В одной из последних (и лучших) статей покойный Джонни де Апо (Johnny de Uphaugh) расказывал об истории маркиза Франческо де Пинедо (marchese Francesco de Pinedo) — одного из самых бесстрашных итальянских пилотов межвоенных лет, который, желая доказать достоинства летающих лодок, совершил в 1920-30-х годах несколько эпических перелетов и чье душевное состояние, в конечном счете, ухудшалось пропорционально его славе.
Субботним утром 3 сентября 1933 года на аэродроме Флойд Беннетт Филд (Floyd Bennett Field), Бруклин, сорокатрехлетний человек, одетый в саржевый костюм, серый котелок и синие туфли, произнес перед ожидавшей толпой короткую речь и поднялся на борт одномоторного моноплана Bellanca «Santa Lucia», загруженного более чем тысячью галлонами (4500 л) топлива. Целью полета самолета был беспосадочный перелет длиной 6300 миль (10100 км) в Багдад. Это было намного дальше, чем рекорд в 5567 миль (9000 км), установленный за месяц до этого французами (полет был выполнен не одним пилотом), стартовавшими с этого же аэродрома на самолете компании Blériot. Пару минут спустя после долгого разбега и нескольких отскоков самолет, которому не удалось подняться в воздух, развернулся, выкатившись за пределы взлетно-посадочной полосы, пробежал через расположенное по периметру аэродрома ограждение, срезавшее его шасси, и взорвался в огне. Пилота выбросило через лобовое стекло, после чего он погиб в последовавшем огненном шаре.
Несмотря на то, что костюм пилота был сам по себе достаточно эксцентричным, осмотр кабины моноплана Bellanca «Santa Lucia» по данным журнала «Time» представил странную коллекцию из
«восьми часов, двух цветных бумажных змеев, рыболовных снастей, желудочного зонда для вытягивания жидкостей из шести термосов, сирены и спринцовки на случай, если пилот задремлет».
Кроме того, вещи были расположены таким образом, что пилот сидел на верхней части масляного бака в надежде, что тепло поможет сохранить ему бодрствующее состояние – наверняка это привело бы к противоположному эффекту.
Пилотом был отставной генерал Итальянских королевских ВВС маркиз де Пинедо – герой Италии, прославившийся своими дальними перелетами в другие страны. Друзья выражали озабоченность за его психическое состояние в тот день, но рассказ о маркизе Франческо де Пинедо – это история выдающихся достижений, которые не заслуживают такого ужасного конца.
Ранние годы
Франческо де Пинедо родился в 1890 году в Неаполе в богатой аристократической семье и унаследовал титул маркиза. Планировалось, что он станет адвокатом, но вместо этого де Пинедо поступил на военную службу и в составе Итальянского королевского флота принял участие в боях Первой Мировой войны. В 1917 году он перешел в только что образованную авиацию ВМФ, в которой учился летать под руководством Джузеппе Росси (Giuseppe Rossi), получившего итальянское лётное свидетельство пилота №27. В 1923 году авиация в Италии стала отдельным видом войск, которым руководил генерал Итало Бальбо, который вскоре стал всемирно известным летчиком и с которым были тесно связаны жизнь, выдающиеся достижения и, в конечном итоге, гибель Франческо де Пинедо. В ВВС де Пинедо получил звание майора и был назначен старшим штабным офицером — пост, который, казалось, удовлетворил спокойного и безукоризненно одетого молодого человека.
Сидячая работа за письменным столом тревожила его дух приключений. В течение года де Пинедо скучал за письменным столом и использовал отпуск для выполнения новаторских полетов. Его целью было доказать практичность летающих лодок в качестве средства дальних перелетов, которые были тесно связаны с желанием итальянского правительства по пропаганде возможностей авиационной промышленности страны. Среди целей пропаганды был и утилитарный подход: итальянский авиапром остро нуждался в экспортных заказах, способных загрузить избыточные в послевоенных условиях производственные мощности. Поскольку де Пинедо начинал службу на флоте, то нет ничего удивительного в выборе летающих лодок, тем более что в те годы было стойкое убеждение, что будущее принадлежит гидросамолетам. Взлетно-посадочными полосами были поля, аэропорты были немногочисленными, дорогими и находились далеко друг от друга, в то время как море покрывало большую часть поверхности планеты и каждый прибрежный крупный город имел морской порт (не так ли?). Как говаривал де Пинедо
«цивилизация построена на воде».
