Первый и последний бой «Эйдсвольда» и «Норге». История норвежских броненосцев береговой обороны

19

Несмотря на попытки обновить свой флот более современными кораблями, самыми мощными кораблями норвежских ВМС к началу Второй Мировой Войны по прежнему оставались два броненосца береговой обороны постройки начала века.

Ну не было тогда у норвегов нефти и газа Северного моря, жили скромно и скудно, насколько позволяли возможности.

Броненосцы типа «Норге» ( Norgeklassen), иногда также обозначаются как тип «Эйдсвольд» ( Eidsvoldklassen) — довольно типичные скандинавские броненосцы береговой обороны. Построили их в Англии ,на верфях «Армстронг Уитворт»

Построено всего 2 штуки-

«Норге» ( Norge )

спущен на воду31. 03.1900

«Эйдсвольд» ( Eidsvold )

спущен на воду 14.06.1900

Вступили в строй в 1900-1901 гг. Ровесники века однако. Погибли в один день-9 апреля 1940 от немецких торпед с эсминцев Z22 и Z21 соответственно.

Первый и последний бой «Эйдсвольда» и «Норге». История норвежских броненосцев береговой обороны Первый и последний бой «Эйдсвольда» и «Норге». История норвежских броненосцев береговой обороны

Итак, «Норге» ( Norge )

  • Водоизмещение — 3 645 т стандартное, 4 165 т полное. Длина 94,6 м, ширина 15,4 м, осадка 5,38 м.
  • Бронирование — пояс: 152 мм; палуба: 51 мм; башни главного калибра: 203 мм, основания башен: 152 мм; казематы: 127 мм; боевая рубка: 152 мм.
  • Вооружение — артиллерия: 2 × 208-мм/44, 6 × 150-мм/46, 8 × 76-мм, 4 × 47-мм; минно-торпедное вооружение: 2 × 457-мм торпедных аппарата

Никаких данных о том что до 1940 кто то озаботился установкой хотя бы зенитного вооружения на эти корабли обнаружить не удалось.

Они были обречены.

В начале Второй мировой войны Норвегия заявила о строгом нейтралитете. Пыталась лавировать между интересами Англии и Германии. Но выгодное стратегическое положение страны( контроль над всеми северными морями) сделало нападение одной из сторон практически неизбежным. Англо-французы готовили полярный корпус,а Гитлер- операцию «Везер». Немцы начали первыми. 9 апреля 1940- после молниеносной оккупации Дании началась война на территории Норвегии.

Здесь нас сегодня интересует незамерзающий порт Нарвик — важнейший пункт на севере страны.

Немецкая эскадра в 9 эсминцев под командованием капитана Бонтэ и с 2000 горных егерей на борту подошла к городу ранним утром-по старой немецкой традиции в 4 часа утра.

В это время в гавани Нарвика стояли на якорях броненосцы береговой обороны “Норге” и “Эйдсволль”. Старшим морским начальником являлся капитан 2 ранга Пер Аским, волею обстоятельств одновременно занимавший четыре должности: командира броненосца Норге”, дивизиона броненосцев, группы Уфут-фьорда и командующего 3-м военно-морским округом. Под его началом было еще 2 подводные лодки( В-1 и В-3 )и 3 небольших сторожевика («Михаэль Саре», «Кельт» и «Сенья»). Никаких противоторпедных заграждений выставлено не было.

Как Норвегии собирались защищать порт, неизвестно.

