Последние аргентинцы. Броненосные крейсера «Митра» и «Рока»

13

Переход от Латинской Америки к Восточной Азии органично проходит через корабли, которые связаны с обоими регионами. Одним из последних эпизодов стала история аргентинских броненосных крейсеров, завершающих серию аргентинских «гарибальдийцев». К началу 20-го века военно-морская гонка вооружений между Аргентиной и Чили достигла своего апогея. Миллионы золотых песо, теперь уже из английских кредитов, шли на закупку новых боевых кораблей. Кровопролитная война между двумя региональными гигантами становилась все реальнее.

Последние аргентинцы. Броненосные крейсера «Митра» и «Рока»

В 1901 году Аргентина заказала итальянской фирме «Ансальдо» еще два броненосных крейсера типа «Гарибальди». В марте- мае 1902 года на верфи в городе Сестри-Поненте (близ Генуи) были заложены для аргентинского флота два броненосных крейсера водоизмещением по 7628 тонн. Они получили имена «Митра» и «Рока», в честь современных аргентинских политических деятелей, бывших и нынешнего президентов Ху́лио Архенти́но Ро́ка и Бартоломе́ Ми́тре. Благодаря отлаженным технологиям стройка шла быстро, через 7-9 месяцев они сошли на воду. Однако за это время аргентинцы пересмотрели свои взгляды на прославление ныне живущих политиков и корабли весной 1903 года были переименованы в честь исторических деятелей эпохи войны за независимость- «Ривадавия» (это третий корабль, носящий имя первого президента Аргентины) и «Морено» (в некоторых аргентинских источниках- «Бернардино Ривадавия» и «Мариано Морено»).

Бернардино де ла Тринидад Гонсалес Ривадавия и Ривадавия (20 мая 1780 – 2 сентября 1845) был первым президентом Аргентины, тогда называвшейся Соединенными провинциями Рио-де-ла-Плата, с 8 февраля 1826 по 7 июля 1827 года.

Мариано Морено Валье (Mariano Moreno Valle; 23 сентября 1778, Буэнос-Айрес — 4 марта 1811, южная часть Атлантического океана) — аргентинский политик, юрист, борец за независимость Аргентины.

Противостояние с Чили обострялось- чилийцы в ответ заказали в Англии два эскадренных броненосца по особому проекту- «убийцы гарибальдийцев». Вооруженные четырьмя 254-мм и четырнадцатью 190-мм орудиями, «Конститусьон» и «Либертад» почти не уступали «гарибальдийцам» в скорости, зато 152-мм броню противника пробивали с гарантией, при этом оставаясь неуязвимыми для средней артиллерии аргентинцев.

Аргентинцы, в свою очередь, запросили у «Ансальдо» два 15000 тонных броненосца и договорились на покупку семи итальянских эсминцев.

Повысить ставки чилийцам было уже не по силам и они обратились к своему патрону-Великобритании за помощью в урегулировании. «Майский пакт» 28 мая 1902 года не только урегулировал давний спор о границах , но и прекратил разорительную гонку вооружений. По соглашению 9 января 1903 года морские вооружения сторон были ограничены, заказы аннулированы, на заказ новых кораблей вводилась 5 летняя пауза, самые мощные корабли обоих флотов частично разоружались. Третий пункт договора, подписанный в Буэнос-Айресе, гласил: «Правительства республик обязуются теперь же известить соответствующие заводы, что строящиеся у них корабли по взаимному соглашению предоставлены в распоряжение его величества короля Великобритании и без его личного приказания не могут быть переданы какой бы то ни было державе».

В итоге на свободном рынке появились недостроенные корабли без заказчика-два броненосца-истребителя в Англии и два броненосных крейсера в Италии. Броненосцы в итоге приобрел Королевский флот, они превратились в «Триумф» и «Свифтшур», а вот вокруг броненосных крейсеров на итальянской верфи, к марту 1903 года уже спущенных на воду, завязалась интрига.

Центральную роль в истории чилийско-аргентинского наследства играла Российская империя, в это время стремительно усиливавшая свой флот на ожиданиях конфликта на Дальнем Востоке. Вице-адмиралу Н.И.Скрыдлову предложили по дружбе рассмотреть приобретение заказанного аргентинцами броненосца, в январе 1903 года чилийцы начали зондировать интерес России к приобретению строящихся в Британии броненосцев.

В начале августа в Главный морской штаб поступило письмо от фирмы «Ансальдо» от 27 июля 1903 года с предложением купить крейсера: «Дело идёт о двух судах современного типа, мощных, быстроходных, хорошо бронированных, с мощной артиллерией. При испытаниях первый из них дал свыше 18,5 узла при естественной тяге и даст свыше 20 узлов при искусственной».

Российское командование скептически отнеслось ко всем предложениям- по аргентинскому броненосцу в реальности был только проект, броненосцы с британских верфей получить было проблематично, англичане вряд ли согласились бы на усиление флота потенциального противника (вскоре Адмиралтейство само выкупило чилийцев). Ситуация же с итальянскими крейсерами не заинтересовала русских адмиралов из-за полной несовместимости матчасти.

