Китай в 19-м веке- это огромный клубок сложнейших проблем и противоречий. Поднебесная находилась в это время в завершающей фазе очередного имперского цикла, 400-миллионный китайский этнос заканчивал переваривать своих последних завоевателей-манджуров. Созданная ими в 1644 году Империя Цин через триста лет была полностью поражена коррупцией, а отдельные регионы империи столице практически не подчинялись, имея свои армии и флоты.
Кроме того, самая богатая страна мира, веками собиравшая со всей планеты серебро в оплату за свои товары (на начало 19-го века Китай-это мировая экономика №1), стала объектом интереса западных колониальных держав. А на севере уверенно обосновалась Российская империя, по прежнему заинтересованная в расширении.
После опиумных войн с Англией и Францией, начисто проигранных отсталой страной, право грабить Китай было узаконено соответствующими договорами.
Попытки центральной власти и отдельных сановников под влиянием внешней угрозы модернизировать страну, приводили лишь к локальным успехам, сдвинуть многотысячелетнюю махину китайской бюрократии без использования чрезвычайных мер было невозможно. Народные движения, способные «обновить» заржавевшую империю, типа тайпинов и ихетуаней, успешно подавлялись совместно с иностранными интервентами.
К началу 70-х годов империя Цин переживала период своеобразной ремиссии, когда центральной власти удалось более-менее привести в порядок внутренние дела государства, а иностранцы занимались внутриевропейскими делами и меньше беспокоили Поднебесную. Почувствовав «возрождение» и рост сил, империя начала возвращать мятежные провинции на окраинах. Да и пассионарных полевых командиров эпохи подавления тайпинов надо было к делу пристроить. В результате цинские войска начали силовое возвращение Синцзяна, населенного мусульманами-дунганами и уйгурами. Процесс шел успешно.
Только оказалось, что еще в 1871 году часть Синцзяна, т.н. Илийский край, граничащий с новыми русскими владениями в Туркестане, оккупировала русская армия для пресечения британских интриг в регионе. Оккупация была оформлена как временная, пока Китай не сможет сам контролировать свои территории. Но когда китайские войска подошли к границам Илийского края, царские дипломаты выдвинули определенные условия его передачи. Это были как некоторые участки края, которые были необходимы для обороноспособности русских земель, так и финансовые компенсации за оккупационные услуги.
Торг продолжался долго и получил название Илийского кризиса 1879-1881. Кризис едва не привел к войне между Россией и Китаем. В итоге, благодаря умелой дипломатии Ли Хунчжана, империи разошлись краями.
Но осадок, в виде дополнительного финансирования армии и флота, в основном был освоен губернатором столичной провинции Чжили Ли Хунчжаном. Часть средств пошла на усиление Северного (Бэйянского) флота, курируемого Ли Хунчжаном и ориентированного первоначально против тихоокеанской эскадры России.
Сориентироваться на европейском рынке боевых кораблей Ли Хунчжану помогли два британскоподданных, Роберт Харт и Джеймс Дункан Кэмпбелл, которые трудились на китайской таможне. Хотя сам губернатор питал слабость к большим и мощным боевым кораблям, англичане убедили его, что последний писк моды нынче- дешевые, небольшие, но очень хорошо вооруженные корабли. В принципе и сам Ли Хунчжан, как человек весьма неглупый, понимал, что при нынешнем уровне Китая ему большие корабли не нужны, так как у Китая для океанского флота не было «ни денег, ни знаний, ни людей».
Британские консультанты вывели перспективного заказчика на английскую фирму Армстронг, а 12 декабря 1879 года Джеймсу Кэмпбеллу была выдана доверенность на заключение договора .
В это время совместное предприятие Армстронга и Митчелла во главе с Джорджем Ренделом, главным конструктором которого в это время был Эдвард Джеймс Рид, искало способы повысить отдачу от судостроительного направления, основным продуктом которого были ренделовские канлодки для третьих стран. Гениальная идея делать крейсера из двух состыкованных канонерок пришлась как раз кстати.
Проект, созданный Ридом на основе «алфавитных ренделовских канонерок», за счет увеличения тоннажа, скорости и вооружения, вполне мог называться крейсером. Правда небронированным крейсером 3-го класса, но это уже детали.
