ПЛАТ/ПЛАРК альтернативная атомная субмарина проекта «Костёр» 700А

15

Раз пошла такая свадьба, сажаем последние алюминиевые огурцы. Открываем ту самую, сокровенную и сложную тему… тему Подводных Лодок. В виде конкурса окуну вас по возможности в процесс создания атомного подводного флота СССР, как реального, так и альтернативного.

 

ПЛАТ/ПЛАРК альтернативная атомная субмарина проекта "Костёр" 700А

Содержание:

 

Предыстория

На дворе 60/70-ые годы, СССР категорически нужна скоростная, глубоководная АПЛ для борьбы с АУГ и АПЛ противника. ЦКБ-18 и СКБ-143 одновременно работает над несколькими десятками проектов. Кто-то делает лодку-истребитель как «Лира», кто-то делает линейные многоцелевые лодки-охотники как «Ёрш» и «Щука», кто-то работает над лодкой оперирующей на глубинах где бесполезны большинство средств ПЛО как например проект «Плавник».
Специально для Тихоокенаского ТВД где растёт мощь союзного для США флота Японии на который возложена задача борьбы с советскими АПЛ и их блокировки в Охотском Море в одном из КБ Советского Союза решено было создать компромиссный, не сильно «инновационный» проект ударной ПЛАТ для возможности быстрой нейтрализации Японских Морских Сил Самообороны. Почему проект «компромиссный», потому что, разработка «плавника» длится аж до 1977 года, «Лира» на базе «Щуки» ещё только строится, но её огневой мощи недостаточно. Компромиссными стали и вооружение, и силовая установка и даже лекалы корпусов от более дешёвых, аж дизельных лодок и лодок типа «Кит». Впервые в СССР решено строить свой «вэйнгарт» в подводном варианте, где корпус лишь функционально дополнение к вооружению, оборудованию и силовой установки. Что-бы сделать качественно из проверенного материала, быстро и относительно дёшево.

Конструкция

Основой конструкции стал простой конструктивно одновальный би-металлический корпус по дву-корпусной схеме. Где лёгкий корпус из стали и состоял из 12 бескингстонных цистерн главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, проницаемых надстроек и ограждения выдвижных устройств. А прочный корпус из сплава ферро-титана 42Т с текучестью металла до 700МПА. В отличии от более современных «щук» нос проекта 700-А был не обтекаемый, а клиновидный, удлинённый как у более старых ПЛ. Такой корпус обладает хорошей линейной обтекаемостью, но из за «острых» кромок верхней палубы возникают завихрения увеличивающие продольное скольжение что негативно сказывается на «рысканье» подводного корабля. В следствии чего решено было скруглить кромки, а для увеличения КПД хода не просто обложить резиной, а сделать «квадратно-чещуйчутую» обкладку резиновыми плитами для создания линейной кавитации образуемой корпусом при движении в плотной среде. КРоме этого в носовой части была сделан обтекатель носовой гидро-акустической станции наведения так-же выполняющий функцию «стартового» гидро-обтекателя кавитатора. Горизонтальные носовые рули сделаны убирающимися в лёгкий корпус, а кормовые рули всех осей конструкционно позаимствовали у лодок типа «шука» с гондолой гидролокатора/ГАИС.
В средней части прочный корпус имел форму цилиндра диаметром 8-8,5 метров, в носовой и кормовой оконечностях цилиндр сопрягался с усечёнными конусами, заканчивающимися сферическими переборками. Угол сопряжения цилиндра и конусов не превышал 5-7 градусов. Ниши торпедных аппаратов, шпигаты были оснащены щитовыми закрытиями.
В виде силовой установки были выбраны 2 ЖМР реактора БМ-40А(ОК-550) для быстрого увеличения мощности и 2 ГТЗА на одном валу общей мощностью 114700 л.с., подпорной силовой установкой были 3 АТГ по 1500 кВт каждый. На кормовых рулях как и на лодках типа «Щука» и «Ёрш» были установлены подруливающие двигатели. Для снижения шумности на малых скоростях движения используется гребной электродвигатель; главные турбозубчатые агрегаты подключаются через муфту-редуктор только на высокоскоростных режимах.
Балластные цистерны находились внутри прочного корпуса. Для экстренного (в течение 20-30 с) создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении внутрь лодки забортной воды была установлена система продувания балласта одной из цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов.

