1

Для начала приведу документ того времени:

"22 марта 1934 года постановлением Совета труда и обороны (СТО) при Совете народных комиссаров (СНК) СССР был утвержден план перевооружения Красной Армии современной артиллерийской техникой. Наряду с обычными образцами орудий предполагалось разработать и целую гамму самоходных артиллерийских систем.

Одной из задач было создание так называемого «малого триплекса» — трех типов различных артиллерийских орудий, установленных на едином шасси. Эти машины предполагалось использовать для огневой поддержки танковых и кавалерийских частей на поле боя. Работы по проектированию таких самоходок начались на заводе опытного машиностроения имени Кирова весной 1934 года. Общее руководство осуществляли П. Сячентов и С. Гинзбург, ответственным конструктором был Москвин. Первые три машины, получившие обозначение СУ-5-1, СУ-5-2 и СУ-5-3, были изготовлены к осени того же года.

Все самоходки имели единое шасси и различались главным образом вооружением:

1. Основным оружием СУ-5-1 являлась 76,2-мм дивизионная пушка обр. 1902/30 гг. (длина ствола 30 калибров) с начальной скоростью осколочного снаряда 338 м/с. Вертикальные углы наведения составляли от —5° до +60°, горизонтальные — в секторе 30° без поворота машины. При стрельбе использовались телескопический прицел и панорама Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 8760 м при угле возвышения 40°, скорострельность — 12 выстр./мин. Стрельба велась с места без сошников при опущенном нолике заряжающего. Возимый боекомплект пушки составлял 8 выстрелов. В августе 1938 года эти самоходки участвовали в боях с японцами у озера Хасан

2. Основным оружием СУ-5-2 являлась 122-мм гаубица обр.1910/30 гг. (длина ствола 12,8 калибров) с измененной конструкцией люльки и начальной скоростью осколочного снаряда 335,3 м/с. Углы наведения по вертикали составляли от 0° до +60°, по горизонтали — в секторе 30° без поворота машины. При стрельбе использовались телескопический прицел и панорама Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 7680 м. Поршневой затвор обеспечивал скорострельность 5—6 выстр./мин. Стрельба велась с места без сошников. При стрельбе полик заряжающего опускался. Перевод орудия из походного положения в боевое не превышал 3 мин. В боекомплект гаубицы входили 4 снаряда и 6 зарядов.

Продолжение триплекса

3. Основным оружием СУ-5-3 являлась 152,4-мм дивизионная мортира обр. 1931 г. (длина ствола 9,3 калибров) с начальной скоростью снаряда 250 м/с. Углы вертикального наведения составляли от 0° до +72°, углы наведения по горизонтали — в секторе 12° без поворота машины. При стрельбе использовалась панорама Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 5285 м. Клиновой затвор обеспечивал скорострельность 4-5 выстр./мин. на углах возвышения до 30°, свыше 30° — 1-1,5 выстр./мин. Боекомплект составлял 4 выстрела. При стрельбе использовались два сошника, установленные снаружи кормовой части корпуса.

Для подвоза дополнительно боеприпасов на поле боя предполагалось использовать бронированный подвозчик боеприпасов. Боевая масса СУ-5 составляла 10,2 — 10,35 т, экипаж состоял из пяти человек. В качестве базы использовалась ходовая часть, двигатель и трансмиссия танка Т-26.  Планом на 1936 год предполагалось изготовить партию из 30 СУ-5. Причем военные отдали предпочтение СУ-5-2 со 122-мм гаубицей: от СУ-5-1 отказались в пользу танка АТ-1, а для 152-мм гаубицы на СУ-5-3 оказалась слабоватым базовое шасси.Первые десять серийных СУ-5-2 были собраны к лету 1936 года. Две из них тут же направили в 7-й механизированный корпус для прохождения войсковых испытаний, которые длились с 25 июня по 20 июля 1936 года в районе Луги. Пробег машин составил 988 и 1014 км, каждая из них сделала по 100 выстрелов. Результаты испытаний были следующими: «1. СУ-5-2 войсковые испытания выдержали. 2. СУ-5-2 достаточно подвижны и прочны на походе, имеют достаточную проходимость по местности, устойчивы при стрельбе. 3. При внесении изменений и дополнений самоходные установки желательно принять на вооружение мехсоединений как артиллерию непосредственной поддержки. 4. Как правило, самоходные установки использовать с открытых позиций как артиллерию сопровождения. Основные выявленные недостатки: — увеличить возимый боекомплект до 10 снарядов; — усилить рессоры; — необходимо увеличить мощность двигателя, так как СУ-5 перегружена; — перенести глушитель в другое место; — оборудовать вентиляцией отделение водителя». Часть этих недостатков удалось устранить в ходе изготовления оставшихся 20 СУ-5, но повысить мощность двигателя и усилить подвеску так и не удалось. Предполагалось внести в конструкцию СУ-5 изменения и улучшения по результатам войсковой эксплуатации, а затем начать их серийный выпуск. Но вместо этого в 1937 году все работы по программе «малый триплекс» были свернуты.