Россия развивала свои броненосные крейсера как океанские рейдеры, с соответствующими мореходностью и автономностью. И как дальние эскадренные разведчики. Тип эскадренного(линейного) броненосного крейсера, который развивали итальянцы, был глубоко чужд отечественной военно-морской доктрине.

Решение вопроса новый морской министр адмирал Ф.К.Авелан доверил восходящей звезде флота и будущему командующему 2-й ТОЭ контр-адмиралу З.П.Рожественскому(тогда начальник Морского штаба). Тот через посольство уведомил итальянцев об отсутствии интереса России.

На тот период времени с платежеспособными покупателями подобного товара были значительные проблемы и аргентинцы вновь попытались приобщиться к русской казне. На этот раз действовали через морского агента в Лондоне капитана 1 ранга И.Ф. Бострема. Окончательный отказ был получен 6 декабря 1903 года.

В России тогда господствовало убеждение, что в ближайшее время войны удасться избежать, соответственно, приобретение неформатных кораблей принесет лишь проблемы.

Скорее всего, русские агенты не были в курсе активности японцев. Японцы пытались купить чилийские броненосцы, но не смогли договориться. Все усилия были сконцентрированы на аргентинских крейсерах. Переговоры шли в Буэнос-Айресе, ради них японского посла в Бразилии (в Аргентине у самураев тогда не было представительства) указом, поступившим в полночь 20 декабря, отправили в столицу Аргентины. Но японского посла на месте не оказалось (тут непонятно, может он на тот момент вообще не был назначен) и на следующий день на английском пакетботе в Буэнос Айрес отправился поверенный в делах Японии Кумаичи Хоригути.

Здесь он встретился с министром иностранных дел Аргентины доктором Луисом Марией Драго в его частной резиденции в Бельграно накануне Рождества. 25 декабря поверенного в делах приняли президент Рока и министр флота капитан Онофре Бетбедер.

30 декабря продажа аргентинских броненосных крейсеров «Ривадавия» и «Морено» была оформлена в Лондоне через фирму Anthony Gibbs & Sons (лондонских агентов флота Аргентины) за 1 500 000 британских фунтов наличными, на 20 000 фунтов меньше. чем цена, первоначально согласованная с правительством Аргентины. Примерно 12 миллионов рублей золотом. Хотя цена была весьма невелика, для японских финансов, перенапряженных военной и военно-морской программами, это было тяжелое испытание.

«Накануне русско-японской войны Япония закупила у Аргентины два броненосца за полтора миллиона фунтов стерлингов, но в это время в лондонском отделении Токийского валютного банка было всего лишь 150 тыс. фунтов, так что посланник даже выдал долговое обязательство… Вице-президент Японского банка Такахаси Корэкие направился в Нью-Йорк и Лондон просить кредиты, однако в США успеха не добился. По прибытии в Лондон ему понадобилось целых полтора месяца, чтобы уговорить английских банкиров взять на себя хотя бы 5 млн. ф. ст. облигаций японского займа. И вот, находясь в таком затруднительном положении, он был приглашен на ужин к одному английскому другу и там за столом неожиданно познакомился с американским банкиром Джейкобом Шиффом, главным представителем торгового общества “Кун-Леб”. Касэ Хидэаки, политический обозреватель японского журнала «Тюо корон» («Центральное обозрение»).

«За ужином Шифф подробно расспрашивал об экономическом положении Японии, о настроениях людей после начала войны. Я как можно учтивее отвечал… И вдруг Шифф взял на себя 5 млн. ф. ст. Я был несказанно рад этой манне небесной”. Такахаси, “Автобиография”.

В итоге Япония перевела сумму в 14 937 000 иен через Banco Yokohama Especie на аргентинский счет. Сделку держали в секрете, но вскоре она все-таки стала известна газетчикам.

Японская делегация, прибывшая в Геную, обнаружила что «Морено» , в отличие от «Ривадавия», еще не готов. Ради того, чтобы корабли смогли уйти вместе, верфь выделила более 600 человек для аврального завершения работ на «Морено».

7 января 1904 года два аргентинских крейсера были официально переданы Японии. На церемонии передачи корабля присутствовал капитан Мануэль Домек Гарсия, который позже был единственным латиноамериканским военным наблюдателем в Цусимском сражении на борту японского флагмана «Микаса». В дальнейшем Гарсия стал министром военно-морского флота Аргентины.

 

 Профиль и план серии «Джузеппе Гарибальди»


Профиль и план серии «Джузеппе Гарибальди»

 Касуга


Касуга

«Мариано Морено» (первоначально он назывался «Рока»(«Roca»), в японском флоте-«Ниссин»(«Nisshin»). Верфь Ansaldo, Италия. Строительство началось 29 марта (май) 1902 года, а спущено на воду 9 февраля 1903 года. Готов 7 января 1904 года

«Бернардино Ривадавия» (первоначально он назывался «Митра» («Mitra»), в японском флоте-«Касуга»(«Kasuga»). Верфь Ansaldo, Генуя, Италия. Строительство началось 1(10) марта 1902 года. Спущен на воду в конце сентября (22 октября)1902 года. Готов 7 января 1904 года

Водоизмещение (английская тонна = 1016 кг) 8000 тонн при полной загрузке, 7628т — «Касуга» и 7698т — «Ниссин». Длина: 105 м. Ширина: 18 м. Глубина: 7 м. Средняя осадка: 7,50 м.