Первое приключение
Первый дальний перелет Франческо де Пинедо был честолюбивым. Он предложил лететь из Италии через Индию в Австралию, оттуда в Японию и возвращаться через Китай. Общая протяженность перелета должна была составить 35000 миль (56000 км). Это был необычайно амбициозный проект, разработанный через пять лет после трансатлантического перелета Алкока и Брауна. Де Пинедо получил официальную поддержку со стороны Regia Aeronautica. Маршрут был тщательно спланирован на французских морских картах, являвшихся единственным доступным источником навигационной информации.
Самолетом для де Пинедо был выбран SIAI (Societa Idrovolanti Alta Italiana) S.16ter. Это была летающая лодка-биплан с размахом крыльев 50 футов (15,24 м) и деревянным корпусом. Самолет, оснащавшийся одним V-образным двенадцатицилиндровым 450-сильным двигателем Lorraine-Dietrich, имел дальность более 900 миль (1450 км) и продолжительность полета примерно 9 часов. Хотя значительная часть маршрута должна была проходить над землей, де Пинедо разумно решил, что выбор S.16 является более предпочтительным, поскольку в случае вынужденной посадки более безопасным будет приземление гладкого днища летающей лодки на песок пустыни или на кустарники, нежели приводнение колесного самолета. И, кроме всего прочего, выбор был сделан с целью доказать превосходство летающих лодок. S.16, прототип которого взлетел в 1919 году, – за шесть лет до описываемых событий, был надежным и проверенным самолетом, применявшимся как в гражданском, так и в военном варианте и состоявшим на вооружении в ВВС Италии, Бразилии, Испании и СССР.
Маркиз де Пинедо дал своему самолету имя «Gennariello» в честь святого Януария (St Gennario) – покровителя его родного города Неаполя, – чья кровь в сосуде, как предполагается, разжижалась во время ежегодной церемонии в качестве знака, что город получал удачу на следующий год (чудо святого Януария). Франческо де Пинедо в состав экипажа включил механика Эрнесто Кампанелли (Ernesto Campanelli), который в полетах на дальние расстояния выполнять обязанности второго пилота. Вдоль маршрута не было никаких складов с запчастями и оборудования для технического обслуживания, что может свидетельствовать об уверенности в надежности S.16, двигателя Lorraine-Dietrich, изобретательности Кампанелли и, возможно, в бдительном присутствии святого Януария и его помощи добрым католикам. Но все же де Пинедо на всякий случай упаковал парус, чтобы в случае вынужденной посадки на море его самолет мог перемещаться. Существуют фотографии, на которых он использует S.16 в качестве яхты.
20 апреля 1925 года «Gennariello» покинул заводскую базу гидросамолётов в Сесто Календе (Sesto Calende) на озере Маджоре (Maggiore) и 5 мая прибыл в Карачи. Вылетев из Карачи, де Пинедо направился вдоль побережья в Бомбей, вылетев из которого «Gennariello» пересек субконтинент и приземлился в Калькутте, затем направился в Сингапур и дальше на юго-восток, пока 31 мая не достиг Брума (Broome) на северо-западном побережье Австралии. Затем маркиз продолжил полет против часовой стрелки вдоль побережья Австралии к Мельбурну, где он оставался в течение пяти недель. Это был первый самолет, добравшийся до Австралии из Европы и, в конце концов, вернувшийся назад. Покинув Австралию «Gennariello» направился на север через Новую Гвинею, Манилу и Шанхай – маршруту, который, как писал журнал «Flight»,
«ранее не видел крыльев аэроплана»
– и 26 сентября прибыл в Токио. Экипаж «Gennariello» провел в Токио три недели и, что не удивительно, поменял двигатель S.16.
17 октября де Пинедо и Кампанелли начали обратное путешествие через Гонконг, Рангун и Калькутту, достигнув Рима 7 ноября и встретив там триумфальный прием. За 370 летных часов «Gennariello» пролетел 35000 миль, и маркиз де Пинедо получил звание полковника.
