Последний экраноплан Р.Алексеева: СМ-9

0

 

Последний экраноплан Р.Алексеева: СМ-9

Несмотря на фактическое официальное отстранение от дел, Ростислав Алексеев продолжал во второй половине 70-х годов активно работать над развитием экранопланов. Последней его машиной, "вставшей на крыло" зимой 1977/78 годов (конкретно: 7 декабря 1977 года состоялся первый полет) стал аппарат СМ-9, в котором конструктор обкатывал сразу несколько интереснейших технических идей.

Так, в частности, для оптимизации аэродинамического качества Алексеев отказался от ставшей уже для него привычной схемы с большим Т-образным оперением. Вместо этого машина получила комбинированное крыло — корневая часть представляла собой обычное "экранопланное" крыло очень малого удлинения — а вот консоли были даже не самолетные, — почти планерные! Кстати, в общей компоновке прослеживается влияние аппаратов Бартини.

Совершенно необычным было и шасси. Вместо водоизмещающего жесткого корпуса машина получила набор надувных баллонов, которые при стоянке обеспечивали плавучесть машины, а при разгоне формировали под корпусом род воздушной подушки, существенно ускорявшей отрыв машины от поверхности. Кроме того, надувное шасси было совершенно нечувствительно к жестким посадкам, прекрасно чувствовало себя на неровном льду и песке.
 

Последний экраноплан Р.Алексеева: СМ-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впервые при создании отечественных экранопланов на СМ-9 исследовался винтовой поддув. Использование поддува на крейсерском режиме позволяло снизить скорости движения над экраном в 2 раза по сравнению с высокоскоростными экранопланами (выйти на диапазон скоростей 100—250 км/ч вместо исходного 200—500 км/ч) и, соответственно, уменьшить (примерно в 2 раза) посадочные скорости.

Зачем это нужно было? Ответ на борту экраноплана. Винтовой поддув (к слову сказать, во много раз более эффективный, чем поддув реактивными двигателями), помимо прочего, позволял использовать экраноплан на относительно небольших реках, там где реактивный экраноплан вынесет на берег — винтовой плавно впишется в изгиб русла, а минимальный разбег/пробег — позволял взлетать и садиться на небольших участках водоёмов.

Полуторатонная трехместная машина летала с помощью основного двигателя в 130л.с. и двух небольших маневровых моторов по 10л.с. на консолях. Их пришлось добавить для улучшения управляемости машины по итогам первого сезона испытаний.

К сожалению, уникальная машина стала косвенной причиной гибели Р. Алексеева. При очередном выводе машины из ангара, 14 января 1980 года, из-за неразберихи получилось так, что Алексеев принял всю тяжесть машины (со своей стороны, конечно, не все 1500кг) на себя. И немолодой организм не выдержал…

Сначала 63-летний конструктор не ощутил никаких признаков неблагополучия. После испытаний поехал в ЦКБ, целый день отработал. А вечером пожаловался домашним на боль в боку. Испугавшись, что это аппендицит, Алексеева тут же положили в больницу №3 на Верхне-Волжской набережной. Врачи — а это были такие светила, как профессора Колокольцев и Королев — затруднились с диагнозом. То ли с печенью проблемы, то ли камни в желчном пузыре дали о себе знать…

— Четверг и пятницу отец провел на ногах, — вспоминает Татьяна Ростиславовна. — А в субботу утром поднялся с постели и… потерял сознание. Ему назначили экстренную операцию.

Оказалось, что за те два дня, когда Алексеев чувствовал себя относительно хорошо, в его организме развился перитонит — воспаление брюшины, угрожающее жизни состояние. Когда конструктор попал на операционный стол, процесс был уже в самом разгаре. За первым вмешательством последовало еще три операции. Как мне потом объяснил профессор Колокольцев, у отца из-за перенесенной в детстве дизентерии на каком-то участке кишечника образовалась спайка, — объясняет Татьяна Ростиславовна. — И это косвенно поспособствовало перекруту кишок. Вообще, над своим здоровьем отец не трясся. Дважды его отправляли в санаторий. И дважды он оттуда сбегал…

Умер Ростислав Евгеньевич не от перитонита, а от осложнения, им вызванного. Спустя две недели после начала болезни у него развился плеврит. Легочная и сердечная недостаточность быстро прогрессировали, и 9 февраля знаменитого конструктора не стало.

http://strangernn.livejournal.com/242195.html

 

Кошмарный Деспот
Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account