Двигатели: 2 паровые машины тройного расширения, 5 цилиндрическими котлами. 13 500 л.с.

Максимальная скорость: 20 узлов. Экономическая скорость: 11 узлов. Запас топлива 1200 тонн угля.

Броня-борта гарвеевская броня типа 150мм. Бронепалуба карапасная от 22 до 40 мм. Рубка эллиптической формы 150мм

Вооружение проектное-4 орудия 203 мм, в двух двухместных башнях; 14 152-мм орудий; 10 76-мм орудий; 6 47-мм орудий; 2 пулемета; 2 торпедных аппарата.

В связи с трудностями того времени, реальное вооружение- 1 254-мм орудием в носу, 2 203-мм орудиями в корме(на «Ниссин» 4-203мм), 14 152-мм орудиями, 10 76-мм орудиями, 6 47-мм (на «Ниссин» 4-47мм) орудиями.

Последние аргентинцы. Броненосные крейсера «Митра» и «Рока»

Купленные крейсера «Ниссин» и «Касуга» срочно отправили в Японию, рано утром 9 ( 27) января 1904 года они вышли из Генуи под британским коммерческим флагом и под командованием английских офицеров резервного флота X. Пейнтера («Ниссин») и Д.Ф. Ли («Касуга»). Экипажи крейсеров состояли из британцев, японских матросов и итальянских механиков, их было всего 240 человек (половина штата). В спешке не удалось не только закончить работы на «Ниссине», но и загрузить все необходимое оборудование. Крейсера направились в Порт-Саид, куда и прибыли 13 января.

Японское командование опасалось беспомощности своих крейсеров на переходе, ожидания нападения русских и даже французов. До прихода кораблей в Японию начало боевых действий было отложено. Крейсера на переходе охранял английский броненосный крейсер «Кинг Альфред» типа «Дрейк» (водоизмещение 14150 т; 2 — 234/46-мм, 16 — 152-мм и 14 — 76-мм пушек). Японские крейсера получили приоритет при проходе Суэцким каналом, снабжение в пути осуществлялось без проблем в контролируемых британцами портах. Британцы помогли улучшить бортовое оборудование для беспроводной телеграфии и установили дальномеры английского производства. Кроме того англичане предоставляли союзникам развединформацию.

«Касуга» и «Ниссин» прибыли в гавань Йокосука 3(16) февраля 1904 года. Менее чем через два месяца крейсера появились под Порт-Артуром.

Российское командование поздно озадачилось опасностью усиления японского флота. Наместник адмирал Е.А.Алексеев 10 января телеграфировал в Петербург просьбу задержать крейсера в Генуе с помощью дипломатии, но русский консул узнал о задаче через день после ухода крейсеров.

Вторым шансом было использование отряда контр-адмирала Д.А. Вирениуса (эскадренный броненосец «Ослябя», крейсера 1 ранга «Дмитрий Донской» и «Аврора», крейсер 2 ранга «Алмаз», семь 350-тонных миноносцев водоизмещением («Бодрый», «Быстрый», «Бравый», «Бедовый», «Буйный», «Безупречный» и «Блестящий»), два 186-тонных миноносца и три парохода Добровольного флота («Орёл», «Саратов» и «Смоленск»)), находившегося в пути с Балтики на Дальний Восток.

Вышедшей из Бизерты русской эскадре помешали английские корабли, 13 января в Порт-Саиде столкнулись японские крейсера с находившимися там крейсером «Аврора» и 7 миноносцами. Но британцы четко контролировали ситуацию.

Только послезнание дает понимание, что англичане не пошли бы на прямое столкновение с Россией. Тогда же это было совсем неочевидно.

В итоге эскадра Вирениуса в Джибути получила приказ из Петербурга возвращаться обратно. Пароходы Добровольного флота «Орёл»«Саратов» и «Смоленск» должны были идти в Севастополь, а остальные — на Балтику.

К недостаткам можно отнести «некрейсерскую» скорость, даже головной корабль серии не смог на испытаниях достичь проектных 20 узлов. На японской службе крейсера не показывали более 18 узлов.

Ради экономии водоизмещения крейсера получили гладкопалубный низкий корпус с тяжелыми орудийными башнями, что значительно снизило мореходность.

При значительной площади бронирования толщина броневых плит была недостаточна для полноценного эскадренного боя. Доходило и до курьезов- крыша каземата 152 мм пушек набиралась из тиковых брусков (лишь итальянские крейсера последней серии получили вместо них 40 мм бронелисты).

Источник — https://zen.yandex.ru/media/marin/bronenosnye-kreisera-poslednie-argentincy-mitra-i-roka-624fdb07b643751d25996611?&

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account