Атлантический океан
Для следующего великого перелета де Пинедо (опять же при официальной поддержке) выбрал двухкорпусную летающую лодку Savoia-Marchetti SM.55, силовая установка которой состояла из двух двигателей Isotta-Fraschini, размещавшихся тандемом на пилоне над крылом. В общей сложности на самолетах этого типа было установлено 14 мировых рекордов скорости, высоты и дальности. В дальнейшем летающие лодки Savoia-Marchetti SM.55 станут любимыми самолетами Итало Бальбо при выполнении руководимых им сверхдальних групповых перелетов. Маркиз де Пинедо окрестил свою лодку «Santa Maria» в память корабля Христофора Колумба, поскольку он также как велигий генуэзец отправился на запад в Америку через Атлантический океан.
Для этого эпического полета в качестве членов экипажа Франческо де Пинедо выбрал вторым пилотом капитана дель Прете (Capt Del Prete), который был опытным пилотом дальних международных перелетов и который помогал де Пинедо распланировать перелет в Австралию, и механика Витале Цачетти (Vitale Zachetti). 8 февраля 1927 года летающая лодка «Santa Maria» вылетела из Рима, взяв курс на Южную Америку. Промежуточные остановки этого путешествия располагались в Сенегале и Западной Африке. 22 февраля самолет прибыл в бразильский город Натал, перед прибытием в который летающая лодка была вынуждена переждать бурю на острове Фернандо-де-Норонья (Fernando de Noronha). Из Натала «Santa Maria» направилась вдоль побережья, посетила Рио-де-Жанейро и 2 марта прибыла в Буэнос-Айрес. Естественно выполнение этапов перелета перемежалось с ликующими толпами, банкетами и выступлениями, которые испытывали на прочность характер стеснительного и застенчивого маркиза, известного своей немногословностью. Следует сказать, что Франческо де Пинедо перед выходом на берег и приветствием собравшихся считал для себя обязательным (вне зависимости от количества проведенных в воздухе летных часов) бритье и смену летного снаряжения.
После замены двигателей 13 марта «Santa Maria» направилась на север через центральную часть Южной Америки и, пролетев впервые большие тропические леса Бразилии, прибыла в Мату-Гросу. Это был самый опасный участок пути, о котором не было никаких достоверных карт, и экипаж просто следовал извилистыми и наполовину скрытыми верхушками деревьев реками. Сев на одном аванпосте, экипаж обнаружил, что река слишком извилистая и не может предоставить требуемую длину разбега. После двухдневной буксировки и прохождения по реке двухсот миль (322 км) удалось найти достаточно прямой участок для взлета. В конце концов, экипаж прибыл в Манаус, достигнув широкой части Амазонки. Не покажется удивительным, что в Манаусе измученный де Пинедо проспал гала-представление, устроенное в его честь в знаменитом городском оперном театре, на котором давали оперу его любимого композитора Пуччини «Мадам Баттерфляй». Из Манауса «Santa Maria» продолжила путь над Амазонкой к ее устью, после чего был совершен поворот на север к Гайане, полет над Карибским морем к Гаване. После вылета с Кубы 29 марта летающая лодка достигла Нового Орлеана, став первым иностранным самолетом, достигшим берегов США. Следующим этапом маршрута «Santa Maria» стал полет к озеру за плотиной Рузвельта, расположенной неподалеку от Феникса, штат Аризона, где 6 апреля, произошла катастрофа.
Вверх в дыму
Механик, заправлявший самолет, закурил сигарету. Вспыхнул пожар, и летающая лодка полностью сгорела. Поскольку перелет «Santa Maria» привлек к себе всеобщее внимание и на карту был поставлен престиж Италии, то Бальбо на замену в Нью-Йорк направил другую лодку SM.55. Маркиз де Пинедо и его экипаж были доставлены в Нью-Йорк армией США, а новая машина прибыла из Италии в начале мая. После сборки самолет был окрещен, естественно, как «Santa Maria II» (во время процедуры из-за царившего в США сухого закона была использована минералка) и нес латинскую надпись «Post Fata Resurgo» (я возродился после смерти). 11 мая путешествие возобновилось, но невзгоды де Пинедо гибелью «Santa Maria» не закончились. После полета до Ньюфаундленда он направился к Азорским островам, однако из-за сильных встречных ветров де Пинедо пришлось сесть в двухстах милях (322 км) от ближайшего острова. Приводнившийся самолет был взят на буксир небольшим кораблем, направлявшимся к Канаде для ловли трески у Большой Ньюфаундлендской банки. Рыболовецкий корабль передал буксировку проходившему итальянскому пароходу «Supergo», который довел летающую лодку «Santa Maria II» до гавани в Орте, Азорские острова, для ремонта повреждений крыла (машина в течение трех дней находилась на плаву в бурном море).