Первый корабль по данному проекту был заказан чилийцами, ведущими с февраля 1879 года очередную войну с коалицией Боливии и Перу. 2 октября 1879 года был заложен крейсер «Артуро Прат», нареченный в честь национального героя Чили, капитана Прата, только что героически погибшего в этой войне. Однако вскоре чилийцам стало вести по-крупному, 8 октября они захватили перуанский монитор «Уаскар», убив сразу двух зайцев- приобрели мощную боевую единицу своему флоту и лишили вражеский флот сильного корабля.
К строящемуся в Англии крейсеру чилийцы практически сразу потеряли интерес и хотя в ноябре 1880 года крейсер был готов, выкупать его чилийцы не стали. Армстронгу удалось пристроить корабль в хорошие руки и 16 июня 1883 года он пополнил флот Японской империи под именем «Цукуси».
Проект строящегося чилийского крейсера понравился китайцам и уже 18 декабря 1879 года Кэмпбелл заключил договор, по которому оба корабля должны были быть готовы к лету 1881 года. 27 декабря Ли Хунчжан присвоил крейсерам имена «Чао-юн» («Выдающийся герой») и «Ян-вэй» («Являющий силу»). Сумма заказа составила 650 тысяч лян серебра. Строительство шло быстро, скоростью постройки Армстронг славился. Да и заказчики были настойчивы-ситуация вокруг Илийского края была весьма напряженной.
От чилийского прототипа они отличались наличием шести паровых котлов вместо четырех. Крейсера китайского заказа вошли в строй раньше заложенного годом ранее прототипа.
Хотя большинство справочников относит первые китайские крейсера европейской постройки к крейсерам 3-го ранга, споры о классификации продолжаются. Не зря эти корабли называют ренделовскими крейсерами, иногда стальными быстроходными ренделовскими канонерками. Сам конструктор считал их «самостоятельным классом военно-морских сил, способным к выполнению задач, недоступных канонеркам».
Китайские крейсера типа «Чао-юн» были крупнее и быстрее канонерок, но также не имели реального бронирования. Продвигались Армстронгом как недорогие крейсера, способные противостоять броненосцам.
Достоинства: мощное вооружение, малые размеры (меньше цель), высокая скорость и низкая стоимость. Однако небольшие размеры и низкий борт привели к очень скромной мореходности.
Для российского флота, против которого они предназначались, существенным фактором была высокая скорость китайцев, недостижимая тогда для большинства наших кораблей на Тихом океане.
«Чао-юн» «Chao-yong» ( китайский :超 勇 ; пиньинь : Chāoyǒng ; Уэйд-Джайлс :Ch’ao-yung ; «Доблестный»,«Выдающийся герой») Армстронг & Митчелл, Элcвик,Ньюкасл — апон — Тайн. Великобритания. Заказан 1879. Заложен 15 января 1880 г.Спущены на воду 11(4) ноября 1880
Введены в строй 14 июля 1881 г. Затонул 17 сентября 1894 г. в битве при Ялу.
«Янвэй»«Yang-wei»( китайский 揚威; пиньинь : Yangwei ; Уэйд-Джайлс : Yangwei ; « Демонстрация силы», «Являющий силу» ) Армстронг & Митчелл, Элcвик, ,Ньюкасл — апон — Тайн. Великобритания. Заказан 1879. Заложен 25(по др. данным 15) января 1880 г. Спущен на воду 29 января 1881 . г. Введен в строй 15 июля 1881 г. Затонул 18 сентября 1894 г. после столкновения с крейсером «Сhi-Yuan»
Водоизмещение 1350 тонн (1370 тонн)-1380 тонн/1542 тонны. Длина 64,1/67 метра. Ширина 9,76 метра. Осадка 4,57-4,7-4,9 метра.
Двигатели- две паровые машины компаунд системы «Хаутхорн», 6 цилиндрических паровых котлов, 2 677 и 2 580 лошадиных сил соответственно. Винты 2. Скорость 16,5 узлов. 250/300 т угля. Дальность 1200 миль на 16 узлах, 3 000 миль на 10 узлах. 5380 на 8 узлах. Экипаж 137-140 человек (11офицеров,126 матросов).
