Проект истребителя ACF Super Mirage. Франция. Часть 2
Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за большую помощь в редактировании данной статьи.
Ракета Magic для нового истребителя
Тем временем одновременно с ACF были начаты несколько программ создания вооружения следующего поколения. В области ракетных технологий французская промышленность хотела застолбить свое место. Для задач по завоеванию господства в воздухе компания Matra разработала новую ракету средней дальности Super R 530F. Она должна была заменить ракеты R 530 с радиолокационным наведением (также изготавливалась модификация с инфракрасной системой наведения) на ракетные снаряды с лучшими характеристиками и бóльшими возможностями для стрельбы, особенно на больших высотах. Предварительные исследования начались в 1964 году с проектом R 540. В 1971 году была запущена программа Super 530F. Компания Electronique Marcel Dassault разработала для новой ракеты, поступившей на вооружение в 1980 году, головку самонаведения.
В ближнем бою Super Mirage должен был применять ракеты Matra R 550 Magic с инфракрасным наведением. Данные ракеты были сопоставимы с американскими ракетами малой дальности Sidewinder, выпускавшимися с 1950-х годов. Magic, адаптированная для ближнего боя, была создана компанией Matra для того, чтобы конкурировать с ракетами семейства Sidewinder. Ракета R 550 Magic была разработана на основе изучения опыта боевых действий на Ближнем Востоке. Эти ракеты позволили утверждать о несколько большей независимости Франции в области вооружений. Первый пуск ракеты Magic состоялся в 1970 году, а на вооружение её приняли в 1975-м. Стрелковое вооружение ACF должно было состоять из двух 30-мм пушек DEFA 553, которые, несмотря на возрастающую роль ракет, остались на борту в соответствии с уроками боев на Ближнем Востоке.
Последним типом ракет, которые должен был получить Super Mirage, стал новый для Франции тип вооружения: крылатая ракета. Идея заключалась в замене свободнопадающих ядерных бомб ракетами, чтобы самолёт-носитель не пролетал над объектом атаки. Подобные программы существовали в Великобритании (Blue Steel), США (AGM-28 Hound Dog, AGM-69 SRAM) и СССР (КС-1 «Комета» [AS-1 Kennel] и К-10 [AS-2 Kipper]).
В начале 1970-х годов в США была начата программа Boeing AGM-86 ALCM (Air Launch Cruise Missile – крылатая ракета воздушного базирования), чтобы вооружить тяжелые бомбардировщики B-52 и B-1. Первоначально у французского проекта, получившего обозначение ASMP (Air-Sol moyenne portée – воздух-земля средней дальности), не были полностью определены характеристики. Максимальная дальность была между 80 и 100 км. Разработка ASMP была заморожена с прекращением программы ACF, затем возобновлена в 1978 году, и в мае 1986-го ракету приняли на вооружение. Её получили самолёты Mirage IV и Mirage 2000N.
Компьютер на борту
Во многих отношениях ACF представлял собой прорыв в области боевой авиации. Широкое распространение вычислительной техники от проектирования планера до практического применения самолёта началось именно с этого проекта. Руководивший с 1964 года Центром прогнозирования и оценки вооружений (Centre de prospective et d’évaluation des armées) Гуго де л’Этуаль (Hugues de l’Estoile) в 1969 году сообщил журналу «Air & Cosmos» об этих изменениях:
«Я убежден, что относительная значимость электронного оборудования (обнаружение, наведение и т.д.) будет значительно больше, чем связки планер-двигатель».
Компьютерные технологии впервые были использованы при проектировании планера и в аэродинамических расчетах. Они также используются в управлении самолёта посредством электроприводов.
