Художник Майкл Роуфф (Michail Roffe) и писатель Дэвид Бейкер (David Baker) продолжают свою серию статей материалом, посвященным первому одиночному женскому перелету из Англии в Австралию.
В мае 1930 года менее чем за три недели Эми Джонсон (Amy Johnson) ворвалась в книгу рекордов, став первой женщиной-пилотом, которая самостоятельно пролетела между Англией и Австралией. При этом она чуть не побила 15½-дневный рекорд, установленный Бертом Хинклером (Bert Hinkler), который на Avro Avian совершил с 7 по 22 февраля 1928 года перелет из Англии в Австралию. Однако этот перелет на другой конец мира позволил британке Эми Джонсон начать длившуюся шесть лет карьеру летчицы, выполнявшей рекордные полеты, и встретить своего будущего мужа Джима Моллисона (Jim Mollison).
Эми Джонсон
Хорошее начало
Родившаяся в 1903 году в семье йоркширского торговца рыбой Эми Джонсон изучала экономику в шеффилдском университете, где она 4 июля 1925 года получила степень бакалавра. После университета она пошла работать машинисткой и секретарем. После неудачной любви [1] она в 1928 году вступила в расположенный в Хэтфилде, Хартфордшир (Hertfordshire), лондонский авиаклуб (London Aeroplane Club). 9 июня 1929 года после выполненных в течение года 16 часов полетов с инструктором она получила лётное свидетельство пилота. Позже в том же году она оставила работу секретаря и на общественных началах стала работать механиком в аэроклубе.
дом, в котором родилась Эми
10 декабря 1929 года Эми Джонсон стала первой женщиной, получившей лицензию инженера по техническому обслуживанию самолетов. Будучи преисполненой решимости проверить себя, она оказалась в центре внимания, став первой женщиной, совершившей перелет из Англии в Австралию. Эми Джонсон был не особенно хорошим пилотом — её посадки оставляли желать лучшего — однако она хорошо освоила техническое обслуживание самолетов и имела решимость, которая впоследствии сослужила ей хорошую службу.
Для ее полета в Австралию она за £600 купила подержанный de Havilland D.H.60G Gipsy Moth (номер гражданской регистрации G-AAAH).
построенный в 1928 году в Стэг-Лейне D.H.60G, G-AAAH, был четвертым серийным Gipsy Moth и 30 августа был зарегистрирован капитаном Уолтером Л. Хоупом (Walter L. Hope)
Оснащенный 100-сильным двигателем Gipsy взамен 60-90-сильных вариантов двигателя Cirrus, под которые Moth разрабатывался, легкий самолет D.H.60G был впервые представлен в 1928 году, приняв участие в гонках на кубок короля (King's Cup Air Race). В состоявшихся 20-21 июля гонках приняли участие три D.H.60G с двигателями Gipsy, один из которых (номер гражданской регистрации G-EBYZ) и стал победителем, развив скорость 105,5 миль/ч (169,75 км/ч). Благодаря тщательно спланированной рекламной кампании, включавшей испытательные и рекордные полеты, Gipsy Moth быстро стал лидером продаж в продукции компании de Havilland.
схемы de Havilland D.H.60G Gipsy Moth
Четвертый серийный Gipsy Moth, G-AAAH, оснащенный дополнительными топливными баками перед кабиной пилота и позади нее, был специальной версией для полетов на большую дальность. 11 декабря 1928 года самолет получил сертификат летной годности, после чего G-AAAH использовался У.Л. Хоупом (W. L. Hope) в качестве воздушного такси (Air Taxis) до тех пор, пока машину не приобрела Эми Джонсон, давшая своему самолету имя Jason.
Эскорт пяти Moth
5 мая 1930 года в 07:45 легкий самолет Gipsy Moth взлетел с аэродрома Кройдон, начав первый этап полета в Австралию. Хотя перелетом Эми Джонсон заинтересовались немногие, тем не менее в небе Англии ее самолет сопровождали пять Moth-ов лондоского аэроклуба. Первый этап длиной около 800 миль (1290 км) завершился в тот же день посадкой самолета Эми в Вене. На следующий день она взяла курс на Константинополь, начав второй этап перелета. Длина второго этапа также составляла около 800 миль (1290 км).
