О конкурсе крейсеров Второй Мировой на shipbucket.com я писал в статье о альтернативном крейсере «Корнуолл». Этот корабль так же был представлен на этот конкурс, более того, он в этом конкурсе победил.
Содержание:
Служба
«Висбаден» вышел в Атлантику 23 августа 1939 года, ещё до начала Второй мировой войны. Вскоре после открытия военных действий была начата борьба с судоходством Великобритании. Зоной действий для корабля был выбран Индийский океан, туда рейдер и отправился.
Обогнув мыс Доброй Надежды, «Висбаден» направился на север. Здесь пилот гидросамолета заметил норвежский танкер «Филефьелль». Судно было перехвачено и с него были пополнены запасы корабля. Тут же был замечен ещё один танкер, «Бритиш Коммандер». Он отказался подчиниться требованию остановиться, был обстрелян и потоплен торпедой. В течение этих суток было перехвачено и потоплено ещё одно судно — норвежский пароход «Морвикен».
И дальше дела у рейдера пошли в таком же духе. Это позволило «Висбадену» стать один из самых успешных рейдеров кригсмарине. Тоннаж потопленных и захваченных им судов составил 196 000 тонн. Это привело к тому что британское адмиралтейство начало настоящую охоту на рейдер, в которой участвовали практически все силы, базирующиеся в Индии.
Весь 1940 год, крейсеру удавалось уходить от крупных британских сил прячась среди льдов в Антарктике. Однако, рано или поздно невероятному везению немецкого рейдера должен был прийти конец.
Гибель крейсера
7 мая 1941 года, «Висбаден» в северо-западной части Индийского океана обнаружил танкер «Бритиш Эмперор». Так как топливо на корабле и подходило к концу, было принято решение захватывать корабль. Однако, несмотря на предупредительные выстрелы, танкер начал уходить, передав в эфир радиограмму, принятую британским тяжёлым крейсером «Корнуолл». «Висбадену» с огромным трудом удалось его захватить. Весь остаток дня был потрачен на перегруз топлива. Эта потеря времени в итоге стала роковой для немецкого крейсера.
На следующий день, 8 мая 1941 года, рейдер был замечен самолётом с «Корнуолла». В полдень, наведённый на корабль самолётом, крейсер «Корнуолл», начал бой.
Изначально предполагалось что со своей скоростью в 33 узла «Висбаден» будет способен уйти от кораблей сильнее себя. Так по началу и было, однако за время крейсерства машины корабля износились, а корпус оброс ракушками и рейдер вряд ли бы мог дать даже 30 узлов. А вот «Корнуолл» уверенно выдавал свои паспортные 32 узла, и дистанция между двумя кораблями стала медленно сокращаться.
По носовому траверзу, у британского корабля, могли вести огонь 6 203 мм орудий в двух носовых башнях, тогда как отвечало им всего 5 150 мм пушек «Висбадена». Англичане вели огонь бронебойными и немцы фугасными снарядами. Первыми попадания добились опытные немецкие артиллеристы. Снаряд попал в район катапульты и разнёс закреплённый на ней самолёт.
Стоит отметить что все жизненно важные механизмы на «Корнуолле» были защищены бронёй, которую были не в состоянии пробить немецкие снаряды. Тогда как для 203 мм английских «чемоданов» немецкой брони как бы не существовало, они могли пробить броню немецкого крейсера в любом месте.
Однако по началу немцу везло, на «Корнуолле» начался пожар, а его снаряды не наносили видимого вредя немецкому рейдеру. Но, где-то около 16-00, от залпа 203-мм орудий один снаряд проник в погреб и с детонировал боезапас. «Висбаден» затонул за считанные минуты. Подошедший на место гибели «Корнуолл» спас только 53 человека из команды в 1201 моряк.
История строительства
Работы над крейсерами были начаты в 1933 г. Предполагалось создать максимально универсальный корабль, способный действовать как в составе флота, так и в качестве рейдера, истребителя торговли.
В качестве основных противников, с которыми новый крейсер должен был справляться были выбраны советские крейсера типа «Киров» и французике – типа «Ла Галиссоньер».
Корабль был заложен в конце 1934 года на верфи Deutsche Werke в Киле, спущен на воду в 1935 году и введён в строй в 1936.
Технические характеристики:
Водоизмещение;
- Нормальное – 10 773 тонн
- Полное – 11 696 т
Размерения;
- Длина – 188,85 м
- Ширина – 19,2 м
- Осадка – 6,3 м
Вооружение:
- Главный калибр – 2х3 и 2х2х150 мм;
- Универсальный калибр – 4х2х105 мм;
- Зенитная артиллерия – 6х2х37 мм и 9х20 мм;
- Торпедное вооружение – 2х3х533 мм.
Броня:
- Главный пояс – 90 мм;
- Оконечности – 20 мм;
- Палуба – 50 мм;
- Противоторпедные переборки – 20 мм;
- Броня орудийных башен главного калибра – 90 мм;
- Броня орудийных башен универсального калибра – 20 мм
Машины:
- Котлы на жидком топливе, паровые турбины,
- Привод на 3 вала,
- Мощность – 101 059 л.с.
- Максимальная скорость – 33,10 узлов
- Диапазон 6.000 морских миль на 18,00 узлах
Послесловие
Вопрос о тайне немецкого крейсера «Висбаден» был поднят еще до его потопления. Каким образом немецкому крейсеру долгое время удавалось поддерживать свое хорошее техническое состояние, которое позволяло ему не возвращаться в Германию (где по пути его ожидало большинство английских крейсеров), и не заходить в Японию (версия что немецкий рейдер получает помощь от Страны Восходящего Солнца так же не нашла подтверждение)? Плюс поразительная «удачливость» рейдера — что это, «чутье капитана», работа информаторов сообщающих где и когда должен быть тот или иной союзный корабль, или несколько дополнительных кораблей-разведчиков? Потопление «Висбадена», а точнее попадание в плен почти сотни немецких моряков его экипажа позволило открыть многие тайны.
PS.2 Всё что написано в этой статье выдумка от начала и до конца. Такого корабля ни когда не было, это плод фантазии автора работы, коллеги maomatic.
Источник — http://www.shipbucket.com/forums/viewtopic.php?f=15&t=8375&start=70#p179745