10 июня «Santa Maria II» продолжила свой перелет, но де Пинедо сознательно направился на запад к месту вынужденной посадки, после чего развернулся на восток, направившись в Лиссабон, затем в Барселону. 16 июня летающая лодка «Santa Maria II» прибыла в Остию (морской порт Рима). Де Пинедо и его экипаж снова ожидали бурные приветствия. На этот раз де Пинедо получил звание генерала и стал начальником штаба ВВС. Бенито Муссолини дал ему прозвище «повелитель расстояний». О Франческо де Пинедо были сложены популярные песни в основном, что не удивительно, на неаполитанском диалекте. 15 августа Международная авиационная федерация (Federation Aeronautique Internationale — FAI) наградила его своей первой золотой медалью. Кроме того, король Георг V за выдающиеся достижения наградил Франческо де Пинедо Крестом ВВС (Air Force Cross — AFC), что было необычно, так как маркиз де Пинедо был иностранцем.
Однако в международной прессе это выдающееся достижение затмил Чарльз Линдберг, который в борьбе за приз Ортега 20 мая в одиночку вылетел из Нью-Йорка, пересек Атлантический океан и 21 мая приземлился в Париже. Линди покинул Нью-Йорк за три дня до того как де Пинедо покинул Азорские острова.
Правда Линдберг летел из Америки в Европу в одиночку и в первый раз, тогда как де Пинедо после вылета из Италии в течение четырех месяцев пролетел более 25000 миль (40000 км) над враждебными морем и сушей Южной и Северной Америк и пересек Атлантический океан дважды. Также имеется письменный протокол, в котором Линдберг на вопрос итальянского журналиста ответил, что де Пинедо совершил
«удивительный полет».
Достижения были совершенно разные, хотя король Георг V также наградил Линдберга Крестом ВВС. Оба полета были героическими и это спорный вопрос, какой из них был величайшим. Как можно сравнить холодные воды Атлантики и зеленый ад непроницаемых бразильских джунглей? Но факт остается фактом: полет Линдберга захватил воображение всего мира. Для де Пинедо и Италии выбор времени перелета был неудачен, и некоторые даже могут сказать, что это было несправедливо.
Авиаперелеты Бальбо
В следующем 1928 году де Пинедо, находившемуся на вершине славы в качестве первопроходца сверхдальних перелетов, было поручено возглавить первый и самый большой из известных четырех массовых учебных и пропагандистских перелетов Итало Бальбо. Сам генерал Бальбо называл эти перелеты «крейсерскими полетами». В этих перелетах в общей сложности приняли участие 62 самолета – 51 однодвигательная летающая лодка SIAI S.59bis, десять SM.55 и одна летающая лодка Cant 22 – и 200 человек. Вылетев с базы Ортобелло (Ortobello), расположенной на западном побережье Италии, они вместе пролетели без происшествий 1750 миль (2816 км) вокруг берегов западной части Средиземного моря через Сардинию, Майорку, юг Испании и Франции.
Два года спустя в 1930 году Бальбо организовал второй авиаперелет, в котором приняли участие 35 летающих лодок SM.55. В ходе этого полета в восточной части Средиземного моря и в Черном море итальянские самолеты преодолели расстояние длиной более 3300 миль (5300 км). Хотя Бальбо сам принял участие в перелете, он вновь назначил маркиза де Пинедо, репутацию которого он тогда еще глубоко уважал, планировать и вести полет. Летающие лодки посетили Афины, Стамбул, Варну в Болгарии, Констанцу в Румынии и Одессу на южном побережье России. Несмотря на то, что авиаперелет был во всех отношениях успешным, во время планирования маршрута между Бальбо и де Пинедо вспыхнула напряженность и, видимо, была связана с простыми вещами, такими как посадочные площадки, униформа и планы рассадки гостей на приемах. Может быть, это были просто столкновение личностей и итальянский темперамент: один был аристократом, который в начале своей карьеры командовал королевской яхтой, другой был фашистом из провинции и участником похода Муссолини на Рим. Возможно, что Бальбо и де Пинедо оказались в ситуации двух медведей в одной берлоге. Возможно, что это был первый признак явной психической неустойчивости, которая обеспокоила друзей де Пинедо перед его роковым вылетом.
