Послевоенный облик европейского лёгкого крейсера. «Дюге Труэн». Франция

11

Общеизвестна фраза, что «генералы готовятся к прошедшей войне», но, оценивая состояние французского флота накануне Первой мировой войны, можно сделать вывод, что политики и военные руководители Франции о войне совсем не думали. Иначе как можно объяснить, что начало войны ВМС Франции встретили практически без современных дредноутов (в строю находился только один «Курбэ»), без современных быстроходных крейсеров и эсминцев, и в мае 1914 года, буквально за три месяца до боевых действий, были списаны подводные лодки в количестве 21 единицы как устаревшие и непригодные для боевой службы.

В итоге военно-морскому командованию пришлось обходиться имеющимися в их распоряжении броненосными крейсерами постройки конца XIX – начала ХХ века и такими же старыми бронепалубными крейсерами, больше пригодными для колониальной службы, чем для решения задач блокады, противолодочной и противовоздушной обороны эскадр и баз, дальних разведок и рейдерства.

Действительно, из 22 броненосных крейсеров, находившихся в строю, относительно современными можно было считать два крейсера типа «Эдгар Кинэ», крейсера «Эрнест Ренан» и «Жюль Мишле», остальные, хотя и использовались в боевых операциях, считались устаревшими и применялись для конвойной службы и на второстепенных театрах военных действий. Самый современный «Вальдек Руссо» (тип «Эдгар Кинэ») имел водоизмещение 13995 т, почти как у эскадренного броненосца русско-японской войны, немного уступая одному из французских додредноутов типа «Републик». При этом крейсер нёс 14-194-мм/50 башенных и казематных орудий, развивая скорость хода всего 23 узла, что уже было недостаточно для обеспечения действий дредноутов и разведки.

Из тринадцати бронепалубных крейсеров пригодными для активной боевой службы можно было считать только три крейсера: «Жюрен де Ла Гравьер», «Гишен» и «Шаторено», вошедших в состав флота в 1902 году, они были ровесниками русских крейсеров типа «Олег», «Аврора» и «Жемчуг», считавшихся устаревшими уже к Великой войне. Имея водоизмещение от 5600 до 8150 т, эти крейсера были вооружены 164-мм/45 и 138-мм/45 орудиями и развивали скорость 22-23 узла, как и их броненосные «собратья» (Привет критикам российского императорского флота!).

Понимая ограниченность своих крейсерских сил, руководство ВМС Франции сформировало две лёгкие дивизии, включив в них семь наиболее современных броненосных крейсеров (типа «Эдгар Кинэ», «Эрнест Ренан», «Жюль Мишле», «Леон Гамбетта»), а большинство оставшихся – в «специальную» дивизию, которая собрала в своём составе устаревшие корабли. Крейсер «Жюрен де Ла Гравьер» был назначен репетичным кораблем флота – почётное, «громкое» название и довольно редко встречающееся в то время! Такое назначение, согласитесь, больше бы подошло парусной эпохе!

Несмотря на свой возраст, французские крейсера приняли участие в Первой мировой войне, при этом четыре из них погибли: «Леон Гамбетта» был потоплен торпедами австрийской подводной лодки, «Дюпти-Труар» и «Амираль Шарнэ» – торпедами немецких подводных лодок, а крейсер «Клебер» подорвался и затонул от взрывов мин, выставленных немецкой подводной лодкой. Напомню, что именно гибель «Леон Гамбетта» в Отрантском проливе заставила союзников пересмотреть свои взгляды на использование крупных кораблей в Средиземном море, особенно для блокадных действий.

Справедливости ради следует отметить, что подобная ситуация была не только французской проблемой, испытывали потребность в современных лёгких крейсерах и ВМС других крупных морских держав (США, России, Италии, Японии), но легче от этого руководству Armee Navale не стало.

В то же время в развитие нового класса лёгких (малых) крейсеров активно включились Великобритания, Германия, Австро-Венгрия, успев к 1914 году разработать собственные проекты «скаутов» и «лёгких крейсеров» и на их основе пополнить флоты целыми эскадрами кораблей нового класса. Например, в Великобритании, начиная со скаута «Сентинел», вошедшего в строй в 1905 году, до «Бланша» (1910 год) ввели в строй 15 кораблей нескольких проектов этого класса. Накопленный опыт позволил перейти к постройке турбинных лёгких крейсеров типа «Таун» (начиная с крейсеров типа «Бристоль»), большинство из которых удалось ввести в строй до осени 1914 года. Германия также развернула массовую постройку своих малых (лёгких) крейсеров, постепенно формируя свой облик легкого крейсера, который к 1914 году был воплощён в крейсерах типа «Магдебург» и «Карлсруэ». Как ни странно, но, отставая в количестве построенных кораблей, Австро-Венгрии удалось разработать и реализовать собственный проект крейсера – «Адмирал Шпаун», который вошёл в строй флота двуединой монархии в 1910 году и по праву считался одним из первых в мире лёгких крейсеров с броневым поясом и паровыми турбинами. Его создание стало основой для серийной постройки крейсеров типа «Сайда».

