Правда ли? «Ночной ястреб» F-117 возвращается в строй (нет)
Данный материал, являющийся ответом на статью из жж Андрея Фирсова, выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Содержание:
Как Ястреб ушёл в отставку
Началось всё с удачи споттеров (людей, чьё хобби — следить за самолётами и делать их фотографии) около базы Тонопа (Tonopah Test Range) в штате Невада. Им удалось сделать серию великолепных снимков F-117 в полёте и даже заснять неплохое видео. Это далеко не первая встреча с «Ястребом» в том регионе — в небе его наблюдают уже давно, в этом месте он фактически родился и взрослел.
Случай не вызвал бы такой интерес, если бы не одна мелочь: с 2008 года F-117 сняли с вооружения ВВС США и «ястребы» прекратили полёты.
Один из снимков февраля 2019 года. Пилот заметил фотографа. Многие считают это доказательством того, что «фотосессию» заранее согласовали (фото: Dan Stijovich)
По старым планам первый серийный «стелс» должен был прослужить как минимум до 2018 года, а возможно, и дольше. Военных машина устраивала в качестве малозаметного самолёта для выполнения тактических ударных задач (когда F-22 и будущего F-35 уже не хватает, а вызывать В-2 ещё рано). Но к середине нулевых годов вскрылось несколько неприятных моментов. Флот F-117 стремительно устаревал и изнашивался. К концу десятилетия более двух третей машин требовали бы совсем не дешёвого капитального ремонта. Да и само содержание стелс-самолётов съедало очень много денег, а политики всё резали и резали бюджеты. В итоге пришлось выбирать — или новые самолёты, или «ночные ястребы».
Выбор был однозначным.
Фактически программа F-22 погубила дальнейшую карьеру F-117
Правда, совсем отказываться от F-117 не собирались. На базе Тонопа решили соорудить специальные герметичные ангары для хранения списанных невидимок. В нужный момент хранилища бы вскрыли, и самолёты снова встали бы на защиту Америки и демократии.
Предполагалось, что «законсервированные» F-117 протянут вплоть до середины 21 века. Весной 2008 года последние машины церемониально перелетели на Тонопу — казалось, история «Ястреба» подошла к концу.
Ангар консервации на авиабазе Тонопа
Отдельное внимание стоит уделить самой авиабазе. Авиабаза Tonopah Test Range, также известная как Зона 10, не особо популярна у обывателей и конспирологов. Но вот для людей «в теме» она интересна не менее пресловутой Зоны 51, которая расположена всего в ста километрах южнее. С середины 70-х годов там базировались трофейные советские самолёты и зенитные комплексы, а с 1982 года нашла пристанище знаменитая тактическая группа 4450, которая первой начала осваивать принятые на вооружение F-117. В дальнейшем авиабазу часто использовали для испытаний различных «чёрных» проектов вроде RQ-170. Всё это привлекает споттеров в регион, даже несмотря на строгий контроль со стороны военных.
Размещение элементов ЗРК С-300 на Тонопа Тест Рэндж
История продолжается
Фотографии летающих над Невадой F-117 появились уже в 2009 году. Изначально считалось, что пару машин поддерживают в строю, чтобы сохранить несколько пилотов-инструкторов, которые смогут обучить новичков, если запасы «ястребов» расконсервируют. Но F-117 попадались на фото всё чаще и чаще, и это начало вызывать подозрения и плодить конспирологические теории. Именно тогда возникли первые слухи, будто на самом деле история этой машины ещё не закончилась.
Одна из записей полётов F-117 над Невадой в 2010 году
Пик интенсивности полётов F-117, по заявлениям наблюдателей, пришёлся на 2013–2014 годы. После частота их обнаружения стала потихоньку падать, а в сеть всё чаще стали проникать фото с утилизации «ястребов». В 2016 году на слушаниях в Конгрессе объявили, что программа консервации F-117 обходится бюджету слишком дорого, при этом она недостаточно эффективна. Судьба машин была окончательно решена: к 2020 году их все должны были либо перевезти на открытую свалку около авиабазы Дэвис-Монтен, либо (что более вероятно из-за секретности) утилизировать и закопать. Это подтверждали и спутниковые фотографии Тонопы, где было отчётливо видно, что часть ангаров для консервации демонтировали.
