Покоритель Атлантики и мастер на все руки. Многоцелевые самолеты Junkers W 33 и W 34

17
Покоритель Атлантики и мастер на все руки. Многоцелевые самолеты Junkers W 33 и W 34

Покоритель Атлантики и мастер на все руки. Многоцелевые самолеты Junkers W 33 и W 34

Статья Герберта Ринглштеттера (Herbert Ringlstetter) была переведена уважаемым коллегой NF и доработана мной. Перевод был выполнен в октябре 2020 года.

Предисловие редакции: Самолеты типа F13 стали большой удачей компании Junkers, и последовавшие за ними машины типа W 33 смогли закрепить этот успех. Это были удачные и очень прочные самолеты, проявившие себя как универсальные машины – настоящие мастера на все руки. О части истории этой машины компании Junkers рассказывает Герберт Ринглштеттер.

В 1926 году под руководством Германа Польманна (Hermann Pohlmann) был разработан прототип многоцелевого самолета W 33, являвшегося значительно улучшенным F13. Приоритетным применением этого самолета должны были стать грузовые авиаперевозки.

Классическая концепция компании Junkers в виде цельнометаллического свободнонесущего моноплана с низкорасположенным крылом уже давно оправдала себя. Конструкция из дюралевых труб, лонжеронов и шпангоутов и гофрированная дюралевая обеспечили высокий уровень прочности. В отличие от F 13 верхняя часть фюзеляжа W 33 была ниже, благодаря чему его фюзеляж имел почти прямоугольное поперечное сечение. Кроме того фюзеляж стал длиннее что вместе с переделанными горизонтальным и вертикальным оперением обеспечило значительно лучшую продольную устойчивость. Основные стойки шасси с межколесной осью были заимствованы у F 13. Крыло, имевшее тот же самый размах, что и F 13, было незначительно изменено. Поздние варианты F 13 так же получили удлиненный фюзеляж и хвостовое оперение W 33 – W 34.

В июне 1926 году – спустя всего лишь 6 месяцев после начала разработки – был собран первый экземплярW 33 (внутрифирменное обозначение J 33; заводской номер 794), получивший номер гражданской регистрации D-921. Затем последовали испытания самолета как с колесным шасси, так и с поплавковым. Установленный на самолет рядный шестицилиндровый двигатель Junkers L 5 был надежным и экономичным.

Экипаж из двух человек располагался в открытой кабине с двойным управлением. К кабине экипажа примыкал грузовой отсек объемом 4,8 м³. При необходимости в грузовом отсеке можно было установить стулья и перевозить до шести пассажиров. Для этой цели на поздних вариантах на каждой стороне фюзеляжа располагались по одному или два иллюминаторов.

Уже в июле 1926 года W 33 привлек к себе внимание, когда D-921 на проводившихся в Варнемюнде соревнованиях морских самолетов занял первое и второе места. Незадолго до этих соревнований первый полет совершил W 34 (заводской номер 795). На этом самолете был установлен более мощный радиальный двигатель Bristol Jupiter, благодаря которому он обладал лучшими летными характеристиками и в частности лучшей скороподъемностью. Однако W 34 (зав. номер 795) после вынужденной посадки на воду выбыл из числа участников соревнований в Варнемюнде.

После этих соревнований самолеты типа W 33/W 34 привлекли к себе внимание всего мира, установив целый ряд рекордов продолжительности и дальности полета. W 33, оснащенный надежным и экономичным авиационным двигателем Junkers L 5, был прямо-таки создан для перелетов на большие расстояния. Так в июле 1927 года один W 33 совершил сенсационный беспосадочный полет продолжительностью 65 часов и 25 минут.

Всемирно известным стал специально переоборудованный W 33 b Bremen (номер гражданской регистрации D-1167), который в апреле 1928 года совершил первый в мире перелет Атлантики в направлении с востока на запад. Данный полет из-за постоянного сильного встречного ветра был чрезвычайно сложным.

Ганс Бертрам (Hans Bertram) в 1932-33 годах выполнил на самолете W 33 Atlantis (номер гражданской регистрации D-1925) перелет из Германии в Австралии и обратно.

По сравнению с W 33 сильными сторонами W 34 были скорость и высота полета. Благодаря радиальному двигателю у W 34 данные показатели были выше, чем у W 33. Однако расход топлива у двигателя Bristol Jupiter был на много выше чем у двигателя Junkers L 5.

29 мая 1929 года летчику-испытателю компании Вилли Нойенхофен на W 34 be/b3a (заводской номер 2600; номер гражданской регистрации D-1167), оснащенном 600-сильным двигателем Bristol Jupiter VII, спустя 45 минут после взлета удалось набрать высоту 12739 метров. Разумеется, эта машина получила крыло больших размаха и площади, и с нее было снято все, что только можно – на борту были только необходимые для набора высоты 80 кг.