Упомянутые нами США, Россия, Италия и Япония не остались в стороне. В США были построены три крейсера-скаута типа «Честер», вошедшие в строй в 1908 году, которые позволили отработать ряд технологических новинок и создать основу для дальнейших проектов. Япония после экспериментального «Тоне» ввела в строй три турбинных крейсера типа «Чикума», которые по вооружению и скорости хода были достаточно близки к английским «таунам» первых серий. Итальянский флот по образу британского «Сентинела» получил крейсер-скаут «Куарто» в 1913 году и на основе его проекта ввёл в строй ещё два корабля. Российская империя дольше всех проводила проектные работы, приступив к строительству новых кораблей лишь на рубеже 1913-1914 годов. Были заложены 8 легких крейсеров типа «Светлана» и «Адмирал Нахимов» на собственных верфях, и еще два крейсера – заказаны в Германии (1913 год).

В этой ситуации во Франции о необходимости пополнить флот быстроходными крейсерами «вспомнили» в 1909 году, когда были начаты работы над проектом «эскадренного разведчика», и нормативно попытались это закрепить в Морском законе 1912 года. Согласно этому документу в составе будущего флота должно было находиться 10 «эскадренных разведчиков», проект которого горячо обсуждались и активно рассматривались.

Как отмечает С.Патянин в книге «Французские крейсера Второй мировой. Военно-морское предательство»: «… окончательный вариант проекта был принят 10 июня 1914 года. Крейсер должен был иметь водоизмещение 4 500 т, скорость до 29 узлов и вооружаться 138-мм орудиями».

Восемь 138-мм/45 орудий, размещённых в диаметральной плоскости и в бортовых казематах, должны были дополнять четыре торпедных аппарата, расположенных на главной палубе. Бронирование корабля ограничивалось броневой защитой машинного отделения. Причем проект был не просто утвержден, но и передан в виде заказа на строительство арсеналу в Тулоне, однако закладка, намеченная на ноябрь 1914 года, так и не состоялась из-за начавшейся войны, в ходе которой все верфи и заводы были нацелены на обеспечение нужд действующей армии и флота. Удивительное дело, но даже в годы войны и Великобритания, и Германия (к слову, находившаяся в блокаде) смогли продолжить закладку и строительство новых боевых единиц для флота, а вот у Франции, претендовавшей на второе место среди мировых морских держав, не хватило ресурсов и судостроительных мощностей для этого.

Необходимо отметить, что срыв закладки нового «эскадренного разведчика» имел и положительный эффект. Как отмечали эксперты, проект имел много недостатков, предполагаемый корабль имел довольно слабую броневую защиту и бортовой залп, неэффективное расположение артиллерии. Если сравнить ТТХ крейсеров, которые были заложены примерно в одно и то же время, в конце 1914 года (или около того), то по данным таблицы 1 видно, что французский крейсер при своих размерах существенно уступал в вооружении современным ему немецким, японским и русским крейсерам.

Послевоенный облик европейского лёгкого крейсера. «Дюге Труэн». Франция

Кроме того, мы видим, что крупные морские державы, «наигравшись» с лёгкими «безбронными» крейсерами, уже приступили к строительству крейсеров с броневым поясом. Британские, немецкие, австро-венгерский и русские крейсера несли броневой пояс, уже не ограничиваясь броневой палубой и отдельными «броневыми» заплатками в районе жизненно-важных отсеков.

К проектным работам удалось вернуться только после окончания Первой мировой войны, но это уже другая история.

Легкий крейсер «Хирадо» - один из трех японских крейсеров типа «Чикума», 1912 год

Легкий крейсер «Хирадо» — один из трех японских крейсеров типа «Чикума», 1912 год

К проектным работам по созданию современного легкого крейсера для ВМС Франции удалось вернуться только после окончания Первой мировой войны, более того, в первую послевоенную кораблестроительную программу летом 1919 года, так сказать «по горячим следам», было внесено шесть 5000-тонных крейсеров. И новая программа кораблестроения была представлена главным секретарём ВМС Франции, в последующем морским министром Франции – Жоржем Леги.

Новый проект был подготовлен на основе проекта «эскадренного разведчика» 1914 года с учётом боевого опыта и информации о крейсерах союзников, в первую очередь британских крейсеров типа «С» и «D». Основные изменения коснулись увеличения водоизмещения (до 5200 т), вооружения корабля 138-мм орудиями в двухорудийных башнях, установки 75-мм зенитных пушек, усиления торпедного вооружения, увеличения скорости хода до 30 узлов и усиления броневой защиты. Интересно, что данный проект предполагал вооружение крейсера двенадцатью 550-мм торпедными аппаратами!

