Первый эскадренный броненосец «современного» типа. «Девастейшн». Великобритания

13

Эпоха пара и железа оставила неизгладимый след в истории военно-морского флота, став переломным моментом, когда паруса уступили место паровым машинам, а дерево – броне. Среди множества кораблей, рожденных этой революционной эпохой, имя «Девастейшн» занимает особое место. Этот корабль, спущенный на воду в 1871 году, стал не просто очередным броненосцем, а предвестником новой эры в кораблестроении – эры эскадренных броненосцев «современного» типа.

Линкорам всё-таки быть. Будущим флагманом ВМФ США станет линкор «Тетон» (USS Teton). Что известно о новом корабле

Именно «Девастейшн» воплотил в себе концепцию мощного, автономного боевого корабля, способного действовать вдали от берегов и сокрушать противника огнем тяжелой артиллерии. Отказ от парусного вооружения в пользу мощных паровых машин, сосредоточение артиллерии главного калибра в башнях, низкий надводный борт, усиленное бронирование – все эти нововведения сделали «Девастейшн» революционным проектом, оказавшим колоссальное влияние на развитие мирового военно-морского флота.

Изучение истории этого корабля – это не просто погружение в мир военно-морской техники XIX века, это возможность понять логику развития кораблестроения, увидеть, как технический прогресс определял тактику морского боя и как одна смелая конструкторская мысль смогла изменить ход истории. В этой статье мы постараемся подробно рассмотреть конструктивные особенности «Девастейшн», проанализировать его тактико-технические характеристики и оценить его вклад в развитие эскадренных броненосцев.

Первый эскадренный броненосец «современного» типа. «Девастейшн». Великобритания

Освоение инновационных материалов – процесс не мгновенный. Первые сооружения из железобетона часто копировали архитектурные решения, характерные для традиционных кирпичных или каменных построек. Аналогичная тенденция наблюдалась и в судостроении. Так, первенец броненосного флота, «Уорриор», скорее напоминал увеличенную версию деревянного винтового фрегата, выполненную из металла. Изначально бронирование кораблей осуществлялось путем обшивки деревянных корпусов, что в сочетании с устоявшимися конструкторскими решениями формировало облик новых судов.

Действительно ли «Уорриор» выглядит как полноценный броненосец?

Действительно ли «Уорриор» выглядит как полноценный броненосец?

Первым шагом к отказу от устаревших корабельных традиций стало внедрение орудийных башен. Первоначально артиллерию пытались размещать в бортовых батареях, однако увеличение калибра орудий, необходимых для пробития брони, сделало такое расположение невозможным. В результате на палубах кораблей начали появляться вращающиеся башни. Первую такую конструкцию разработал шведско-американский инженер Эриксон для «Монитора», броненосца северян в Гражданской войне в США. В Англии Кольз предложил собственную систему башен, что привело к созданию неоднозначных броненосцев, таких как злополучный «Кэптен», сочетавших парусное вооружение, высокий надводный борт и башни, что негативно сказывалось на их устойчивости.

Эдвард Рид

Эдвард Рид

В 1863 году Эдвард Рид был назначен главным строителем британского флота, что вызвало недовольство, так как к тому моменту он не построил ни одного корабля для «Роял Нэви». Однако назначение оказалось удачным: Рид разработал проекты броненосцев «Монарх» и «Геркулес». Свой самый революционный проект он завершил уже после ухода с должности.

«Девастейшн»

«Девастейшн»

На облик броненосца «Девастейшн», ставшего родоначальником нового класса кораблей, повлияли несколько факторов. Во-первых, необходимость применения орудийных башен. Во-вторых, ограниченные возможности техники того времени не позволяли обеспечить высокую дальность плавания броненосцев, поэтому Рид ориентировался на мониторы, отказавшись от высокого борта. В-третьих, неудачный опыт совмещения башен и парусного вооружения показал, что устойчивость бронированных кораблей с высокими мачтами оставляет желать лучшего.

Новаторский проект «Девастейшн»

Новаторский проект «Девастейшн»

В 1867 году главный строитель представил проект, поразивший даже опытных моряков. Корабль имел одну мачту без парусов, цельнометаллический корпус с мощной бронёй (толщиной до 305 мм) и четырёхметровый таран в носовой части. Низкий надводный борт был относительным: минимальная высота (135 см) была только на небольшом участке, в среднем же она превышала три метра. Для сравнения, у русского броненосца «Пётр Великий», заложенного в том же году, минимальная высота борта составляла 108 см. В центре корабля находился эллиптический бруствер, на котором размещались две башни системы Кольза с нарезными 12-дюймовыми орудиями.

«Вуличские детища»

«Вуличские детища»

Орудия заслуживают отдельного упоминания. Это были 35-тонные монстры, прозванные репортёрами «вуличскими детищами», заряжавшиеся с дула, как во времена Дрейка и Нельсона, но использовавшие 320-килограммовые снаряды, выталкиваемые 50 кг чёрного пороха. Вертикальная наводка осуществлялась с помощью гидравлики, горизонтальная – вращением башни. Несмотря на это, для подъема и опускания ствола требовались усилия четырёх человек. При установке одного из орудий неопытный крановщик уронил его на дно лихтера, который затонул вместе с пушками. К счастью, неделя под водой не повредила орудиям, и водолазы смогли извлечь их.