Это было еще одним революционным экспериментом в серии, начавшейся самолётом вертикального взлета и посадки Mirage IIIV и продолжившейся самолётом с изменяемой геометрией крыла Mirage G. В канале путевого управления и управления интерцепторами Super Mirage должен был получить электроприводы без дополнительных систем тяг и рычагов. Цепи управления горизонтального оперения по тангажу и крену должны были быть смешанными: механическая система была сохранена в качестве резервной. Компьютерная техника также должна была занять важное место в системе вооружения с новыми системами отображения информации для пилота и штурмана и со счетно-решающими устройствами для радаров. Большой диаметр фюзеляжа ACF должен был позволить разместить радар с антенной диаметром 90 см, что позволило бы обнаруживать цели на большой дальности. Дальность обнаружения не имеет прямой зависимости от диаметра антенны, однако работавшие совместно Thomson-CSF и Electronique Marcel Dassault заявили, что этот показатель составит 100 км – вдвое больше, чем у радара Cyrano IV, установленного на Mirage F1.
ACF выходит из тени
В декабре 1972 года руководителем программы ACF стал генерал Клод Григо (Général Claude Grigaut), назначенный начальником генерального штаба ВВС. В том же месяце было объявлено о заказе первого прототипа. Поставка второго прототипа ожидалась в ноябре 1974 года. Теоретически, стадия подготовительного периода разработки должна была включать в себя четыре прототипа и один планер для статических испытаний.
Согласно приведенному в договоре графику программы первый полет должен был состояться до 4 октября 1976 года. В октябре 1974 года дата первого полета первого прототипа была назначена на июль 1976 года, второго прототипа – июнь 1977 года. Затем должен был последовать заказ на серию из 100 самолётов с поставкой первой машины в 1979 или 1980 году.
В начале 1973 года двигатель M53 был выбран для оснащения новой версии истребителя Mirage F1. Компания Dassault представила линейку экспортных истребителей, оснащенных этим двигателем. С новыми системами вооружения и двигателем M53 истребитель Mirage F1E (Е – от Europe) принял участие в натовском конкурсе на новый «стандартный» истребитель взамен Lockheed F-104.
Слишком дорогой, программа под вопросом
Тем не менее, программа ACF быстро столкнулась с рядом проблем. Колебания проявились в выборе окончательного варианта комплекса вооружений и поставленных перед машиной задач: отдать ли приоритет завоеванию господства в воздухе или ударным задачам с проникновением в глубокий тыл противника? Представленная программа требовала очень большого объема инвестиций, оценивавшегося в 16 миллиардов франков в течение восьми лет. На состоявшейся в ноябре 1975 года пресс-конференции Марсель Дассо объявил, что при заказанной серии из ста самолётов стоимость одной машины составит 75 миллионов франков. И это не считая расходов на исследования и разработку. Самолёт должен был стоить как минимум вдвое дороже, чем Mirage F1 (28 миллионов в 1975 году), что ставило под сомнение желание ВВС приобрести 450 машин данного типа. Как и в случае с Mirage G4 RAGEL, французские ВВС вновь пришли к выводу, что программа оказалась слишком дорогой.
11 октября 1974 года во время своего выступления перед комиссией по национальной обороне палаты депутатов докладчик г-н д’Айер (d’Aillières) подчеркнул проблему:
«Финансовый план очень хорошо показывает, что этот самолёт получается очень дорогим. Цена одного самолёта может составить приблизительно 80 миллионов франков. Поэтому перед нами встает проблема: либо запутавшиеся в собственных проблемах ВВС ограничат число заказываемых самолётов, либо придется значительно увеличить величину бюджетных ассигнований на оборону. Можно ли считать это разумным?»
Пересмотр программы казался неизбежным. Однако в ближайшей перспективе у ВВС не было никакой альтернативы. Переломным моментом стала потеря в июне 1975 года «контракта века», в борьбе за который Mirage F1E проиграл американскому F-16 и был заброшен. Марселю Дассо пришлось пересмотреть свою идею с полной гаммой истребителей на базе самолётов Super Mirage и Mirage F1E.