В 1930 году самолет получил новые основные стойки шасси без межколесной оси и с масляными амортизаторами. В случае необходимости колеса можно было удалить и установить на лыжи или поплавки. Другим нововведением стала полностью закрытая прозрачными панелями и значительно более комфортабельная кабина экипажа. На поздних вариантах были установлены переработанные консоли крыла и элероны с аэродинамической компенсацией.

В ноябре 1930 года авиакомпания Luft Hansa вместе с Немецким НИИ авиации (Deutsche Versuchsanstalt für Luftfahrt – DVL) приступили к первым испытаниям по заправке самолета в воздухе. Самолет Fokker-Grulich F.II выступал в качестве самолета-топливозаправщика, тогда как W 33 должен был принимать топливо.

С 1929 года авиакомпания Luft Hansa стала использовать W 33 и 34 для регулярных ночных перевозок почты из Берлина в Лондон и, в зависимости от метеорологической ситуации, были разработаны специальные методики приближения к аэродрому назначения и захода на посадку.

Летные характеристики самолетов семейства W 33/34 считались настолько хорошими, что эти машины предлагались для обучения ночным полетам и полетам в плохих погодных условиях с использованием приборов. Кроме авиакомпании Luft Hansa прочные и надежные «юнкерсы» летали в составе многочисленных зарубежных авиакомпаниях, перевозя грузы по всему миру. Также следует сказать, что самолеты типа W 33/34 эксплуатировались в составе немецко-китайской авиакомпании Eurasia.

В годы Второй Мировой войны многочисленные W 34 использовались в составе немецких ВВС для обучения пилотов.

Едва ли можно описать все многообразие модификаций семейства W 33 – W 34, построенных с целью удовлетворения потребностей различных покупателей. Особенно это касается машин W 34, оснащенных многочисленными вариантами звездообразных авиационных двигателей.

Среди различных вариантов был и вариант самолета W 33 со специальным оборудованием для борьбы с насекомыми-вредителями.

Под обозначениями Trp 2 и 2A самолеты семейства W 33 – W 34 изготавливались расположенной в Лимхамне (Limhamn), Швеция, компанией A.B. Flygindustri. В Швеции эти самолеты блестяще проявили себя в частых зимних полетах вплоть до 1950-х годов.

До настоящего времени сохранилось только небольшое количество самолетов семейства W 33 – W 34. К счастью среди сохранившихся машин оказался знаменитый W 33 Bremen.

знаменитый W 33 Bremen, который в 1928 году первый совершил перелет через Атлантический океан в направлении с востока на запад

знаменитый W 33 Bremen, который в 1928 году первый совершил перелет через Атлантический океан в направлении с востока на запад

с поплавками самолеты семейства W 33 также хорошо зарекомендовали себя

с поплавками самолеты семейства W 33 также хорошо зарекомендовали себя

самолет W 33 ba (заводской номер 2502) со специальным оборудованием для борьбы с насекомыми-вредителями

самолет W 33 ba (заводской номер 2502) со специальным оборудованием для борьбы с насекомыми-вредителями

в 1926 году компания Junkers представила машины W 33 – W 34, являвшиеся наследниками самолетов семейства F 13. В последующие годы эти машины прекрасно зарекомендовали себя. На данном снимке представлен W 34 fi Castor (заводской номер 2733) авиакомпании Luft Hansa, оснащенный радиальным двигателем BMW Hornet; 1933 год

в 1926 году компания Junkers представила машины W 33 – W 34, являвшиеся наследниками самолетов семейства F 13. В последующие годы эти машины прекрасно зарекомендовали себя. На данном снимке представлен W 34 fi Castor (заводской номер 2733) авиакомпании Luft Hansa, оснащенный радиальным двигателем BMW Hornet; 1933 год

W 33 в классической роли прочного надежного грузового самолета

W 33 в классической роли прочного надежного грузового самолета

экспериментальный самолет W 33 с длинными валами воздушных винтов. Этот вариант не оправдал себя

экспериментальный самолет W 33 с длинными валами воздушных винтов. Этот вариант не оправдал себя

самолеты семейства W 33 совершили многочисленные дальние перелеты. На данном снимке показан D 1925 Atlantis, на котором Генс Бертрам пролетел по маршруту Германия – Австралия и обратно общей протяженностью 55330 километров

самолеты семейства W 33 совершили многочисленные дальние перелеты. На данном снимке показан D 1925 Atlantis, на котором Генс Бертрам пролетел по маршруту Германия – Австралия и обратно общей протяженностью 55330 километров

самолет W 34 gi с большой дверью для загрузки грузов и с иллюминаторами

самолет W 34 gi с большой дверью для загрузки грузов и с иллюминаторами

W 34 с масляными амортизаторами основных стоек шасси и элеронами с аэродинамической компенсацией

W 34 с масляными амортизаторами основных стоек шасси и элеронами с аэродинамической компенсацией

