Во время парада суверенитетов, покатившегося по южноамериканскому континенту во время наполеоновских войн, независимость досталась и Бразилии, крупнейшему владению Португалии. Однако единственная португальская колония, в отличие от государств, образовавшихся на территории бывших испанских владений, стала при этом империей, единственной монархией на южном континенте. Императором восставшие провозгласили наследника португальского престола дона Педро (Педро I). Как и соседям, отбиться от колонизаторов молодой империи помогла Великобритания. Сэр Томас Кокрейн засветился и здесь. Во избежание саботажа экипажи формировались в основном из иностранцев-британскоподданных.
Оба бразильских императора, Педро I и сменивший его Педро II, с большим вниманием относились к флоту. К 1851 году Бразильская Армада насчитывала 59 кораблей: 36 вооруженных парусных судов, 10 вооруженных пароходов, семь невооруженных парусных судов и шесть парусных транспортов.
Бразилия была основным поставщиком кофе и сахара на мировой рынок. Труд миллионов черных рабов на многочисленных фазендах местных идальго приносил стране неплохие прибыли. Позже к «кормильцам» страны добавился и каучук.
Поэтому развитие парового кораблестроения бразильцев не испугало, к началу 60-х годов страна имела уже паровой флот из 40 кораблей с более чем 250 пушками. 60-е годы стали для флота военными. Бразилия боролась за контроль над соседним Уругваем. Одна из уругвайских партий, Колорадо, опиралась на поддержку Бразилии и Аргентины, а партия Бланко сделала ставку на Парагвай. С помощью бразильских войск в Уругвае был установлен дружественный режим.
Но с этим не смирился Парагвай. В ходе длительной и кровопролитной парагвайской войны 1864-1870 годов союзу Бразилии, Аргентины и Уругвая удалось одержать победу, уничтожив до 90% населения Парагвая. За время войны бразильский флот усилился и за счет новых кораблей -броненосцев (20 броненосцев и 6 речных мониторов, частично из заказанных Парагваем), приобрел боевой опыт и получил в актив свою самую крупную военную победу- при Риачуэло 1865 года, где уничтожил парагвайский флот.
К 1870 году Бразилия имела флот из 94 современных кораблей и вышла на 5-е место в мире. Теперь основным соперником Бразилии в борьбе за влияние на Уругвай стала усилившаяся Аргентина.
В 1873 году флот пополнился корветом и канонеркой, в 1874 году броненосцем и монитором, затем еще два крейсера и еще один монитор. и четыре миноносца. Строились военные корабли и на государственных арсеналах в Рио-де-Жанейро, Баия, Пернамбуку, Пара и Мату-Гросу. Так в арсенале Рио-де-Жанейро построили четыре паровых канонерских лодки и одну шхуну, первые корабли бразильской постройки с железными и стальными корпусами.
В середине 80-х флот получил два мощных броненосца- Riachuelo и Aquidabã. Отныне он стал сильнейшим в Западном полушарии, сохранив 5-6 место в мире. К 1889 году флот имел 60 боевых кораблей.
Однако планам императора и его военно-морского министра по дальнейшему развитию флота сбыться было не суждено. Заговор республиканцев, возглавляемый маршалом Маноэлем-Деодоро да-Фонсека удался, в ночь с 15 на 16 ноября 1889 года заговорщики захватили власть. Единственным раненым оказался, как и следовало ожидать, морской министр. Моряки пытались освободить задержанного императора-но безуспешно. 17 ноября императора, отказавшегося начать кровопролитие, вместе с семьей выслали из страны.
Бразильская Армада оказалась среди недовольных переворотом, моряки лишились привилегированного положения и приоритетного финансирования. Первым президентом стал маршал да Фонсека. Армия в этот раз победила флот. США лишились основного соперника на море в Новом Свете.
Маршал Деодоро и сменивший его маршал Флориа́ну Вие́йра Пейшо́ту установили фактическую диктатуру под прикрытием президентской власти. Это привело к восстанию военного флота 1893-1894 года, которое Пейшоту в итоге удалось подавить.
В конце 1894 года Пейшоту покинул свой пост и в дальнейшем власть в стране оказалась в руках олигархии, которую метко окрестили «кофе с молоком», так как всем заправляли «бароны»-представители крупнейших и богатейших штатов Сан-Паулу ( производство кофе) и Минас-Жерайс (производство молока).
Находившийся в упадке и небрежении военный флот, к тому же потерявший ряд кораблей во время военно-морского восстания, надо было пополнить. В 1896 году флот был укомплектован всего на сорок пять процентов штата. Единственными современными броненосными кораблями были два небольших корабля береговой обороны, спущенных на воду в 1898 году.
В ноябре 1894 года бразильское правительство разместило заказ на три бронепалубных крейсера британской верфи Armstrong, Mitchell & Company. Проект разработал Филип Уоттс. Фактически это были стандартные «эльсвики».