В попытке спасти программу ACF промышленность обязалась быстро найти решение, прежде всего в плане снижения себестоимости. В жертву мог быть принесен двухместный вариант, при этом ВВС при выполнении ударных задач и задач с проникновением в глубокий тыл противника должны были ориентироваться на применение штурмовиков Jaguar. Однако эта двухмоторная машина не имела ничего общего с ACF. Помимо этого могли быть упрощены системы вооружения.
20 ноября перед комиссией по национальной обороне выступил президент GIFAS Жак Майе (Jacques Maillet) и предложил разделить программу ACF по времени. Он весьма оптимистично заявил, что от 275 до 600 самолётов Super Mirage могут быть поставлены на экспорт. Возможность сотрудничества с MRCA-75 (Tornado) при условии сохранения программы ACF была предложена Жаком Майе и частично поддержана Марселем Дассо на пресс-конференции, состоявшейся 5 ноября 1975 года. Однако Дассо был настроен скептически:
«Я не против этого решения, но если нет денег на ACF, то откуда возьмутся средства на участие в MRCA-75?»
Благодаря этой пресс-конференции у компании Dassault была открытая возможность публично спросить правительство о будущем программы ACF и особенно о его замене, поскольку промедление могло поставить компанию в неловкое положение. Выступая в национальной ассамблее, д’Айер подчеркнул эту неопределенность:
«По-прежнему шокирует, что в октябре 1975 года эта программа характеризуется большей неопределенностью: мы от нее отказываемся или нет? В чем состоят предусмотренные изменения?»
Соперники: F-15 и Tornado
Также был рассмотрен отказ от ACF в пользу американского F-15. В апреле 1976 года на авиабазу Эдвардс была направлена возглавлявшаяся майором Ружевин-Бавилем (Commandant Rougevin-Baville) миссия Лётно-испытательного центра (Centre d'Essais en Vol – CEV). Целью миссии была оценка американского истребителя, который по этому случаю получил французские кокарды на фюзеляж и крыло и полосы на рули направления. 5 ноября это предположение обсуждалось на пресс-конференции. На вопрос:
«Что вы думаете о предложении США по поставкам F-15 Eagle Франции и Европе?»
Марсель Дассо ответил:
«Соединенные Штаты предпочитают увеличивать свой экспорт и сохранять свои средства. Ввиду низкой текущей стоимости доллара, они могут предложить F-15 по приемлемой цене. И это нормально, что страны, заинтересованные в самолёте и его цене, в настоящее время изучают вопрос. Но это не означает, что Франция сделала выбор».
Решение о приобретении Tornado и F-15 неизбежно ставило под вопрос догмат о военной и технологической независимости Франции. Поэтому иностранные машины были отвергнуты в пользу национального самолёта, концепцию которого, однако, еще предстояло определить. На самом деле Марсель Дассо предвидел эту ситуацию. Во время постройки прототипа ACF компанией Dassault были разработаны два предварительных проекта истребителей Mirage с ЭДСУ: одномоторного и двухмоторного. Президент Республики Валери Жискар д'Эстен предложил разделить затраты на разработку этих двух самолётов между государством и концерном Avions Marcel Dassault-Breguet Aviation. Президентский арбитраж определил государственное финансирование одномоторного проекта – будущего истребителя Mirage 2000; разработка двухмоторной машины – будущего Mirage 4000 – должна была осуществляться за счёт компании-производителя.
Отказ от программы ACF был официально опубликован 18 декабря 1975 года, и в тот же день Совет Обороны дал старт программе истребителя Mirage 2000. Пресс-секретарь Елисейского дворца Ксавье Гую-Бошамп (Xavier Gouyou-Beauchamp) объяснил решение:
«Этот выбор обеспечит французские ВВС бóльшим количеством самолётов, чем в случае принятия решения о постройке двухмоторного самолёта. В конструкцию нового «миража» будут включены новейшие технические достижения, которые обеспечат ему превосходство в своем классе и откроют хорошие экспортные перспективы французской авиационной промышленности».
