Перспективы развития кораблей на воздушной подушке скегового типа
(Предыдущий материал по теме: Малые ракетные корабли проекта 1239 «Сивуч». Россия)
Эксплуатация скеговых кораблей по сравнению с экранопланами несравнимо проще, дешевле и надежнее
Опубликовано журналом «Национальная Оборона», декабрь 2012
Александр ШЛЯХТЕНКО, Владимир ГАВРИЛОВ
Развитие кораблей на воздушной подушке скегового типа (скеговых КВП) – высокоскоростных и мореходных – весьма перспективно. Основной конструктивной особенностью этой гидродинамической схемы является сочетание воздушной подушки, отделяющей корпус корабля от водной поверхности, и сохранение контакта с водной поверхностью за счет бортовых скегов. Они имеют очень малое сопротивление движению корабля, но существенно снижают потерю воздуха из зоны воздушной подушки, частично разгружают ее, повышают устойчивость на курсе и управляемость корабля.
В СССР над созданием скеговых судов работали несколько проектных организаций, были построены несколько крупномасштабных самоходных моделей и пассажирских судов. В ЦМКБ «Алмаз» создан боевой скеговый КВП – малый ракетный корабль (МРК) «Бора».
Разработка технического проекта началась в 1976 г. с широкого круга поисковых работ. В кратчайшие сроки предстояло решить ряд сложнейших технических проблем, выполнить комплекс испытаний буксируемых и самоходных моделей. Испытания 50-тонной самоходной модели «Икар-2» подтвердили удивительно высокие мореходные качества скеговых КВП.
В результате всестороннего анализа достоинств и недостатков различных вариантов двигательно-движительного комплекса выбрали дизель-газотурбинную главную энергетическую установку: экономический ход под дизелями, полный ход – при совместной работе газовых турбин и дизелей. Для движения на высоких скоростях применили поворотные опускные колонки с гребными винтами, приводимыми во вращение газовыми турбинами.
Совокупность нестандартных технических решений, принятых в техническом проекте, позволила создать уникальный МРК, не имеющий аналогов в мировом кораблестроении. Общая компоновка и размеры бортовых скегов обеспечивают ему движение на плаву с клиренсом, позволяющим безопасно идти на волнении до 5 баллов. При включении нагнетателей воздушная подушка дает возможность развивать ход более 50 узлов. Кроме того, возможны промежуточные режимы хода с уменьшенной подачей воздуха в зону воздушной подушки. Это называется «многорежимность движения» – свойство, не реализованное ни на одном другом корабле в мире.
Сегодня уровень технологий кораблестроения и комплектующего оборудования в нашей стране позволяет развивать достигнутый успех в создании боевых скеговых КВП для российского флота. Сохраняя принципиальные технические решения, «обкатанные» на МРК «Бора» (обводы корпуса, принцип подачи и распределения воздуха в зону ВП, схема уборки гибких ограждений, дизель-газотурбинная ГЭУ), возможно создание модификации проекта с повышенными тактическими свойствами и расширенным диапазоном применения.
Общий вид возможной модификации скегового корабля на воздушной подушке
В носу – 100-мм артиллерийская установка А-190 «Универсал».
По бортам размещаются пакеты вертикальных пусковых установок для противокорабельных ракет и ЗУР ближнего действия.
Побортно также располагаются ЗАК АК-630М.
В нижней носовой части надстройки, также побортно – «карманы» для двух двухтрубных аппаратов для стрельбы противолодочными ракетами или торпедами. А это означает, что в составе электронного вооружения корабля предусмотрена ГАС опускаемого типа. Вот это, действительно, полноценный литоральный боевой корабль водоизмещением чуть больше 1000 т и полной скоростью хода в 50 узлов.
Опираясь на опыт эксплуатации МРК «Бора», в ЦМКБ «Алмаз» рассмотрены альтернативные варианты компоновки движительного комплекса и наиболее подробно – применение водометных движителей, что резко упрощает схему обеспечения движения корабля и управление движением на всех режимах. Исключение поворотно-опускных колонок освобождает кормовую часть для размещения взлетно-посадочной площадки и раздвижного ангара, а применение беспилотных летательных аппаратов при решении ударных задач повышает эффективность решения задачи и безопасность для корабля.
Высокая скорость в сочетании с выдающейся управляемостью корабля позволяют ему принимать эффективное участие в операциях по подготовке и огневой поддержке высадки морских десантов с использованием реактивных установок залпового огня.
Конструктивной особенностью корпуса скегового корабля являются два горизонтальных киля на всю длину корпуса, на которые в прибрежной полосе или на мелководье он может вставать как на стационарные опоры. Корабль, двигаясь на воздушной подушке, может преодолевать отмели и приближаться к необорудованному берегу до глубины 1 м, где, сев на свои кили, может осуществлять погрузочно-разгрузочные, спасательные или специальные операции.
Таким образом, на основе высокоскоростной и мореходной универсальной «платформы» могут быть созданы ударные ракетные корабли, корабли огневой поддержки десанта, спасательные корабли быстрого реагирования, десантно-высадочные корабли, специальные и малые корабли разного назначения.