Будем исходить из того что работы были продолжены. В первую очередь рассмотрим саму СУ. Мы видим что это своего рода самоходный лафет, способный перевозить расчет и мизерный боекомплект. До той же Су-76 ему еще очень далеко. Поэтому конструкторы (теже) взяли за основу т-46.

Продолжение триплекса

Вполне себе такой танк. Но были некоторые проблеммы с двигателем. Точнее подходящего двигателя небыло совсем (поскольку это мое личное мнение, то возможны варианты). Для решения этой миниглобальной проблеммы были закуплены в количестве 30+30 немецкие рядные дизели "Бюссинг NAG 900" и "Дойц F6M517" мощностью 135 и 150 лс соответственно. Данные о них можно прочесть в издании Вернера Освальда "Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900 — 1982 гг."в таблице на стр 223. После нескольких месяцев проектирования и доводки появилось шасси для новой СУ. В первую очередь, для достижения большей остойчивости, слегка расширили базу и опустили ленивец. Для лучшей установки орудия, дизель расположили в передней части шасси. Тамже расположили радиатор в забронированном кожухе. Оригинально расположили воздухозаборник двигателя, прямо на гусеничной полке. В задней части шасси расположили открытую сверху бронированную рубку с вертикальными боковыми и скошенной передней стенкой. В рубке, на станке находилась качающаяся часть 122-мм гаубицы образца 1910/30 годов. Углы вертикальной и горизонтальной наводки оставили прежними. Возимый боекомплект составил 10 снарядов и зарядов. Остальной боекомплект перевозился грузовыми автомобилями. В отличие от остальных орудий, в возимом боекомплекте использовался только один заряд — №5.

Номенклатура боеприпасов

Тип

Индекс ГАУ

Вес снаряда, кг

Вес ВВ, кг

Начальная скорость, м/с (при полном заряде)

Дальность табличная, м

 

     

 

 

 

Осколочно-фугасные снаряды

Стальная осколочно-фугасная граната

53-ОФ-462

21,76

3,67

364

8910

Осколочная граната сталистого чугуна с привинтной головкой

53-О-462А

21,7

 ?

364

8910

Осколочная граната сталистого чугуна

53-О-460А

 ?

 ?

 ?

 ?

Старая граната

53-Ф-460

 ?

 ?

344

7550

Старая граната

53-Ф-460Н

 ?

 ?

344

7550

Старая граната

53-Ф-460У

 ?

 ?

344

7550

Старая граната

53-Ф-460К

 ?

 ?

344

7550

Шрапнель

Шрапнель с трубкой 45 сек.

53-Ш-460

 ?

 ?

343

7230

Шрапнель с трубкой Т-6

53-Ш-460Т

 ?

 ?

342

7240

Осветительные снаряды

Осветительный

53-С-462

 ?

 ?

340

6800

Агитационные снаряды

Агитационный

53-А-462

 ?

 ?

364

7000

Дымовые снаряды

Дымовой стальной

53-Д-462

 ?

 ?

364

8910

Дымовой сталистого чугуна

53-Д-462А

 ?

 ?

 ?

 ?

Все СУ получили следующие номера. СУ-5М-1 орудие УСВ кал. 76,2. Усилено бронирование стенок рубки и поставлено горизонтальное бронирование до средней части рубки.

СУ-5М-2 орудие 122 мм 1910/30 года. Описано в статье.

СУ-5М-3 орудие 152,4 мм 1909/30 года. Отдельно шло проектирование бронированной машины для подвоза боеприпасов на основе более ранней машины.

Продолжение триплекса

В итоге получилась вот такая машина. На рисунке показан еще и многощелевой дульный тормозПродолжение триплекса

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account