Первый из этих кораблей был заложен 6 мая 1895 года, но бразильцы просрочили платежи ( в стране продолжались восстания в регионах и финансовое положение было критическим) и «Армстронг» продал его чилийцам в сентябре 1895 года. В чилийском флоте он стал «Министро Сентено». От остальных кораблей этого типа он отличался единым главным калибром-152 мм, в то время как проект предусматривал и 152 мм и 120 мм орудия.
Бразильцы немного поправили финансовое положение и взамен заказали «Армстронгу» еще один крейсер, вместо доставшегося чилийцам. Корабли получили имена Almirante Barrozo ( второй этого имени в бразильском флоте после крейсера, погибшего в 1893 году во время шторма), Amazonas (второй этого имени в бразильском флоте после парового фрегата), Almirante Abreu (первый этого имени в бразильском флоте).
- Франсиско Мануэль Баррозу, барон Амазонки (29 сентября 1804 г. в Лиссабоне — 8 августа 1882 г. в Монтевидео ) был известным адмиралом Императорского бразильского флота . Именно он привел Имперский флот к победе в битве при Риачуэло во время Парагвайской войны
- Амазо́нас ( Amazonas) — штат на северо-западе Бразилии.
- Хоаким Франсиско де Абреу, адмирал Императорского бразильского флота. В качестве первого лейтенанта командовал канонерской лодкой Belmonte в военно-морском сражении при Риачуэло.
В апреле 1897 года в строй вступил «Альмира́нте Баррозо». На подходе был «Амазонас», а вот «Альмиранте Абреу» еще даже не спустили на воду.
На «Амазонас» уже прибыл экипаж с флагом для крейсера, но 16 марта 1898 года оба крейсера у бразильцев перекупили США за 350 тысяч фунтов. Бразилия вновь испытывала недостаток средств, а США очень надо было, чтобы новенькие корабли не перехватила Испания, с которой через месяц была запланирована война. В итоге два несостоявшихся бразильца стали американцами «Нью-Орлеан» и «Олбани».
Таким образом, «Альмиранте Баррозо» оказался в составе бразильского флота в единственном экземпляре, но имел родственников за границей-в США («Нью-Орлеан» и «Олбани») и в Чили («Министро Сентено»).
«Альмиранте Баррозо» Almirante Barroso (Barrozo). «Армстронг», Эльсвик (Англия). Строительство начато 31 августа 1895 года. Спущен на воду 25 августа 1896 года. Введён в эксплуатацию 29 апреля 1897 года. Списан в 1931 году
Водоизмещение 3437 тонн. Длина 100,58 м. Ширина 13,33 м. Осадка 5,15 м.
Бронирование-Палуба — 30 мм (89 мм на скосах), боевая рубка — 102 мм.
Двигатели-2 паровые машины тройного расширения, 4 паровых котла, 7500 л. с. Движитель 2. Скорость хода 20,25 узла. Запас угля 450/850 тонн. Дальность 6000 миль на 10 узлах. Экипаж 366-375 человек.
Вооружение-6×1 — 152-мм/50 Armstrong DD, 4×1 — 120-мм/50 Armstrong AA, 10 × 1 — 57-мм/40 Hotchkiss, 4 × 1 — 37-мм/20 Hotchkiss. Минно-торпедное вооружение 3 × 1 — 450-мм подводных торпедных аппарата
согласно «Джейнсу» кроме того на борту было 4 пулемета «Максим»(2 на полевых станках)
В 1916-1917 годах крейсер прошел ремонт, в ходе которого 120-мм орудия были заменены на такое же количество 57-мм пушек. Снятые 120-мм орудия были установлены на форту Коимбра в Мату-Гросу.
В бразильском флоте имя «Альмиранте Баррозо» носили три корабля:
- корвет , спущенный на воду в 1882 году. Затонул в 1893 году во время кругосветного плавания.
- бронепалубный крейсер (1897)
- крейсер (C-11) , бывший USS Philadelphia (CL-41), крейсер типа Brooklyn, проданный Бразилии в 1951 году.
Повоевать крейсеру не пришлось-даже во внутренней жизни республики постепенно стало спокойнее.
Зато он активно занимался военно-морской дипломатией.
В 1900 году вместе с броненосцем «Риачуэло» и торпедно-канонерской лодкой «Тамойо», «Альмиранте Баррозо» нанес визит в Буэнос-Айрес.
В 1907 году эскадра в том же составе посетила Чили.
Затем крейсер, под флагом адмирала Дуарте, отправился в масштабное зарубежное турне: посетил Хемптонский рейд, Нью-Йорк, Норфолк в США, Сент-Томас и Барбадос, а также бразильские порты Белен, Ресифи и Наталь.
В апреле 1908 года корабль перевозил из Монтевидео в Рио-де-Жанейро останки своего тезки, адмирала Франсиско Мануэля Барросо.