Водоизмещение:
Надводное — 9200 тонн
Подводное — до 11000 тонн

Длинна по КВЛ — 130 метров
Ширна наибольшая — 13 метров
Осадка — 9,7 метров

Рабочая глубина 700-800 метров
Максимально-проектная 1100 метров

Скорость надводная 15-18 узлов
Скорость подводная 42 узла (рекордная 43,5 узла)

Вооружение и оборудование:

6 носовых и 2 кормовых ТА 650мм для торпед 65-76 РПК-2 «Вьюга»(Вьюга-65)
6 носовых и 2 кормовых ТА 533мм для торпед и ракет комплекса С-10 «Гранат», РПК-6М «Водопад» и позднее РПК-7 «Ветер»
12 пусковых для ракет П-70 Аметист и П-120Б Малахит подводного старта

Боекомплект состоял из 48 ракет/торпед, 6 ракет С-10, 6 ракето-торпед РПК-6М, 4 рекето-торпеды Вьюга-65, остальное торпеды СЭТ-65 и 65-76. Выдачу целеуказания осуществлял гидроакустический комплекс «Скат-КС».

На лодках имелась революционная для своего времени комплексная автоматизированная система управления — уникальная боевая информационно-управляющая система «Аккорд», позволившая сосредоточить всё управление АПЛ на центральном посту.
Гидроакустический комплекс «Скат-КС» с аналоговой обработкой сигнала. Его антенны и приборное оборудование располагались в носовой (обтекатель ГАИС) и кормовой оконечности (обтекатель ГАИС) в прочных капсулах.
Набор средств связи «Молния-Л», станция космической связи Р-750 «Цунами», антенна «Синтез»; КВ-передатчик Р-655, КВ антенны «Кора», «Анис» и УКВ-станция Р625.
Навигационная РЛС «Чибис».
Система обнаружения радиосигналов «Бухта».
Экипаж — 48 человек.

Создание

Всего было построено 4 ПЛАТ/ПЛАРК для Тихоокенаского Флота с 1978 года по 1980 на Судомеханическом заводе № 196, г. Ленинград. «Костры» проекта 700-А называемые в NATO кодом X-Ray или же Haunting(Наваждение) на момент постройки по манёвренности уступали лишь лодкам проекта 705 «Лира» но превосходя последние по скорости. Скорость лодки позволяла ей отрываться даже от многих противолодочных торпед, на циркуляцию с разворотом на 180° ей требовалось всего 48 секунд. Второй, а по головному кораблю, первый в мире серийный проект АПЛ на реакторе с жидкометаллическим теплоносителем. Ввиду «устаревшей» компоновке корпуса лодок серии 700-А и достаточно большой массы лодки было обеспечено лучшее гашение вибрации машин на высокоскоростных режимах, а так же удалось эффективнее звукоизолировать механизмы корабля благодаря чему была достигнута низкая шумность лодок проекта 700-А. Высокая техно-вооружённость лодок серии 700-А позволила не только иметь 360 градусный обзор-обнаружение лодок противника, но и возможность отработать новые технологические приёмы. Высокая тяго-вооружённость ПЛАТРК «Костёр» позволила на время закрыть временную брешь в укомплектации ВМС СССР новыми типами лодок.
а более чем 20 лет службы при борьбе за живучесть не погибло ни одного человека. За время эксплуатации ни одной аварии с энергетической установкой не произошло. Ни один из кораблей не был потерян.
Появление лодок типа 700-А заставило значительно увеличить ПЛО группировку как ВВМС США на Тихом Океане, так и значительно ослабить договор об «ограничении военного строительства» флота Японии. Но, вплоть до вывода из строя в 1999 году последней лодки К-717 для ВМС США и ВМС ССЯ данные лодки представляли экзистенциальную опасность как для групп АУГ так и группировок ПЛО включая все типы подводных лодок США и Японии.
В последствии серия 700-А дополнена и заменена серией 744А.

ПЛАТ/ПЛАРК альтернативная атомная субмарина проекта "Костёр" 700А

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account