На палубе «Девастейшн»

На палубе «Девастейшн»

Бронированный бруствер защищал дымовые и вентиляционные трубы, рулевой привод и нижние части орудийных башен. На палубе бруствера находилась боевая рубка и электрический прожектор. Между башнями располагалась узкая надстройка, образующая командирский мостик. За боевой рубкой стояли две дымовые трубы, а за ними – железная мачта.

Технические условия Адмиралтейства предусматривали водоизмещение корабля в 4 тысячи тонн, но Рид понимал, что в этих рамках невозможно создать боеспособный корабль, и добился увеличения водоизмещения до более чем 9 тысяч тонн (фактически – 9178 тонн). Это позволило обеспечить запас угля в 1350 тонн (по расчётам – 1600-1700 тонн), достаточный для прохождения 3000 миль на 12 узлах или 4800 миль на 10 узлах. Использование двух винтов позволило значительно сократить расход угля на милю.

«Девастейшн» вышел на испытания 18 октября 1872 года. Строительство инновационного и технически сложного корабля всего за три года – подвиг английских кораблестроителей. На мерной миле броненосец достиг максимальной скорости 15,52 узла, в обычных условиях – 13,5–13,8 узла. Две паровые машины расчётной мощностью 5600 индикаторных сил (на испытаниях – 6637,71 индикаторных сил) получали пар от восьми котлов с 32 топками.

Бытовые условия на корабле были хорошими: система вентиляции обеспечивала нормальную атмосферу в кубриках и каютах даже в Средиземном море. Вода очищалась «водоочищающими машинами Криза» – системой фильтров, очищавшей 280 вёдер воды в час. Звукоизоляция была достаточно удачной: уровень шума во время стрельбы был приемлемым.

Носовая часть броненосца «Девастейшн»

Носовая часть броненосца «Девастейшн»

Практические стрельбы показали, что 35-тонные орудия имеют слишком короткие стволы: при стрельбе крупные частицы пороха повреждали палубу, а от грохота лопались стекла прожектора и иллюминаторы. Баркас, подвешенный на шлюп-балках, при первых же стрельбах так подбросило, что из него вылетели мачта, парус, весла и решетчатый люк. Несгоревшие зерна талькового пороха могли ранить не хуже картечи: при салюте холостым зарядом у проходившей мимо яхты частицы пороха пробили фальшборт и ранили пять членов экипажа.

На хорошие мореходные качества корабля не рассчитывали, окрестив его «балтийским броненосцем». Но они оказались лучше, чем ожидалось. При сильном волнении брызги долетали до командирского мостика, а однажды вода попала в кочегарку, но в целом корабль мог выходить в океан, хотя воспоминания команды об этом были не самыми приятными.

Служба «Девастейшн» была долгой и спокойной. В 1891-92 годах устаревший корабль модернизировали, заменив дульнозарядные 12-дюймовые орудия на современные казнозарядные 10-дюймовые, а также установили вспомогательную батарею небольшого калибра. В 1901 году корабль использовали в качестве брандвахты, а в 1902 году списали.

Джон Эриксон

Джон Эриксон

Появление «Девастейшн» в составе британского флота в 1873 году напугало американцев. Инженер Эриксон, переписывавшийся с Ридом и знавший характеристики новых броненосцев, писал: «Девастейшн» и «Тандерер» могут подняться по Гудзону, не обращая внимания на наши батареи и мониторы, и продиктовать нам волю Кастл Гардена». Он понимал, что мореходность американских мониторов, доходивших до Санкт-Петербурга, ниже, чем у английских броненосцев.

Первые оценки кораблю дал английский Комитет по проектам: «броненосцы типа «Девастейшн» воплощают в себе черты боевых кораблей будущего». Но проект не получил продолжения. Период между 1871 и 1886 годами называют «Тёмными годами викторианского флота». Потратив 300 тысяч фунтов на «Девастейшн», Адмиралтейство решило экономить. Отсутствие тактической и стратегической военно-морских доктрин не позволяло определить, какие корабли нужны «Роял Нэви». К масштабному строительству броненосцев в Великобритании перешли позже ввода в строй кораблей Рида.

«Пётр Великий», отличия очевидны…

«Пётр Великий», отличия очевидны…

Рассказывая о «Девастейшн», нельзя не упомянуть «Петра Великого», заложенного в один год, но введённого в строй позже. Появление этого корабля в России расстроило англичан, не веривших, что русские создали столь же революционный проект. «Пётр Великий» в определённых аспектах превосходил британский прототип. Это вызвало обиду и появление статьи с критикой:

«Как видно, русское адмиралтейство неотступно шло по пути предначертаний нашего адмиралтейства в Уайт-холле. Олжер (репортёр газеты «Таймс» Г. ф. Ц.) говорит, что таким искусным составителем проекта «Петра Великого» был адмирал Попов; но мы думаем, что этот проект составлен г. Ридом для адмирала Попова как усовершенствование английского «Девастейшн»…».

В общем, английские «хайли лайкли» — не изобретение XXI века. А в XIX веке на эти обвинения ответил сам Рид:

«Русские успели уже превзойти нас как в отношении боевой силы существующих судов своего флота, так и в употреблении новых способов постройки. Их «Пётр Великий»… представляет собой судно более сильное, чем всякое из наших собственных броненосцев».
boroda
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account