Почти готовый прототип ACF был отправлен на слом. Эта программа оказалась самой дорогой из всех, направленных на создание преемника истребителю Mirage III. Она стоила 610 миллионов – в два раза больше, чем затраты на программу экспериментальных самолётов Mirage с изменяемой геометрией крыла (370 миллионов франков), и в шесть раз больше, чем на программу Mirage F2.
Учитывая имеющиеся финансовые ресурсы, программа ACF была слишком амбициозной. Вполне очевидно, что нужен был замах поменьше. Генеральный штаб ВВС решил отказаться от концепции завоевания господства в воздухе и самолёта типа F-15, перейдя к более дешевой машине с меньшим потенциалом. Тем не менее, программа ACF позволила эффективно преодолеть разрыв между двумя поколениями боевых самолётов – Mirage F1 и Mirage 2000, – внеся значительный вклад в развитие технологий.
Макет Super Mirage у стенда компании Dassault на салоне в Ле-Бурже 1973 года. На выставке он был представлен под названием “Mirage G8A”
Давайте помечтаем… а что, если бы программа ACF была завершена успешно? Тогда Super Mirage стал бы многоцелевым боевым самолётом, способным выполнять задачи по завоеванию превосходства в воздухе и ударные задачи с проникновением в глубокий тыл противника. Его возможности и характеристики, как и цена, должны были быть гораздо выше, чем у истребителя Mirage 2000
сверху вниз:
Двухместный вариант боевого самолёта стал предметом обширных исследований
Так мог выглядеть Super Mirage в варианте истребителя-перехватчика…
… а так – в демонстрационной окраске в стиле ретро
Super Mirage в расположенном в парижском пригороде Сен-Клу опытном цехе Карно (Carnot), в котором были построены все прототипы самолётов компании Dassault, начиная с истребителя Ouragan в 1948 году. Сборка прототипа боевого самолёта Super Mirage была почти завершена, когда в декабре 1975 года правительство решило свернуть программу ACF
Макет Super Mirage неоднократно инспектировался официальными службами. 23 и 24 января 1974 года предметом их контроля были конструкция фюзеляжа и киля
Super Mirage был последним истребителем компании Dassault со стреловидным крылом. На снимке представлен натурный макет другого «супер-миража», который позднее стал многоцелевым истребителем Mirage 4000. Заметна привязанность компании Dassault к уже существующим названиям. Она отражала реальную преемственность конструкций и разумную политику постепенной эволюции
Mirage 4000 на рулежке в Истре, начало 1979 года. Вскоре он продемонстрирует свои высокие характеристики
ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: ACF Super Mirage
Назначение: многоцелевой истребитель
Экипаж: 1-2 человека
Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя SNECMA M53-2, развивавших по 5500 кг сухой тяги и по 8500 кг тяги на форсаже
Размеры:
размах крыла 11,20 м
длина
одноместный – 19,10 м
двухместный – 19,30 м
высота 5,80 м
площадь крыла 41 м²
Вес:
пустого
одноместный – 14 187 кг
двухместный – 14 143 кг
максимальный взлетный
одноместный – 29 000 кг
двухместный – 29 050 кг
Запас топлива:
внутренний 10 100 л
максимальный 17 600 л
Летные характеристики:
максимальная скорость
одноместный – M=2,5
двухместный – M=2,2
дальность полета (с ракетой ASMP, двумя ПТБ и двумя ракетами R 550) – 12 200 км
ПРИЛОЖЕНИЕ
Характеристики ракет Super R 530F и R 550 Magic
| Super R 530F | R 550 Magic |
длина, м | 3,50 | 2,70 |
диаметр, см | 26 | 15,70 |
размах крыла, см | 88 | 60 |
вес, кг | 245 | 89 |
дальность, км | 25 | 3 |
источник: Alexis Rocher «Les «Super Mirage», de l'ACF au 4000. Histoiri d'un rêve» «Le Fana de l'Aviation» 2004-07