Получив сообщение с “Кельта” о приближении немецкого соединения, Аским приказал “Эйдсволлювыйти из порта, а сам на флагманском корабле занял позицию в глубине Нарвикской гавани, чтобы держать под прицелом орудий вход в нее. Три оставшихся в его распоряжении эсминца коммодор Бонте повел к Нарвикской гавани, но в 05:15 на их пути возник Эйдсволль”. Хотя стояла ненастная погода, а видимость не превышала нескольких кабельтовых, для норвежцев появление германских кораблей не оказалось неожиданным. Грянул выстрел из 210-мм орудия броненосца. Водяной фонтан поднялся перед носом одного из эсминцев, “Тиле” и “Арним” тотчас развернулись и скрылись в снежной пелене. Флагманский “Вильгельм Хайдкамп” застопорил машину и поднял примирительный сигнал “Высылаю шлюпку с офицером“, заставив норвежцев прекратить огонь.
Немецкий парламентер капитан 3 ранга Генрих Герлах из штаба Бонте сообщил командиру Эйдсволля капитану 2 ранга Одду Виллоху, что немцы пришли как друзья и защитники, но предложил разоружиться. Виллох связался с Аскимом, но тот повторно приказал встречать противника огнем. Получив такой ответ, Герлах спустился обратно в шлюпку. Отойдя на безопасное расстояние, он выстрелил в воздух красную ракету, за которой без промедления последовал двухторпедный залп флагманского эскадренного миноносца. Следы торпед были почти не видны — густая утренняя дымка стелилась над водой. Удар пришелся в район носовых пороховых погребов “Эйдсволля”. Страшный взрыв разнес старый корабль на куски. Из всей команды удалось спастись только шестерым морякам, 177 человек погибло.
Около 05:45 в бой с двумя германскими эсминцами, пытавшимися приблизиться к пирсу, вступил“Норге”. Залпы устаревших орудий ложились перелетами. Броненосец успел выпустить пять 210-мм и семь 150-мм снарядов. “Бернд фон Арним” ответил своим 127-мм калибром и выстрелил семь торпед. Пораженный двумя из них, Норге перевернулся и затонул вместе со 102 членами экипажа. Шлюпки германских эсминцев и стоявших в Нарвике торговых судов спасли 89 человек, в том числе и Аскима. С гибелью “Норге” сопротивление прекратилось. Норвежские подводные лодки противодействия высадке не оказали и позже ушли в Харстад.
“Георг Тиле” и “Вильгельм Хайдкамп” вошли в гавань и начали высадку. Нарвик удалось взять, практически не встретив сопротивления. Прогермански настроенный комендант Нарвика полковник Сундло дал приказ о капитуляции всех норвежских войск и лично явился в немецкий штаб. В 8:10 Дитль сообщил по радио немецкому командованию о взятии Нарвика. Не обошлось без курьезов: буквально на глазах у упоенных быстрой победой немцев из города вышли около двухсот не желавших сдаваться солдат, к которым прибилось еще двое моряков с броненосца “Норге”.

Высаженные за городом десант горных егерей должен был захватить две береговые батареи норвежцев. Вдоволь налазившись по скалам немцы обозначенных на карте батарей не нашли. Упс…. План то был,но с финансированием возникли проблемы,не успели тех батарей построить…

А ведь могли норвежцы иметь на флоте и более современные корабли. Перед Первой мировой войной также в Англии были заказаны два современных броненосца-4900 т., два 240-мм/50 орудия модели «Е» в одноорудийных башнях, средний калибр – четыре 149,1-мм/50 орудия .

Броненосцы, названные «Нидарос» (Nidaros) и «Бьёргвин» (Bjørgvin), заложили в мае и июне 1913 года соответственно. Работа шла быстро, спуск состоялся в августе и июне 1914 года, а потом началась война. Англичане испытывали большую нужду в кораблях для действий у берегов Фландрии и выкупил броненосцы за 370 тыс. фунтов стерлингов за штуку – две трети контрактной стоимости. В британском флоте они стали «Глэттоном» и «Горгоной». Корабли причисли ко вновь возрожденному классу мониторов. Но это совсем другая история…

Бой в Нарвике поставил жирную точку в истории броненосцев береговой обороны. Авиация, торпеды и мины…От них тихоходные бронированные корабли были беззащитны.

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account