Улучшенный «Джавелин». Совершенствование британских истребителей в 1950-1956 годы. Часть 6. Проект истребителя Gloster P.370 – P.372

15

Все части циклаУлучшенный «Джавелин». Совершенствование британских истребителей в 1950-1956 годы. Часть 6. Проект истребителя Gloster P.370 – P.372

Проект истребителя Gloster P.370 – P.372

Проекты P.370/P.371/P.372 относятся к одному и тому же самолету, но оснащенному различными вариантами вооружения (авторские примечание: в компании Gloster номера с литерой «P» представляли собой номера чертежей, а не проекты и часто показывают разные грани одного и того же проекта; например, на P.373 показаны топливные баки, а на P.374 – подмоторные рамы. Однако для удобства эти номера используются для идентификации проекта). Вооружение P.370 состояло из четырех пушек Aden, размещенных в консолях крыла, в то время как у вооруженных ракетами версий имелись подкрыльевые пилоны; P.371 должен был нести две ракеты Red Dean, а P.372 – четыре ракеты Blue Jay. По соображениям обеспечения приемлемой центровки, размещения управляемого вооружения и радиолокационной станции AI.18 в переднюю часть фюзеляжа была введена вставка длиной 57 дюймов (145 см).

В качестве силовой установки были предложены более мощные варианты двигателя Olympus: OI.6 с тягой 16000 фунтов (71,1 кН), OI.7 с тягой 17160 фунтов (76,3 кН) и OI.7SR (упрощенная система форсажа) с тягой 20550 фунтов (913 кН) с возможной установкой в будущем двигателей с максимальным форсажем. Для каждого типа двигателей были сделаны расчеты летных характеристик, но только с двигателями OI.7SR самолет в горизонтальном полете впервые разгонялся до скорости свыше М = 1,0. С вооружением (только пушки Aden) общий вес составлял 58200 фунтов (26400 кг); максимальная скорость должна была быть: на уровне моря – 742 миль в час (1194 км/ч; М = 0,975), на высоте 40000 футов (12192 м) – 705 миль в час (1134 м/ч; М = 1,07); скороподъемность на уровне моря должна была быть 22600 футов в минуту (6888 м/мин); время набора высоты 45000 футов (13716 м) – 4,18 мин; практический потолок 67000 футов (20422 м). С двумя ракетами Red Dean и двумя пушками Aden эти данные были немного хуже.

В начале октября 1954 года главный конструктор компании Gloster Ричард Уолкер (Richard Walker) написал начальнику управления технического развития (авиация) (Director General of Technical Development [Air] – DGTD[A]) Дж. У. Х. Гарднеру (G. W. H. Gardner). В своем письме Уолкер выражал обеспокоенность тем, что боевая масса возросла до 43400 фунтов (19686 кг) и что ожидалось её дальнейшее увеличение. Уолкер сомневался, что мощности ранее согласованных двигателей будет достаточно. Оснащенный двигателями Olympus 6 истребитель P.370 на высоте 45000 футов (13716 м) и скорости М = 0,9 мог выполнять вираж в горизонтальном полете с перегрузкой 2g; с двигателями Olympus 7 самолет, вооруженный ракетами Red Dean и Blue Jay, выполнял вираж на высоте 51000 футов (15549 м). Опыт полетов истребителя Javelin подтвердил, что самолет обладал эффективными поверхностями управления и на скорости М = 1,06 хорошо управлялся. Ожидалось, что Thin Wing F.153 будет хорошо управляться в пикировании на скоростях до М = 1,3. 18 октября 1955 года макет истребителя был изучен в Брокворте (Brockworth). Прототип и два первых предсерийных самолета должны были быть оснащены двигателями Ol.6, а остальные предсерийные машины должны были получить двигатели Ol.7 с сужающимися-расширяющимися соплами. XG336, постройка которого велась в опытном цехе, должен был быть готов к полету в июле 1957 года, а последний предсерийный XJ887 – в июне 1959 года.

модель проекта Gloster P.371 Thin Wing Javelin (сентябрь 1954 года) для испытаний в аэродинамической трубе; P.371 должен был оснащаться двигателями Olympus Ol.6/Ol.7 и иметь вооружение из двух ракет Red Dean (из коллекции Рея Уильямса)

модель проекта Gloster P.371 Thin Wing Javelin (сентябрь 1954 года) для испытаний в аэродинамической трубе; P.371 должен был оснащаться двигателями Olympus Ol.6/Ol.7 и иметь вооружение из двух ракет Red Dean (из коллекции Рея Уильямса)