Вооружение-2×1 254-мм 25 тонных орудия Армстронг Уитворт , 4×1 120-мм пушки Армстронг Уитворт , 8-10 митральез и скорорострелок ( пушки Гатлинга 4 × 11 мм, пушки Hotchkiss 4 × 37 мм, 2 × 4-ствольная пушка Nordenfelt). 2 381-мм торпедных аппарата
Стальные корпуса крейсеров были обшиты деревом и в носовой части были усилены для возможности тарана. Сам корпус для меньшей заметности и уменьшения потенциальной площади поражения был низкобортным, над водой находилось всего около полутора метров. Корпус делился на отсеки водонепроницаемыми переборками. В центре корабля располагалась массивная надстройка с двумя легкими мачтами и единственной наклонной дымовой трубой. Мачты несли парусное вооружение.
Мореходность низкобортных крейсеров была очень низкой.
Экипаж состоял из 137 человек: 11 офицеров и 126 матросов.
В надстройке находились казематы артиллерии среднего калибра, жилые и служебные помещения. С обоих сторон к надстройке были пристроены круглые барбеты для орудий главного калибра. В каждом барбетном каземате было по три орудийных порта, в походном положении закрывающиеся специальными стальными задвижками.
Бронирование было представлено 9,5 мм стальной палубой ниже ватерлинии (она прикрывала машины и артпогреба), 12,7 мм стальными листами на командирской рубке, 25,4 мм броней барбетов-казематов орудий главного калибра (с крышей из 4,7 мм стального листа).
Силовая установка- две горизонтальные паровые машины системы «компаунд» ( Howthorn) с шестью цилиндрическими котлами общей мощностью 2 600 лошадиных сил, работающие на два вала. Проектная скорость 16,5 узлов, на испытаниях она достигалась с «пивом и графитом», но ненадолго. «Чао-юн» достигал 16,8 узлов, а «Янвэй» 16.
В эксплуатации же, в Китае скорость не превысила 13 узлов. С учетом китайского техобслуживания и износа к 1894 года скорость составляла около 10 узлов.
Крейсера были оснащены модными новинками-электрическими прожекторами и гидравлическим рулевым управлением.
Главный калибр крейсеров-254 мм казённозарядных орудия Армстронга на станках системы Вавассёра с длиной ствола 25-26 калибров и весом в 25 тонн. На тот момент это были одни из самых мощных орудий в мире. Два орудия размещались в одиночных цилиндрических казематах-барбетах в носовой и кормовой части. Заряжать орудие можно было только развернув его в диаметральной плоскости. Заряжание и поворот станка производились с помощью гидравлического привода, вертикальное наведение-вручную. Дальность стрельбы 204 кг снарядом-до 8 миль. Максимальная скорострельность-выстрел в 2,5 минуты расчетом из 10 человек.
В каждом каземате-барбете было по три широкие амбразуры для стрельбы, бортовые с сектором 70 градусов, центральный-44 градуса. На каждое орудие полагалось по 100 снарядов-34 фугасных, 36 фугасных из закалённого чугуна, 14 сплошных чугунных, 10 шрапнельных и 6 картечных. К ним 50 обычных и 50 усиленных зарядов.
Средняя артиллерия- четыре 120 мм 40 фунтовых пушки Армстронга на станках Альбини, размещенных в бортовых казематах надстройки. Орудия весом 1,32 тонны с длиной ствола 22 калибра использовали снаряды весом 18 кг. Каждое орудие имело боекомплект в 82 снаряда- 12 фугасных, 30 сегментных, 30 шрапнельных и 10 картечных.
Десантные партии вооружались двумя 66 мм 6 фунтовыми пушками, которые могли транспортироваться на шлюпках. Кроме того крейсера несли скорострельную артиллерию-в частности две-четыре четырёхствольные митральезы системы Норденфельдта, обладающие скорострельностью 350 выстрелов в минуту и дальностью 2 000 метров и четыре 10-ствольные 11-мм митральезы Гатлинга.
Встречаются сведения о двух 9-фунтовых пушках Армстронг Уитворт или двух 57 мм орудиях, но скорее всего это уже упомянутые десантные пушки.
Упоминается об установке 1-3 381 мм торпедных аппаратов, их монтировали уже в Китае. Крейсера несли также по две 30-футовые миноноски с шестовыми минами.
Оба корабля вышли на испытания практически одновременно, 14-15 июля 1881 года. Если ранее построенные Ренделом канонерки китайцы получали «с доставкой на дом», с английскими перегонными экипажами, то крейсера решили забрать прямо с завода. 23 декабря 1880 года на французском корабле адмирал бэйянского флота Дин Жучан с группой офицеров убыл в Европу для приемки новых кораблей. 27 февраля 1881 года из Шанхая на пароходе «Хайчэнь» в Англию отплыли и китайские матросы, вместе с новой униформой и флагами Цинского флота. Экипажи были укомплектованы из опытных рыбаков провинции Шаньдун.