Через четыре дня после взлета в Константинополе Jason прибыл в Карачи, пролетев через Алеппо, Багдад и Бендер-Аббас 2580 миль (4150 км). 11 мая Gipsy Moth прибыл в Джханси, покрыв расстояние от Кройдона в 4920 миль (7920 км). На следующий день Эми пролетела очередные 690 миль (1110 км) и совершила посадку в Калькутте, где от Маргарет Бондфилд (Margaret Bondfield) — первой женщины-члена британского кабинета министров — получила телеграмму с поздравлениями в честь нового рекорда на маршруте Англия-Индия. 13 мая после 650-мильного (1045 км) полета в штормовую погоду и проливные дожди Ами смогла обнаружить Рангун. При посадке ее самолет скапотировал, однако повреждения были быстро устранены силами местного технического училища.
Эми Джонсон и Jason, Джханси (Индия), 1930 год
офицер помогает запустить двигатель Jason-а; Джханси, Индия, 12 мая 1930 года
Пробираясь сквозь темные небеса страны, покрытой непроходимыми джунглями, 15 мая Эми, пролетев 6630 миль (10670 км) достигла Бангкока. На следующем этапе ей стова пришлось лететь в дождь и штормовую погоду, но, тем не менее, 400-мильный (640 км) этап был пройден, и 17 мая самолет успешно приземлился в Сингаре. На следующий день Эми должна была выполнить 470-мильный перелет до Сингапура, для чего местный аэроклуб в качестве эскорта выделил два поплавковых гидросамолета Gipsy Moth. С прибытием в Сингапур Эми Джонсон за 13 дней пролетела 7500 миль (12070 км). В Сингапуре представители Королевских ВВС настаивали, что выполненный в Рангуне ремонт крыльев сделал Jason-а небезопасным для полетов. Местный аэроклуб немедленно установил запасной комплект крыльев, позволив Эми продолжить полет.
Эми Джонсон выполняет первый одиночный женский перелет по маршруту Англия—Австралия, 5-24 мая 1930 года (Майкл Роуфф)
Сильный юго-восточный ветер, плохая погода и недостаток топлива вынудили Эми Джонсон 19 мая приземлиться в Тджомале (Tjomal), Индонезия, в 800 милях (1290 км) от Рангуна, где она сделала грубую посадку в районе мангровых болот, во время которой стебли тростника пробили обшивку крыла. После ночлега в доме управляющего фермой Эми поспешно провела ремонт и, пролетев 260 миль (420 км), 20 мая приземлилась в Сурабае. На пути к Сурабае Jason-а сопровождал KLM Fokker. 22 мая после продолжавшегося всю ночь полета была произведена посадка на острове в Тиморском море в 900 милях (1450 км) от Атамбоа ( Atamboa). Финальный 500-мильный (800 км) был завершен 24 мая в 15:30 посадкой на Австралийском материке в Дарвине. Эми Джонсон на 19½ дней пролетела 9960 миль (16000 км).
На Восток
1 января 1931 года Эми Джонсон покинула Хэтфилд, отправившись в одиночный полет в Пекин, но едва добравшись до Польши D.H.60G Jason III (номер гражданской регистрации G-ABDV) был поврежден во время посадки.
Эми Джонсон, 1930—1931 годы
В попытке пролететь 7000 миль (11260 км) и добраться до Токио за семь дней 28 июля 1931 года Эми вылетела из Лимпна (Lympne) на de Havilland DH.80A Puss Moth Jason II (номер гражданской регистрации G-AAZV). Спустя 8 дней 22 минуты и 35 секунд она приземлилась в столице Японии[2]. Во время этого полета она встретилась с Джимом Моллисоном, и 29 июля 1932 года два авиатора поженились[3]. 18 ноября 1932 года Эми удалось побить рекорд своего мужа, добравшись до Кейптауна за 4 дня 6 часов 54 минуты.
Эми Джонсон и Джим Моллисон, май 1932 года
В 1933 году Эми вместе с мужем пересекли Атлантику с востока на запад за 39 часов, а в 1934 году за 22 часа полетного времени добрались до Индии. Затем 7 мая 1936 года она установила одиночный женский рекорд, пролетев по маршруту Англия—Южная Африка за 3 дня 6 часов 22 минуты. Этот рекорд продержался более тридцати лет и 9 июля 1967 года был побит Шейлой Скотт (Sheila Scott), пролетевшей эту трассу за 3 дня 6 часов 26 минут.