Научно-технический задел ОАО «ЦМКБ «Алмаз» дает основание для более широкого подхода к созданию скеговых КВП. Проектные проработки высокоскоростных кораблей скегового типа, выполненные по результатам испытаний самоходной модели «Стрепет», подтвердили возможность создания кораблей водоизмещением около тысячи тонн со скоростями более 100 узлов. Скоростные качества и боевые возможности таких кораблей становятся соизмеримыми с характеристиками экранопланов, атаки которых не обнаруживаются со спутников и имеют предельно высокую вероятность выполнения поставленной задачи. При этом следует учесть, что эксплуатация скеговых кораблей по сравнению с экранопланами несравнимо проще, дешевле и надежнее.
Александр Васильевич ШЛЯХТЕНКО – генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «ЦМКБ «Алмаз»
Владимир Григорьевич ГАВРИЛОВ – ведущий конструктор по перспективному проектированию almaz-kb.ru
oborona.ru/includes/periodics/navy/2012/1023/16529350/print.shtml
oborona.ru/includes/periodics/navy/2013/0122/14229991/print.shtml
Статья «Состояние и перспективы развития кораблей на воздушной подушке скегового типа» опубликована в журнале «Судостроение» №4–2012
almaz-kb.ru/docs/doc_18.pdf
…Испытания «Икара 2» (СМ 02) показали, что для скеговых катеров необходима порционная подача воздуха в ВП по мере набора скорости движения. Кроме того, подобный подход к режиму разго на скегового корабля снижает горб сопротивления и облегчает разгон. Этот факт был подтвержден всеми дальнейшими испытаниями большой самоходной модели «Икар 2», показавшими удивительно высокие мореходные качества скеговых КВП. Имея водоизмещение менее 50 т, «Икар 2» ходил на волнении до 3 баллов включительно с минимальной потерей хода.
Показателен такой факт. На один из выходов в море для ознакомления с моделью и ее ходовыми свойствами пригласили ко мандира береговой базы пограничных катеров В.И. Сычева и нескольких командиров пограничных катеров пр. 205П. Погода была свежей, и волнение в открытых районах составляло 3 балла. Когда катер прибыл в район испытаний и по желанию гостей был дан ход около 30 уз против волны, опытные командиры больших катеров стали слегка приседать при встрече с каждой волной. Руководитель испытаний спросил, зачем они это делают, и получил дружный ответ: такой маленький катер на таком ходу и волнении должен получать сильные удары в корпус, в ожидании которых моряки и подгибали слегка ноги. Они были приятно удивлены мягкости хода против волны и попросили пройти под разными углами к фронту волн. Результат был тот же. По возвращении в базу все гости дружно отметили, что катера пр. 205П в этих условиях идут более жестко по сравнению с «Икаром 2», хотя они тяжелее более чем впятеро.
Для российского флота корабли пр. 1239 являются лидерами учений и его гордостью. Их способность нести мощное вооружение со скоростью более 50 уз и использовать его на волнении до 6 баллов включительно является непревзойденной для малых кораблей — нанесение ударов в таких условиях может привести в ужас любого противника.
…Принципиальное размещение устройства уборки гибких ограждений, которые позволяют обеспечить многорежимность движения корабля и ремонтопригодность, можно сохранить по типу РКВП «Сивуч». Схема компоновки нагнетательной установки и принципы компоновки ГЭУ также должны быть сохранены по прототипу, однако схему движительного комплекса следует изменить принципиально.
На РКВП «Сивуч» движение экономическим и малыми ходами обеспечивается гребными винтами, приводимыми в движение дизельными двигателями через двухскоростной редуктор. В этом случае корабль движится в режиме катамарана с убранным гибким ограждением или малым ходом на ВП с небольшой подачей воздуха. Движение корабля на высоких скоростях осуществляется с помощью гребных винтов на поворотных угловых колонках, при водящихся в движение газовыми турбинами. При этом гребные винты малого хода переводятся с помощью двухскоростного редуктора в режим повышенных оборотов. Такая схема ГЭУ подтвердила на практике свою эффективность, однако оказалась весьма громоздкой и сложной в управлении, особенно при смене режимов движения.
Опираясь на опыт эксплуатации РКВП «Сивуч», в ЦМКБ «Алмаз» рассмотрены альтернативные варианты компоновки движительного комплекса и наиболее подробно — применение на новом корабле водометных движителей. … Использование водометов значительно упрощает схему движения корабля и принципы управления во всем диапазоне режимов.
Угловые поворотные колонки при движении на экономических ходах поднимались из воды, загромождая кормовую часть корабля и создавая определенные компоновочные и эксплуатационные сложности. Отказ от громоздких колонок и переход на водометные движители позволяет не только освободить кормовую часть верхней палубы, но и применить на новом корабле легкие возвращаемые летательные аппараты (типа вертолетных дистанционно пилотируемых летательных аппаратов). Для этого в корме можно разместить взлетно посадочную площадку и легкий раздвижной ангар.
Отсутствие поддержки развития завоеванного мирового приоритета в области создания малых высокоскоростных кораблей может пагубно сказаться на обороноспособности страны. Наш Военно Морской Флот может потерять еще одну свою лидирующую позицию.
Патрульный катер типа «Skrunda», Латвия — Германия. ISO-контейнерное вооружение. Способны выполнять 100% своих обязанностей при волнах в 3,5 метра.
Ракетный катер класса Скьёльд. Норвегия. Характеризуется своей скоростью, малым свечением на радарах. Катамаран на воздушной подушке.