16

В середине 60-х в СССР было принято решение о создании лёгкого танка на базе узлов и агрегатов БМП Объекта 795 разработки завода ЧТЗ.

Проект танка ВНИИ-100. СССР

Проект танка ВНИИ-100. СССР

Для создания легкого авидесантируемого сухопутного танка во ВНИИ-100 приняли классическую компоновочную схема с задним расположением МТО и размещением механика-водителя в отделении управления у левого борта. Конструкция систем силовой установки БМП «Объект 765», использованных при разработке танка, в связи с кормовым расположением МТО и уменьшением высоты корпуса подверглась значительным изменениям. Ходовая часть (применительно к одному борту) была выполнена семиопорной с использованием всех узлов БМП «Объект 765». Танк мог транспортироваться самолетом Ан-12 и десантироваться посадочным способом.

Совместно с ГСКБ-47 во ВНИИ-100 под общим руководством Л.С. Троянова для этого танка провели предварительные компоновочное проработки установки в качестве основного оружия комплекса Т- 100 (ведущий инженер — АА Тимофеев), позволявшего вести стрельбу новым 100-мм активно-реактивным кумулятивным снарядом с повышенными бронепробиваемостью (до 400 мм) и дальностью; прямого выстрела (1200 м).

Основными преимуществами комплекса являлись простота конструкции и относительно небольшая его масса. Этот комплекс превосходил по дальности прямого выстрела и бронепробиваемости снаряда все пушки легких отечественных и иностранных танков при примерно равных или меньших объемно-массовых, показателях Он мог устанавливаться не только на легких танках, но и на другую машинах — БМП и самоходном орудии сопровождения для ВДВ. Применение комплекса Т-100 в легком танке значительно повышало его боевые возможности по сравнению с существующим танком ПТ-76Б при сохранении показателей надежности, низкой стоимости, простоты производства и обслуживания.

Значительно меньшее (в 2-3 раза) давление пороховых газов в канале ствола активно-реактивных систем по сравнению с танковыми пушками, выполненными по схеме классического артиллерийского орудия, а также меньшая масса и размеры выстрелов и меньшая длина ствола, позволили применить для орудия комплекса Т-100 схемы заряжания автоматических малокалиберных пушек — барабанную и револьверную, обеспечивавшие получение приемлемых масс и размеров оружия.

Оценивая массовые и габаритные показатели различных возможных вариантов орудия комплекса Т-100, конструкторы ВНИИ-100 пришли к заключению, что наиболее целесообразной схемой орудийной установки являлась схема шестизарядной револьверной пушки. В этом случае по сравнению с однозарядным вариантом при вполне приемлемых размерах казенной части и массе орудия значительно улучшались боевые характеристики оружия и проще решались многие конструктивные и компоновочные вопросы.

Механизм заряжания такого орудия должен был обеспечивать после выстрела автоматический поворот барабана на две ячейки (при наличии переводчика, позволявшего сместить этот цикл на один шаг (на одно гнездо). Это устройство позволяло наиболее просто решать вопрос выбора того или иного типа выстрела, в отличие от классических револьверных и барабанных пушек, у которых поворот барабана производился последовательно на одну ячейку. Такая конструкция обеспечивала возможность всегда иметь в барабане механизма заряжания различные комбинации выстрелов: либо шесть выстрелов одного типа (кумулятивных или осколочно-фугасных), либо одновременно два типа выстрелов (три кумулятивных и три осколочно-фугасных). Причем в обоих случаях обеспечивался автомати-

ческий (по желанию наводчика) расход всего боекомплекта (три или шесть выстрелов одного типа), находившегося в барабане.

Указанный тип механизма заряжания орудия обеспечивал максимально возможную готовность орудия к стрельбе, независимую | от выбора типа выстрела и недостижимую в обычных классических однозарядных системах, сокращал до минимума время подготовки первого выстрела и обеспечивал практически мгновенную готовность к следующему выстрелу (в пределах боекомплекта, имевшегося в барабане). При этом отпадало требование установки орудия на гидростопор (при стабилизированных приводах) для производства заряжания (также в пределах боекомплекта, имевшегося в барабане). Это, в свою очередь, позволяло обойтись более простой и дешевой системой стабилизации оружия и прицелами с зависимой линией прицеливания (например, стабилизаторами типа «Заря», «Циклон» и прицелами типа ТШ и ТПН-1), а также обеспечить несбиваемость наводки в момент заряжания так же, как в системах с независимой стабилизированной линией прицеливания.

Применение схемы револьверной пушки с блоком из гнезд-казенников позволило создать компактное и сравнительно легкое автоматическое орудие с автономным боекомплектом, с высоким темпом огня. Сокращение времени подготовки первого выстрела являлось наиболее ценным качеством для танкового оружия, так как от затрат времени на производство первого прицельного выстрела существенно зависела боевая эффективность всего комплекса вооружения танка.

Отказ от плавучести машины и переход на схему неплавающего танка с минимальными поперечными размерами позволили реализовать в легком танке весьма мощную как броневую, так и противорадиационную защиту, в лобовой части не уступавшую защите отечественных средних танков того времени.

По проекту, корпус танка сваривался из катаных стальных листов. Верхняя лобовая деталь имела комбинированную броневую защиту (сталь + стеклопластик + сталь) с приведенной защищающей толщиной 430-450 мм. Она обеспечивала защиту от кумулятивных снарядов пушек НАТО калибра 90 и 105 мм, а также от ПТУР типа SS-11 (Франция).

Большой угол наклона лобовой детали (68°) позволял обеспечить защиту от бронебойных, бронебойно-подкалиберных снарядов пушек зарубежных стран: 75-мм (танк АМХ-13), 83,8-мм (танк «Центурион»), 90-мм (танк М48), 76,2-мм (танк М41) на всех дистанциях; от снаряда 105-мм пушки танков М60 и «Леопард» на дистанции с 300 м и от снаряда 120-мм пушки танка «Чифтен» с дистанции 1000 м. Броневые листы бортов и кормы корпуса толщиной 40 мм обеспечивали на всех дистанциях защиту от 20-мм пушки, состоявшей на вооружении стран НАТО, устанавливавшейся на бронетранспортерах. Крыша корпуса в передней части изготавливалась из стали толщиной 16 мм, крыша над МТО — из 20-мм броневого алюминиевого сплава. Днище в передней и средней части имело толщину 16 мм, в кормовой части — 6-8 мм. Эквивалентная толщина брони литой башни танка в переднем секторе ±30° составляла 180 мм (155/30°), кормы — 40-50 мм, крыши — 12-26 мм.

Несмотря на высокий расчетный уровень защиты легкого танка, его малая унификация с базовой машиной и главное — отсутствие плавучести не позволили танку выйти за рамки эскизного проекта. Оснащение легких танков активно-реактивными системами также не получило дальнейшего развития, и работы по комплексу вооружения Т-100 были прекращены. Основные усилия специализированных конструкторских бюро были сосредоточены на создании перспективных легких танков со ствольным артиллерийским оружием более крупного калибра (85-100 мм).

Работы по созданию легкого танка, вооруженного 100-мм нарезной пушкой высокой баллистики, были продолжены в 1970-х гг. в конструкторских бюро ВгТЗ в Волгограде («Объект 934») и КМЗ в Кургане («Объект 685»).

Проект танка ВНИИ-100. СССР

Проект танка ВНИИ-100. СССР

Источник – журнал «Техника и Вооружение» №7 за 2010 год

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account