В 1938 году Ами расторгла брак с Джимом Моллисоном, а когда началась Вторая Мировая война вступила в новообразовавшуюся организацию вспомогательного воздушного транспорта (ATA — Air Transport Auxiliary). 5 января 1940 года в 11:49 на Airspeed Oxford V3540 Эми Джонсон отправилась в свой последний полет. Заблудившись в тумане Эми после израсходования топлива была вынуждена покинуть самолет над устьем Темзы. Ее тело так и не нашли[4].
ЛТХ: |
Модификация | DH-60G |
Размах крыла, м | 9.14 |
Длина самолета,м | 7.29 |
Высота самолета,м | 2.68 |
Площадь крыла,м2 | 22.57 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 417 |
максимальная взлетная | 748 |
Тип двигателя | 1 ПД de Havilland Gipsy |
Мощность, л.с. | 1 х 100 |
Максимальная скорость, км/ч | 164 |
Крейсерская скорость, км/ч | 137 |
Практическая дальность, км | 515 |
Практический потолок, м | 4420 |
Экипаж, чел | 1 |
Полезная нагрузка: | 1 пассажир |
- Во время учёбы она познакомилась с бизнесменом из Швейцарии Гансом Арреггером (Hans Arregger). Он был старше её на 9 лет (во время знакомства Джонсон было 19 лет), Эми мечтала, что они поженятся. Их отношения продержались 6 лет, а потом Ганс женился на другой женщине. В период с 1922 по 1928 годы Эми написала Гансу 286 писем, которые он бережно сохранил, и, в дальнейшем, эти письма были переданы музею Халла.
- Полет проходил над территорией СССР с промежуточной посадкой в Москве
- Брак Эми и Джима привлекал повышенное внимание общественности, в прессе их даже окрестели летающими влюблёнными (the flying sweethearts). Но учитывая их взаимную тягу к достижению рекордов, как общих, так и персональных, супругам была свойственна конкуренция друг с другом (что послужило одной из причин, привёдших к разводу). Считается, что Джим Моллисон, помимо того, что пил (об этом писали не только в британской прессе, например, в нью-йоркском журнале «Тайм» за 1936 год была опубликована весьма «горячая» новость о задержании нетрезвого капитана Джеймса А. Моллисона) и поддерживал внебрачные отношения с другими женщинами, так же завидовал успехам и достижениям жены.
- Причина того, почему Airspeed Oxford Mk II Джонсон упал в эстуарий Темзы, достоверно не установлена. Считается, что Эми сбилась с курса, но почему она не снизила высоту, чтобы свериться по наземным ориентирам, не понятно. Вследcтвие этой ошибки самолёт отклонился от курса на 100 миль, и у него закончилось горючее (при хороших погодных условиях горючего достаточно для 4 часов 15 минут беспосадочного полёта). Самолёт мог из-за низкой облачности столкнуться с одним из аэростатов противовоздушной обороны. Свидетели с подходящего к месту падения «HMS Haslemere» видели, как парашютист скрылся под водой. Лейтенант Вальтер Флетчер (Walter Fletcher) самоотверженно нырнул в воду, чтобы спасти пилота. Бросившиеся на помощь моряки смогли спасти только Флетчера, который через пару дней умер в больнице Ширнесс (англ. Sheerness) от переохлаждения. Затем спасатели на месте аварии извлекли из-под обломков кусок жёлтой парашютной материи с нанесёнными на неё чёрными цифрами 35, которые были идентифицированы как часть личного номера Эми Джонсон — V3540. Эми Джонсон стала первым пилотом ATA, погибшим во время выполнения задания.
источники:
- DAVID BAKER "Great moments in aviation — No 4" Aeroplane Monthly, February 1994
- часть фотографий и комментарии к статье взяты с http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E6%EE%ED%F1%EE%ED,_%DD%EC%E8
- таблица с характеристиками взята с http://www.airwar.ru/enc/law1/dh60.html