Последний поход за славой
Несмотря на сделанные в 1927 году похвалы Муссолини и признание публики популярность де Пинедо в правительственных кругах шла на спад. Он превратился из друга Бальбо в его соперника – позднее было записано, что Бальбо так отзывался о де Пинедо
«в годы, проведенные мной в авиации, он был одним из четырех гвоздей моего креста».
Некоторые говорили, что это причиной была неосторожность маркиза де Пинедо при дворе принцессы Джованны, дочери короля Виктора Эммануила III, ставшей позднее королевой Болгарии. Так или иначе, де Пинедо фактически был изгнан из страны, которая восторгалась им и его подвигами, став военно-воздушным атташе в посольстве Италии в Аргентине – в Буэнос-Айресе – стране и городе, которые за три года до изгнания встречали де Пинедо как героя в середине его второго эпического приключения. В Аргентине Франческо де Пинедо играл в поло, и ему, видимо, было вновь очень скучно. В мае 1931 года де Пинедо попал в автоканастрофу, после которой по сообщениям «Giornale d'ltalia» его состояние
«ухудшилось физически и психологически».
Несмотря на то, что де Пинедо был «отправлен на пенсию» в виде нелетной дипломатической работы, он, похоже, решил сделать последний большой одиночный перелет для книги рекордов, в которой у него уже было выдающееся место. Франческо де Пинедо вышел в отставку и как частное лицо отправился в Америку, намереваясь закупить самолет компании Bellanca и вернуть себе славу. Джузеппе Марио Белланка (Giuseppe Mario Bellanca) тоже был также итальянцем — иммигрантом, родившимся в Сицилии. Примечательно, что перед тем как остановить свой выбор на машине компании Ryan Airline Company Линдберг всерьез рассматривал вариант пересечения атлантического океана на самолете Джузеппе Белланка.
У Франческо де Пинедо было много конкурентов – 1933 год был урожайным на воздушные достижения, которые захватили воображение публики и укрепляли национальную гордость (не в последнюю очередь с точки зрения интересов патриотов своих стран). Однако за несколько недель до возможной даты вылета Франческо де Пинедо с аэродрома Флойд Беннетт Филд в Нью-Йорк из Чикаго прилетела пересекшая северную Атлантику армада из двадцати четырех летающих лодок SM.55. Армаду итальянских самолетов, возглавлявшихся генералом Бальбо – заклятым врагом де Пинедо – ждал в Нью-Йорке торжественный прием.
Это был четвертый перелет из серии «крейсерских полетов», в двух из которых принимал участие сам де Пинедо. Поэтому можно представить себе то давление, которое добавилось на него в процессе подготовки самолета «Santa Lucia».
После перелета армады Бальбо в Италии гидросамолетом Macchi MC.72 был установлен мировой рекорд скорости в 423 миль/ч (680 км/ч), а в апреле одномоторный Caproni Ca 113 установил новый рекорд, достигнув высоты 44819 футов (13660 м). К сожалению де Пинедо не осуществил свою мечту и не добавил к списку итальянских достижений в книге рекордов свой перелет на «Santa Lucia» из Нью-Йорка в Багдад, во время которого он планировал сбросить над Римом патриотическое послание.
В то роковое сентябрьское утро механик де Пинедо на аэродроме Флойд Беннетт Филд так прокомментировал трагедию своего пилота:
«Он просто забыл все, что он знал».
Позднее друг де Пинедо Уго д'Аннунцио – сын знаменитого поэта и пилота-истребителя Первой Мировой войны Габриэле Д'Аннунцио – сказал
«его гордость убила его».
Это была печальная эпитафия для храброго и опытного авиатора, но журнал «Flight» написал в те дни
«Это не трагический конец, а триумф, который останется в памяти Истории».