Китайское «нашествие» впечатлило британскую публику. 5 мая китайские матросы впервые сошли на берег в Ньюкасле в увольнительную. Дин Жучан и капитаны крейсеров получили приглашение в мэрию на празднование 100-летия изобретателя паровоза Джорджа Стефенсона. Линь Тайцзэн достойно выступил от гостей, продемонстрировав неплохой английский.
2 августа 1881 года крейсера были переданы китайцам, 3 августа были подняты цинские флаги. Были назначены и командиры крейсеров-Линь Тайцзэн для «Чао-юна», Дэн Шичан для «Янвэя». Из-за крайне низкой мореходности новым крейсерам на время перехода были нарощены борта и закрыты орудийные порты. Иначе проблематично было пройти даже Ла-Манш, не говоря уже про Бискайский залив.
Крейсера покинули Ньюкасл 9 августа 1881 года, 11 августа в Плимуте переход возглавил Дин Жучан. Китайские корабли в порту обменялись салютами с британскими кораблями. 17 августа отряд направился в Китай.
При переходе основные проблемы доставил «Янвэй», китайским офицерам не хватало опыта. Около Александрии неожиданно оказалось, что кончился уголь, пришлось ждать пароход с углем. Затем при проходе Суэцким каналом местный лоцман навел крейсер на скалы и тот остался без одного из винтов. После ремонта, уже в Индийском океане, сломалась паровая машина, загорелась котельная. Команде удалось самостоятельно отремонтировать корабль. Но на подходе к Гонконгу лоцман снова садит крейсер на мель.
15 октября корабли прибыли в Гонконг, посетили Кантон и Шанхай, а 18 ноября встали на якорь в Дагу и вошли в состав Северного (Бэйянского) флота. Встречал флотилию сам Ли Хунчжан. Он незамедлительно «обкатал» новинку, «Чао-юн», в инспекции в Вэйхайвэй и Люйшунь.
С приходом новых кораблей Бэйянский флот значительно увеличил свою мощь. Вплоть до прихода двух броненосцев немецкой постройки эти два крейсера вместе с ренделовскими канонерками составляли основную ударную силу Бэйянского флота. Кроме этого Ли Хунчжан активно использовал наиболее сильные корабли флота для дипломатии. В 1882 году крейсера высадили в корейском порту Инчхон китайские войска, китайский десант подавил в Сеуле восстание против японцев, лишив их повода для вмешательства в корейские дела.
В 1884 году обострились отношения империи Цинь с Францией. Французы в 1883-1884 годах захватили Тонкин (Северный Вьетнам), который китайцы считали своими вассальными владениями. Вьетнамские партизаны и китайские ополченцы вместе с китайскими регулярными войсками южных провинций с переменным успехом воевали с французской армией.
Ли Хунчжан, трезво оценивая соотношение сил, пытался погасить конфликт уступками. В мае 1884 года в Тяньцзине было подписано соглашение об отводе китайских войск из Вьетнама. Однако децентрализация и фактический распад империи Цин привели к тому что власти южных провинций решили и далее отстаивать права на Вьетнам.
В качестве поддержки от центральной власти Ли Хунчжан прислал в Шанхай эскадру от Бэйянского флота ( в том числе новые крейсера). 23 июня 1884 года они присутствовали на переговорах между вице-королем Ли Хун-Чангом и французским контр-адмиралом Леспэ ( Lespés). После переговоров французы устроили для своих китайских коллег впечатляющую демонстрацию своих огневых возможностей с показательными стрельбами.
После переговоров бэйянские корабли ушли на север, под предлогом проблем с японцами в Корее. Хитроумный Ли совершенно не желал терять свои лучшие корабли в безнадежной войне. Зато присутствие двух мощных крейсеров в Чемульпо помогло Ли Хунчжану добиться соглашения с Японией.
В результате вся тяжесть начавшейся франко-китайской войны 1884-1885 годов легла на южные китайские флоты-Фуцзяньский и частично Наньянский. Естественно, они были наголову разгромлены французским флотом.