Кадры утилизации F-117 в 2008 году
С этого момента судьба F-117 вопросов больше не вызывала, но летом 2018 года их вновь заметили в небе над Невадой. Февральская же «фотосессия» окончательно вернула к жизни все старые домыслы о судьбе «Ястреба».
А была ли командировка?
Неожиданно на первое место среди всех домыслов ворвалась идея, будто F-117 летали «немножко» повоевать в Сирию. Слухи о подобном ходили ещё в 2014 году, когда участившиеся полёты некоторые «эксперты» объясняли именно подготовкой к заграничной командировке. Больше ни единой капли информации об этом не появлялось.
В начале марта 2019 года голландский авиационный журнал «Скрэмбл» (уже пару раз замеченный в «фэйках»), комментируя фотосессию, заявил о достоверных источниках, подтверждающих, что минимум четыре F-117 не просто попали в Сирию, но и активно там повоевали. Один самолёт якобы разбился — или от огня противника, или от технических проблем. И, хотя никаких других подтверждений или хотя бы слухов не было, многие сразу приняли информацию за правдивую.
Особенно хорошо она зашла в Рунете. Кто-то смеялся над американцами, что вместо современных машин им пришлось использовать старенькие F-117. Кто-то объяснял их участием эффективность израильских атак против сирийского ПВО.
Были также попытки разобраться, зачем такая «командировка» потребовалась американским военным. Важное преимущество «Ястреба» в сравнении с современными стелс-машинами — больший бомбовый отсек и возможность наведения бомб по лазерному лучу. Этот метод хоть и требует подобраться к цели поближе, но помешать ему за счёт РЭБ (радиоэлектронной борьбы) очень сложно. Якобы именно так пробили «непробиваемый» зонтик над Сирией. Да и потерять в бою старенький F-117 не столь страшно, как новую машину. А тут ещё люди вспомнили о другом слухе: якобы часть «ястребов» не списали, а превратили в беспилотники — может, над Сирией летали именно такие бездушные и незаметные убийцы.
Сброс с F-117 бомбы с лазерным наведением GBU-28 (фото: Edward Snyder)
Однако никаких свидетельств в пользу этой версии нет. Ни «лазерных» бомб, ни самих F-117 в Сирии никто не заметил, даже слухов о них не было. При этом наши Су-57, которые прилетали туда всего на пару дней, не смогли избежать обнаружения. Крайне сомнительна и версия с беспилотниками — будь это правдой, запасы «ястребов» вряд ли бы отправили на распил. Кроме того, есть куда более рациональные причины полётов F-117.
Куда вероятнее, что задачи F-117 будут выполнять новые ударные беспилотники. Правда, пока довести их до ума не выходит. Это один из немногих аргументов «за» в данной истории.
Сами американские военные на вопросы отвечают уклончиво: «„Ночные ястребы“ используются для испытаний в рамках работ над более совершенными стелс-машинами, в том числе в программе В-21 „Рейдер“». Конечно, к ответам официальных лиц принято относиться с большим недоверием, особенно в США, — ведь явно что-то скрывают. Но почему бы и правда не использовать для испытаний старенькие «ястребы» вместо F-22 и F-35 с их дорогим и ценным ресурсом? Это решение выглядит вполне логичным.
Вместо фотографий из Сирии пока куда чаще встречаются фото с перевозкой F-117 на утилизацию
Другой вариант использования — для тестирования новых радаров и систем ПВО. В последнее время США совсем утратили стелс-монополию. Самолёты-невидимки появляются не только у союзников, но и у возможных противников. Тут-то списанные машины снова оказываются к месту. Их ещё можно использовать в качестве «агрессоров» для тренировки американских лётчиков и зенитчиков в борьбе с малозаметными целями.
Версия с «командировкой» в Сирию ничем не подтверждается, и при этом она далеко не самая вероятная. Можно ли точно сказать, что всё это лишь слухи? Всё же нет. Но если в ближайшее время не появится хоть какое-то подтверждение, факт, что никакого возвращения F-117 в небе над Сирией не было, будет практически доказан.
источник: https://warhead.su/2019/03/19/pravda-li-nochnoy-yastreb-f117-vozvraschaetsya-v-stroy-net