый постройкой в середине августа 1898 года, ровно два года спустя он сошел на воду, а к октябрю 1902 уже обрел полную готовность.

Это свое достижение «балтийцы» еще более превзошли в двух завершавших серию броненосцах – «Князь Суворов» и «Слава». Первый из них был построен всего за три года, с августа 1900 по август 1903, а второй – за два года и десять месяцев (с ноября 1901 по сентябрь 1904). Причем все три своих броненосца Балтийский завод строил в одном и том же новом каменном эллинге, а стапельный период «Славы» в итоге составил меньше одиннадцати месяцев.

Впрочем, далеко не все заданные характеристики новых броненосцев удалось обеспечить при их постройке. Так, несмотря даже на весьма тщательный по меркам российского кораблестроения подсчет весов на стадии проектирования и впервые увеличенный до трех процентов запас водоизмещения, перегрузка – по 200-300 тонн на корабль – снова проявила себя во всей красе. Наряду с недобором мощности машин в размере 350-600 лошадиных сил это стало причиной недостижения проектной скорости в 18 узлов – на испытаниях броненосцы типа «Победа» показали лишь от 17,62 до 17,89 узла. Дальность плавания при полном запасе угля тоже оказалась примерно на тысячу миль меньше, чем те 6 тысяч, на которые рассчитывали проектировщики – но и это в целом было вполне неплохо.

Стоимость новых броненосцев изрядно разнилась в зависимости от завода-изготовителя. Но даже самый дорогой из них, «адмиралтейский» «Бородино», был вполне сравним по цене с американским «Ретвизаном» – около 12,4 миллиона рублей. Дешевле прочих систершипов оказался «Орел» с его 11 с половиной миллионами, а «балтийские» броненосцы обходились казне в среднем по 12 миллионов каждый.

Однако важнее было другое – то, что эти корабли, может, и не самые передовые по заложенным в них техническим идеям, оказались именно той ложкой, которая, как известно, столь дорога к обеду. Пришедшие в Порт-Артур в первых числах января 1904 года «Победа», «Бородино», «Император Александр III» и «Князь Суворов» с присоединившимся к ним по пути «Ослябей» фактически сорвали военные планы японцев, вынужденных в итоге вернуться к мирным переговорам с Россией по вопросу раздела сфер влияния на Дальнем Востоке. Видимо, поэтому за ними и закрепилось бытовавшее на флоте неофициальное прозвище – «миротворцы»…

 

 

Техническая информация:

 

Эскадренные броненосцы «Победа», «Бородино», «Император Александр III», «Князь Суворов», «Орел», «Слава» (постройка – 1898-1904 гг.):

 

водоизмещение (нормальное/полное) – 13000/14000 т (по проекту -12750/13750 т);

размеры – 119,94 (длина по ВЛ)/121,92 (длина наибольшая)/22,0 (ширина на миделе)/8,53 (осадка при полном водоизмещении) м;

мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 14500 л.с. (по проекту – 15000 л.с.);

скорость на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 17,75 узла (по проекту – 18,0 узлов);

запас угля – 1000 (нормальный)/1875 (полный) т;

дальность плавания – 5000 миль на 10 узлах (по проекту – 6000 миль на 10 узлах);

бронирование (броня хромоникелевая (палубы) и Круппа):

полный пояс по ВЛ (ширина 2,29 м, в центральной части с половины высоты начинает утоньшаться к нижней кромке) – 229-114 мм (центральная часть, 77,95 м) и 76 мм (оконечности, 41,99 м), траверзы центральной части пояса по ВЛ – 152 мм, верхний пояс  (ширина 2,29 м, длина 59,97 м) – 152 мм, траверзы верхнего пояса (угловые, примыкают к барбетам башен ГК) – 152 мм, каземат 152-мм орудий – 152 мм (борт и угловые траверзы, примыкающие к барбетам башен ГК) и 38 мм (разделительные переборки в каземате), верхняя палуба над казематом 152-мм орудий – 38 мм, нижняя броневая палуба – 76 мм (карапасы и скосы) и 38 мм (плоская часть), барбеты башен ГК – 229 мм (до нижней броневой палубы), башни ГК – 229 мм (бок)/57 мм (крыша), дымоходы – 38 мм (между нижней броневой и верхней палубами), боевая рубка – 229 мм (бок)/57 мм (крыша), коммуникационная труба – 152 мм;

вооружение – 2х2-305х40, 12-152х45, 16-75х50, 12-47, 4-37, 2-63,5-мм десантных, 4 пулемета, 4-381 мм т.а. (подводные, 8 торпед), 50 мин.

Подписаться
Уведомить о
guest

33 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account