В 1886 году оба крейсера участвовали в визите китайской эскадры Дин Жучана в Японию и во Владивосток, а в 1887 году под давлением бэйянского флота англичане были вынуждены покинуть порт Гамильтон — захваченную базу в Корее. В 1891 году «Чао-юн» и «Ян-вэй» участвовали в совместных манёврах Бэйянского и Наньянского флотов.
Так как Бэйянский флот в это время активно пополнялся современными броненосцами, броненосными и бронепалубными крейсерами, «Чао-юн» и «Ян-вэй» потеряли статус самых сильных кораблей эскадры. Износ и плохое обслуживание ухудшили скоростные характеристики до 10 узлов, а модернизация ограничилась установкой нескольких новых малокалиберных скорострельных орудий.
Оба крейсера, как и основные силы Бэйянского флота, приняли участие в японо-китайской войне 1894-1895 годов и главной морской битве войны-сражении на реке Ялу 17 сентября 1894 года.
Китайский флот, сопровождавший транспорты с десантом в Корею, встретился с японской эскадрой в устье реки Ялу.
Японцы шли в кильватерном строю, с Летучим отрядом из быстроходных эльсвикцев во главе. Китайцы же вышли в атаку фронтальным строем.
В центре китайской линии шли два броненосца. Крейсера 3-го ранга «Чао-юн» и «Ян-вэй» были размещены Дин Жучаном на крайнем правом фланге. В 12-50 китайский броненосец «Динъюань» открыл огонь по японцам.
Японцы, используя Летучий отряд, поставили палочку над Т, охватив китайцев с правого фланга. Отставшие от строя из-за проблем с машинами «Чао-юн» и «Ян-вэй» оказались под огнем фугасными снарядами из скорострельных 152- и 120 мм орудий Летучего отряда с дистанции в 1500 метров. Отвечать китайцы могли только носовыми орудиями. Китайцы считают, что добились попаданий по всем противникам, а на корме «Иосино» возник пожар. Но в 13-20 загорелся «Чао-юн», а за ним и «Ян-вэй». От огня скорострельных орудий вспыхнула деревянная отделка крейсеров, покрытые многими слоями лака детали, мебель и перегородки. Горящие корабли вышли из боя и направились к берегу.
Вспыхнувшие через несколько минут боя крейсера деморализовали китайскую эскадру, обеспечив победу японцам.
«Чао-юн» накренился на правый борт и затонул на мелководье. В густом дыму от стрельбы и пожаров «Ян-вэй» был протаранен крейсером «Цзиюань», торопившимся сбежать с поля боя, и затонул.
В бою погибли командиры обоих кораблей. Часть экипажа «Чао-юн» удалось спасти миноносцам.
Японцы с броненосного крейсера «Чиода» , осмотрев на следующий день брошенный и полузатопленный «Чао-юн», решили, что восстановление корабля невозможно. После этого корпус крейсера подорвали шестовой миной.
Концепция ренделовских кораблей — дешевизна и огневая мощь. От канонерских лодок для периферийных стран компания вскоре перешла к созданию крейсеров. Идея самая простая- крейсер получался из двух канонерок. Дешево и очень сердито. По задумке Армстронга подобные крейсера представляли собой недорогую альтернативу тяжелым и сложным броненосцам:
«В настоящее время ни единый корабль британского флота не способен сразиться с ними один на один, не мог бы настигнуть их или уйти от них, если бы благоразумие продиктовало необходимость отхода.»
По «бумажным» характеристикам это была сенсация. Высокая скорость, мощные пушки и небольшой, малозаметный силуэт. Бульварная и профильная пресса были впечатлены демонстрацией двух новейших китайских крейсеров на рейде Портсмута.
Но британский флот скептически оценил перспективы ренделовских крейсеров и желания разместить заказ не высказал. Консервативные лорды оказались правы. Эффект «китайцев» потускнел уже через несколько лет- с одной стороны Армстронг начал строить первые «эльсвики» совершенно другого уровня, с другой классические броненосцы подросли и по скорости и по защищенности.
Крайне низкая мореходность ренделовских шедевров никуда не делась, а вот машины после износа и азиатского сервиса уже рекордов не ставили. Продолжающаяся же революция в артиллерии сделала небронированные корабли легкой добычей новых скорострельных орудий, которые и прервали карьеру первых европейских крейсеров Ли Хунчжана в сражении при Ялу.
Основной же заслугой ренделовских крейсеров стало то, что они стали предшественниками эльсвиков, задавших совершенно новый уровень для крейсеров.