Невероятный проект 54-местной летающей лодки. Как компания Consolidated пыталась опередить время
Небольшая интересная винтажная статья из журнала «Aviation» (номер за январь 1938 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
Консолидатор. Проект трансатлантической пассажирской летающей лодки компании Consolidated
Проект 54-местной пассажирской летающей лодки с общей массой 110000 фунтов (49896 кг) и со всеми удобствами роскошного лайнера
Вряд ли можно винить наших зарубежных родственников, когда они слегка удивляются скорости, с которой авиастроители дяди Сэма создают все более крупные и совершенные летающие лодки, с помощью которых они могут доминировать на мировых трансокеанских авиалиниях. Мы даже сами немного взволнованы и поражены, заметив, какое лидирующее положение заняли американские конструкторы и авиастроители не только в области коммерческих океанских самолетов, но и в области очень больших океанских патрульных катеров дальнего действия, которые являются столь ценными для проложенных коммерческих авиалиний. В течение 1937 года мы, стараясь идти в ногу с развитием событий, постоянно мысленно (и физически тоже) перепрыгивали с одного берега океана на другой. Мы поочередно уделяли внимание летающей лодке Boeing 314 из Сиэттла, «летающему дредноуту» Сикорского из Бриджпорта и летающим лодкам Martin 156 и Consolidated XPB2Y-1 из Сан-Диего. Однако кульминацией этого напряженного для летающих лодок года стало сделанное в конце декабря объявление о проектируемой трансокеанской летающей лодке компании Consolidated, ознаменовавшее возвращение компании в сферу создания коммерческих самолетов. Объявление об общих технических характеристиках этого самолета с подробным описанием планировки пассажирских салонов дает потенциальному путешественнику, который в 1949-50 годах будет совершать трансокеанский перелет, представление о самолете, на полет на котором он вскоре может рассчитывать. Анонсировав эту летающую лодку, компания Consolidated Aircraft Corp дала понять, что она готова немедленно приступить к созданию парка таких самолетов. Сообщается, что на предварительное проектирование этого самолета уже было потрачено более 100 000 долларов. Поскольку трансокеанские пассажирские перелеты быстро завоевали широкую общественную поддержку, можно с уверенностью предположить, что руководство компании Consolidated вскоре обнаружит, что ее огромные производственные мощности столкнутся с большими загрузками с целью удовлетворить спрос на самолеты данного типа и что другие американские авиастроительные компании будут вынуждены ускорить производство, чтобы удовлетворить мировой спрос на самолеты трансокеанского типа.
Новый трансокеанский самолет компании Consolidated, спроектированный с целью обеспечения роскошных условий пятидесяти четырем пассажирам и экипажу из десяти человек как во время дневного, так и во время ночного перелета, будет иметь две основные пассажирские палубы, на которых будут расположены в общей сложности четырнадцать кают, рассчитанных на размещение от двух до четырех пассажиров в каждой. Верхняя палуба проходит прямо через весь лодочный корпус к корме, где расположены камбуз и помещение повара. Расположенный на этой палубе обеденный зал за своими шестью столами может вместить двадцать гостей. На нижней пассажирской палубе, которая занимает нижнюю носовую часть корпуса, расположены шесть пассажирских кают, туалетные комнаты, помещения для экипажа и роскошный коктейльный зал. Между палубами на всей протяженности жилых помещений находился проход, который через определенные промежутки соединялся с нижней и верхней палубами с помощью коротких лестниц.
В целом конструкция трансокеанской летающей лодки компании Consolidated традиционна; она имеет один лодочный корпус, на который установлено свободнонесущее крыло с четырьмя двигателями. Во время полета стабилизирующие подкрыльевые поплавки убираются в нижнюю часть крыла. Корпус по всей своей длине, за исключением нижней части, имеет близкое к округлому поперечное сечение и плавно закругленную носовую часть, в которой кабина пилота расположена непосредственно над передней оконечностью. Полная масса загруженного самолета составляет 110000 фунтов (49896 кг), размах крыла – 185 футов (56,4 м), а максимальная скорость – 226 миль в час (364 км/ч). Ниже приведены подробные технические характеристики, опубликованные компанией-производителем:
Полная масса 110000 фунтов (49896 кг)
Максимальная скорость на высоте 10000 футов (3048 м) 226 миль в час (364 км/ч).
Максимальная скорость на уровне моря 205 миль в час (330 км/ч)
Скорость сваливания при полной нагрузке 67,7 миль в час (109 км/ч)
Практический потолок 16600 футов (5060 м)
Время набора высоты 10000 футов (3048 м) 21,5 минута
Скорость набора высоты на уровне моря 504 фута в минуту (154 м/мин)
Дальность полета (изменяется в зависимости от массы полезной нагрузки и скорости ветра): в целях иллюстрации мы взяли величины, показывающие крайние значения дальности и полезной нагрузки, предполагая, что полет совершается в спокойной атмосфере – 6000 миль (9654 км) с полезной нагрузкой 10000 фунтов (4536м кг) и 3000 миль (4827 км) с полезной нагрузкой 30000 фунтов (13608 кг) [1]
Время взлета в спокойной атмосфере 67 секунд
Эффективная мощность силовой установки при подъеме с уровня моря на высоту 10000 футов (3048 м) 4800 л.с. при 2100 оборотах в минуту
Эффективная мощность силовой установки на взлете 6000 л.с. при 2300 оборотах в минуту
Диаметр пропеллера 16 футов (4,88 м)
Передаточное число редуктора воздушного винта 1 к 2
Аэродинамический профиль крыла NACA21 (модифицированный)
Удельная нагрузка на крыло 37,8 фунтов за кв. фут (184,6 кг/м²)
Удельная нагрузка на мощность 22,9 фунта за л.с. (10,4 кг/л.с.)
Площадь крыла 2911 кв. фут (270 м²)
Размах крыла 185 футов (56,4 м)
Ширина корпуса, максимальная 15,5 футов (4,7 м)
Массы:
Масла 3180 фунтов (1442 кг)
Пустого самолета 55505 фунтов (25177 кг)
Полезной нагрузки 54495 фунтов (24719 кг)
Экипажа 1520 фунтов (689 кг)
54 пассажиров и багажа 10800 фунтов (4899 кг)
Почты 1495 фунтов (678 кг)
Топлива (6250 галлонов [23659 л]) 37500 фунтов (17010 кг)
Полная 110000 фунтов (49896 кг)
[1] Описанный выше воздушный корабль имеет суперлюксовую компоновку внутренних помещений, которая может быть изменена для перевозки до 75 пассажиров и их багажа при полете в западном направлении, где возможны встречные ветры, и до 100 пассажиров с багажом при полете в восточном направлении. Поскольку в восточном направлении вероятность встречного ветра невелика, максимальная дальность полета может быть безопасно снижена, а полезная нагрузка увеличена, чтобы компенсировать сокращение расхода топлива. Это увеличение полезной нагрузки влечет за собой соответствующее уменьшение количества мест для отдыха на самолете, но не меняет размер или роскошь кают и сохраняет те же эксплуатационные характеристики. Время взлета и другие показатели эксплуатационных характеристик могут быть значительно улучшены за счет использования более мощных двигателей, которые сейчас находятся в стадии разработки.
источник: «Consolidated’s Trans-Oceanic Project» «Aviation» January, 1938, pages 12-13
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-proekt-54-mestnoi-transatlanticheskoi-passazhirskoi-letausch