Но и на этот раз дело до закладки корабля не дошло – проектные работы продолжились. К этому времени французским инженерам и военным представилась возможность подробно изучить опыт немецких и австро-венгерских конструкторов – Франция по репарациям получила пять трофейных крейсеров («Кольберг», «Штральзунд», «Регенсбург», «Кенигсберг II», «Новара»). Анализ ТТХ данных кораблей подтвердил, насколько ранее планируемые к постройке французские крейсера были слабы. К примеру, при полном водоизмещении в 7125 т крейсер «Кенигсберг II» с мощностью машин 45000 л.с. развивал скорость 27,8 узла. При этом он нёс 8-150-мм орудий (бортовой залп – 5 орудий), 2-88-мм зенитки, а его бронирование включало: пояс до 60 мм, броневая палуба до 40 мм, боевая рубка – 100 мм, щиты орудий – 50 мм. Французским конструкторам было над чем задуматься.

К концу 1920 года были получены сведения об американских крейсерах типа «Омаха» и британских типа «Эмеральд» («Е»), которые сыграли свою роль в разработке новых требований к будущему французскому легкому крейсеру (таблица 2).

Послевоенный облик европейского лёгкого крейсера. «Дюге Труэн». Франция

В связи с полученными материалами Верховный Совет флота принял решение увеличить водоизмещение до 7 300 т, а скорость – до 34 узлов при усилении вооружения за счет установки семи 155-мм орудий в одинарных установках, размещённых в диаметральной плоскости.

Как мы видим, влияние британского «опыта» было довольно значительно. Последующие доработки проекта привели к увеличению водоизмещения до 8000 т, а также было принято решение увеличить мощность главной энергетической установки до 80000 л.с. (опять пример британских конструкторов?). В то же время отметим, что французы пошли на довольно революционный шаг. Они установили главное вооружение будущего крейсера – 155-мм орудия в двухорудийных башнях, причём разместив их по линейно-возвышенной схеме. Характерно, что до этого подобное размещение орудий главного калибра активно использовалось в проектах линейных кораблей и линейных крейсеров, но на крейсерах подобная схема не применялась.

В ходе проектных работ было подготовлено несколько вариантов эскизного проекта, и окончательный проект нового лёгкого крейсера был утвержден весной 1921 года.

Как пишет С.Патянин: «… был выбран вариант «С», обладающий 34-узловой скоростью при водоизмещении 7 890 т и полном отсутствии броневой защиты, …».

Почти в таком виде проект, в который были внесены небольшие изменения и улучшения, был включён в новую кораблестроительную программу 1921 года, согласно которой предполагалось построить шесть крейсеров по 8000 т и большое количество других кораблей (до 60 единиц). Но парламентом в 1922 году было принято решение строить 33 корабля, в том числе 3 крейсера.

В итоге военно-морские верфи Франции вскоре получили заказ на строительство крейсера «Дюге Труэн» (арсенал в Бресте), «Ламотт-Пике» (арсенал в Лориане), «Примоге» (арсенал в Бресте»). Символично, что второй крейсер данного типа был назван, как и первый проект, заказанный, но не заложенный в Тулоне в далеком 1914 году – «Ламотт-Пике». Официально заказ на первые два корабля был выдан 14 апреля 1922 года, на третий – 18 апреля, а закладка головного корабля состоялась 4 августа 1922 года, а двух последующих – 17 января и 16 августа 1923 года соответственно. Несмотря на разное время закладки, все три корабля были переданы флоту в сентябре-октябре 1926 года, при этом головной «Дюге Труэн» вошел в строй 2 ноября 1926 года, а два последующих – в марте-апреле 1927 года.

Крейсера типа «Дюге Труэн» считаются довольно революционными кораблями, по сути, определившими облик легкого крейсера на многие годы вперед, однако во Франции после их закладки наступил перерыв в строительстве кораблей данного класса. Если не считать специфичного «Плутона» и учебного «Жанна Д`Арк», к постройке лёгких крейсеров Франция вернулась только в 1931 году, заложив экспериментальный «Эмиль Бертен» и серийные «Ла Галиссоньер».

Наступило десятилетие увлечения «вашингтонскими крейсерами», которое, однако, вскоре закончилось, и вновь возобладали здравый смысл и практичность. А крейсера типа «Дюге Труэн» вступили в строй и начали свою службу в составе французского флота, и служили с разным «уровнем успешности».

Источники:

https://dzen.ru/a/Y85eS4I4dBVUiLxP

https://dzen.ru/a/Y9IfogZ1KhLjmYdr

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account