В конце лета 1955 года штаб Королевских ВВС испытывал американский истребитель McDonnell F-101 Vodoo. Эта многоцелевая американская машина имела общий вес сопоставимый с весом создаваемого по спецификации F.153 самолета, но при этом на высоте 35000 футов (10688 м) развивал скорость М = 1,6, тогда как «джавелин» едва-едва выскакивал на сверхзвук. Одной из причин этого был тот факт, что у крыла F.153 площадь была в три раза больше, чем «вуду» и, следовательно, его максимальная рабочая высота полета была больше. Дальнейшие испытания показали, что «джавелин» с тонким крылом может быть значительно улучшен путем установки системы более совершенной дожигания топлива, способной развивать гораздо большую тягу. Согласно расчетам F.153 с двигателями Olympus 6 развивал в тропопаузе максимальную скорость М = 0,96, имел абсолютный потолок 58000 футов (17504 м); с двигателями OI.7SR максимальная скорость и абсолютный потолок были М = 1,05 и 63000 футов (19202 м); с двигателями OI.7SR с форсажем, доведенным до 2000K, в тропопаузе максимальная скорость достигала М = 1,3, а абсолютный потолок – 66000 футов (20117 м). Предполагалось, что форсаж можно поддерживать и во время выполнения посадки, и самолет не потеряет балансировку. Для сравнения абсолютный потолок американского «вуду» был равен 51000 футов (15545 м), и штаб Королевских ВВС рекомендовал руководству компании Gloster продолжить свои работы.

12 декабря 1955 года во время своего визита в Вашингтон министру снабжения Великобритании Реджинальда Модлинга (Reginald Maudling) были показаны секретные документы об истребителе Avro Canada CF-105 Arrow, оценкой которого в тот момент занимались эксперты ВВС США. Реджинальд Модлинг был сильно впечатлен характеристиками самолета и направился в министерство, чтобы сообщить об этом. В новом году группа экспертов быстро отбыла в Канаду, чтобы оценить проект для возможного использования в составе Королевских ВВС. Группа экспертов составила подробный отчет, в котором было проведено тщательное сравнение с истребителем Javelin с тонким крылом (Thin Wing Javelin).

Было очевидно, что в 1959 году серийные «джавелины» из-за ограничений по скорости и высоте и отсутствия ракет с возможностью перехвата на встречно-пересекающихся курсах будет едва способны противодействовать усовершенствованным вариантам русских бомбардировщиков Мясищева и Туполева – М-4 и Ту-16 соответственно. Если F.153 не будет принят на вооружение вместе с ракетами Red Dean, то во всепогодной противовоздушной обороне Соединенного королевства появится разрыв, который можно будет закрыть лишь в 1963 году принятием на вооружение перехватчика, разрабатываемого по спецификации F.155. Истребитель-перехватчик English Electric P.1 не мог заменить «джавелин», так как не был всепогодным и оснащался ракетами, которые могли стрелять только вдогон. Однако если бы Thin Wing Javelin был бы принят на вооружение в 1960-61 годах, то к этому времени он был бы устаревшим против высотных целей и, по сути, был совершенно бесполезным против двухмаховых бомбардировщиков.

Расчеты и оценки показали, что CF-105 с ракетами Hughes Falcon могут быть приняты на вооружение Королевских ВВС до появления Thin Wing Javelin с ракетами Red Dean и компьютером для расчета атаки на встречных курсах. Кроме того, в августе руководство компании Avro заявило, что готово представить проект истребителя, способного на высоте 50000 футов (15240 м) развивать скорость М = 1,9, набирать высоту 50000 футов (15240 м) за 4,1 минуты и иметь практический потолок свыше 62000 футов (18897 м). Анализ перешел к оценке возможности внедрения системы вооружения Королевских ВВС Канады в систему управления силами и средствами ПВО Великобритании. Британский CF-105 должен был оснащаться английскими двигателями: Bristol Olympus, Rolls Conway или de Havilland Gyron.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Gloster P.371

Назначение: истребитель-перехватчик

Статус: проект

Экипаж: 2 чел.

Силовая установка:

два ТРД Olympus OI.7SR с тягой на форсаже по 20550 фунтов (91,3 кН)

Размеры:

размах крыла 60,7 футов (18,5 м)
длина 62,0 футов (18,9 м)
площадь крыла 1235 кв. футов (114,9 м²)
относительная толщина крыла 11% у корневых частей и 5% у законцовок

Масса:

взлетная 40300 фунтов (18280 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 737 миль в час (1186 км/ч; М = 0,97)
максимальная скорость на высоте 40000 футов (12,2 км) 667 миль в час (1073 км/ч; М = 1,01)

Вооружение:

две 30-мм пушки Aden и две ракеты Red Dean

источник: Anthony Leonard Butller «British Secret Projects — Jet Fighters since 1950», pages 53-54

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-british-secret-projects-jet-fighters-since-1950-05-06

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account