W 34 fue (заводской номер 2714) с британским двигателем AS Jaguar

W 34 fue (заводской номер 2714) с британским двигателем AS Jaguar

самолет Junkers W 33 c (заводской номер 2545) в составе авиакомпании Luft Hansa служил для перевозки грузов; 1929 год. Самолет Junkers W 33 b Bremen; Junkers W 34 gi (заводской номер 2737) из состава авиакомпании Eurasia

самолет Junkers W 33 c (заводской номер 2545) в составе авиакомпании Luft Hansa служил для перевозки грузов; 1929 год. Самолет Junkers W 33 b Bremen; Junkers W 34 gi (заводской номер 2737) из состава авиакомпании Eurasia

самолет W 34 hau с 600-сильным двигателем Bramo 322 H, капотом NACA и четырехлопастным воздушным винтом. Из-за очень сильного шума при прогреве двигателя его так же называли «рыдван» (Knochenmühle; дословно мельница для размола костей, дробилка для костей, тряский экипаж [автомобиль])

самолет W 34 hau с 600-сильным двигателем Bramo 322 H, капотом NACA и четырехлопастным воздушным винтом. Из-за очень сильного шума при прогреве двигателя его так же называли «рыдван» (Knochenmühle; дословно мельница для размола костей, дробилка для костей, тряский экипаж [автомобиль])

вид из грузового отсека в кабину экипажа самолета W 34

вид из грузового отсека в кабину экипажа самолета W 34

приборная панель самолета W 34

приборная панель самолета W 34

разбившийся W 34 hi немецких ВВС

разбившийся W 34 hi немецких ВВС

данный самолет W 33 эксплуатировался авиакомпанией Luft Hansa в сотрудничестве с авиакомпанией Eurasia

данный самолет W 33 эксплуатировался авиакомпанией Luft Hansa в сотрудничестве с авиакомпанией Eurasia

Рекорды, установленные самолетами семейства W 33 и 34

Тип Дата Масса груза, кг Расстояние, км Экипаж
W 33 21-22.03.1927 500 2735,57 Шнэбеле (Schnäbele), Лоозе (Loose)
W 33 03–05.08.1927 4660,63 Ризцтикс (Risztics), Эдцард (Edzard)
Тип Дата Масса груза, кг Продолжительность полета

Экипаж

W 33 16.03.1927 500 15 ч. 57 мин. 33 сек. Шнэбеле
W 33 19.03.1927 * 500 14 ч. 08 мин. 02 сек. Лоозе
W 33 21–22.03.1927 500 22 ч. 11 мин. 45 сек. Шнэбеле, Лоозе
W 33 05–07.07.1927 65 ч. 25 мин. 00 сек. Ризцтикс, Циммерманн (Zimmermann)
Тип Дата. Масса груза, кг Высота, м

Экипаж

W 34 14.09.1928 1000 7907 Нойенхофен (Neuenhofen)
W 34 26.05.1929 12739 Шинцингер (Schinzinger)
Тип Дата Масса груза/расстояние, кг/км Скорость, км/ч

Экипаж

W 34 01.06.1927 1000/100 196,08
W 34 01.05.1927 500/1000 181,45
* на воде

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Junkers W 33 f (1929 год) Junkers W 34 hi (1933 год)
Назначение: многоцелевой самолет многоцелевой самолет
Экипаж: 2-3 чел. 2-3 чел.
Количество пассажиров: 6 чел. 6 чел.
Силовая установка:
обозначение двигателя Junkers L 5 BMW 132 A/E
тип двигателя рядный радиальный
количество цилиндров 6 9
охлаждение жидкостное воздушное
взлетная мощность 1×310 л.с. 1×660 л.с.
общая мощность 310 л.с. 660 л.с.
Размеры:
размах крыла 17,75 м 18,48 м
длина 10,90 10,27 м
высота 3,50 м 3,53 м
площадь крыла 43,00 м² 44,00 м²
объем багажного отсека 4,8 м³ 4,8 м³
Масса:
пустого самолета 1400 кг 1730 кг
полезной нагрузки 830 кг 795 кг
максимальная взлетная 2660 кг 3200 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 180 км/ч 265 км/ч
крейсерская скорость 155 км/ч 230 км/ч
посадочная скорость 105 км/ч 115 км/ч
время набора высоты
1000 метров 7,75 мин. 3,20 мин.
2000 метров 18,50 мин. 6,60 мин.
3000 метров 34,00 мин. 11,00 мин.
длина разбега при взлете 210 м
длина пробега при посадке 220 м
практический потолок 3500 м 6300 м
максимальная дальность полета прим. 800 км прим. 900 км

 

источник: Herbert Ringlstetter «Atlantikbezwinger und Alleskönner. Junkers W 33 und W 34» «Flugzeug classic» 2004-05 Seite 39-42

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account