фотография маркиза Франческо де Пинедо в парадной военной форме, снятая после состоявшегося в феврале-июне 1927 года 25000-мильного полета из Италии в Америку и возвращения в Италию
рисунки 1920-х годов, посвященные трансконтинентальному перелету Франческо де Пинедо
выбор одномоторного SIAI S.16 для 35000-мильного путешествия 1925 года был смелым шагом де Пинедо, но маркиз был полон решимости доказать, что летающие лодки являются самолетами будущего. На данной фотографии «Gennariello» показан на одной из остановок перелета (сравнительное отсутствие одежды на одном из помошников предполагает, что самолет находится в Индии)
меню обеда, состоявшегося 7 декабря 1925 года авиационной ассоциацией Милана (Le Associazioni Aeronautiche Milanesi). Обед был дан в честь завершенного в ноябре экстраординарного 35000-мильного перелета де Пинедо и Кампанелли
схема 35000-мильного перелета маркиза Франческо де Пинедо по маршруту Италия—Япония—Италия, совершенного с 20 апреля по 7 ноября 1925 года
в 1926 году де Пинедо опубликовал свои воспоминания о прошлогоднем полете «полет длиной 55000 километров» («Un Volo di 55,000 Chilometri»), которая включала посвящение и предисловие, написанное самим Бенито Муссолини
«Gennariello» в Бруме, Западная Австралия, 1 июня 1925 года.; летающая лодка прибыла в этот город 31 мая 1925 года (фотография из коллекции Филип Джарретта)
великолепный снимок летающей лодки «Gennariello» на реке Тигр в Багдаде. В этот город де Пинедо и Кампанелли прибыли 25 апреля 1925 года после вылета из расположенной на средиземноморском побережье Турции Александретты (ныне Искандерун). Летчики провели в Багдаде день, после чего 27 апреля вылетели в Бушир (ныне Бушер, Иран). Багдад де Пинедо и Кампанелли посетили еще раз 3 ноября, когда летающая лодка «Gennariello» возвращалась назад в Италию, и неизвестно по какому именно поводу была сделана эта фотография (музей авиации и космонавтики Сан-Диего)
это типично великолепный пропагандистский итальянский плакат 1927 года, провозглашающий достижения де Пинедо и других итальянских авиаторов и гласящий «юные итальянцы, вдохновленные де Пинедо и де Бернарди должны стать солдатами неба»
SM.55 был разработан Алессандро Маркетти, который присоединился к SIAI и создал в 1922 году компанию Savoia-Marchetti. Маркетти включил в конструкцию летающей лодки ряд необычных особенностей, среди которых были двойной корпус, танжемная установка двигателей, приводивших в движение винты противоположного вращения
Итало Бальбо (крайний слева) и де Пинедо (второй справа) в Испании в 1928 году. В 1927 году де Пинедо стал шефом полка испанских ВВС и во знаменование заслуг получил испанскую воздушную медаль
первая летающая лодка «Santa Maria» на буксире в американском порту перед гибелью у дамбы Рузвельта. Маркиз де Пинедо стоит на корме лодки. Обратите внимание на фасции, нарисованные на корпусах самолета. Наиболее распространенным символом итальянского фашизма были фасции — пучок прутьев ликтора. Традиционный римский символ из пучка розог, связанных вместе с топором, олицетворял силу в единстве. Один прут легко ломался, тогда как пучок было трудно разорвать. Топор символизировал смертную казнь, т.е.. верховенство закона
марштрут трансатлантического перелета летающей лодки «Santa Maria»
зрители собираются вокруг «Santa Maria II» — второго SM.55, использовавшегося де Пинедо в полете по Северной и Южной Америкам в 1927 году. Данный самолет был доставлен из Италии после гибели в Аризоне первого SM.55 «Santa Maria»
«Я надеюсь, что каждый километр нашего путешествия представляет юного итальянца, в котором мы разбудили желание стать летчиком». Плакат 1931 года на конкурсе при поступлении в Итальянскую Королевскую авиационную академию цитирует слова де Пинедо
для своего крайне амбициозного перелета из Нью-Йорка в Багдад де Пинедо выбрал модифицированный моноплан Bellanca J-3-500, получивший имя «Santa Lucia». Самолет имел номер 13199 и был оснащен дополнительным топливным баком для выполнения международного перелета
мрачный Франческо де Пинедо рядом с «Santa Lucia» на аэродроме Флойд Беннетт Филд за несколько минут до гибели
трагический конец — сильноперегруженная машина де Пинедо в пламени после пересечения взлетно-посадочной полосы и взрыва. При взлете присутствовала съемочная группа и ролик с неудачным взлетом расположен ниже
источники:
- текст — JOHNNY de UPHAUGH «Lord of the distances» «THE AVIATION HISTORIAN» Issue No 2
- видео — http://www.youtube.com/embed/9gpB9KLd9Bc