Перспективные шлюпы Royal Navy: концепция «Black Swan»
Попалась мне недавно интересная статья о проработке концепции перспективных британских боевых кораблей, в какой-то степени перекликающейся с концепцией американских "литоральников", но при этом изрядно от неё отличающейся. Выкладываю её ниже, снабдив дополнительными иллюстрациями, комментариями и некоторыми доп. материалами о системах вооружения Сразу, что характерно, вспомнились материалы коллеги Вальдемаара-08 — не скажу за 100% совпадение, но некоторые общие мометы имеют место быть. Итак:
«Черный лебедь» Королевского флота.
В последнее время Королевскому флоту Великобритании уделяется сравнительно небольшое внимание на фоне процессов развития флотов США, Китая, Индии и России, которая пытается восстановить свой флот после двадцати лет забвения. Вместе с тем, несмотря на все проблемы, Великобритания остаётся одной из ведущих морских держав. В связи с этим, представления относительно развития и использования морской мощи в Великобритании вызывают существенный интерес при изучении тенденций развития современных ВМС.
В мае 2012 г. Министерство обороны Великобритании опубликовало Объединённую концептуальную записку 1/12 «Перспективный шлюп типа «Black Swan»: групповая система»[1] . Данный документ является концептуальным обоснованием нового класса корабля для Королевского флота, который должен стать центральным звеном для целой группы пилотируемых и беспилотных систем. Документ предназначен для инициирования дискуссии относительно строительства и применения малых боевых кораблей и не является свидетельством того, что Великобритания не самом деле планирует строительство именно таких кораблей в будущем.
Термин «шлюп» (sloop-of-war) выбран не случайно. Во-первых, название концепции является отсылкой к достаточно удачным и успешным шлюпам Королевского флота времён Второй мировой войны типа «Black Swan» и «Modified Black Swan», которые несли эскортную службу и осуществляли проводку конвоев, а также обеспечивали противоминную, противолодочную и противовоздушную оборону[2] . Во-вторых, термин «шлюп», подобно американским «боевым кораблям прибрежной зоны» (БКПЗ), позволяет дистанцироваться от термина «корвет» и выделить некоторые особенности, которые определяют различие между концептом британского шлюпа и современными корветами.
Предназначение
Авторы концепции «Black Swan», отмечают, что к середине 2030-х гг. стратегическая обстановка в Мировом океане будет определяться возрастающей конкуренцией между государствами за освоение минеральных и биологических ресурсов, а также использование морских линий коммуникаций. Существующие тенденции концентрации населения и экономических процессов в прибрежных водах продолжатся. Уже к 2020 г. более 80% населения Земли будет жить в 100 милях от морского побережья, а большая часть экономической деятельности в Мировом океане будет сосредоточена в 300-мильной зоне от побережья.
В долгосрочной перспективе не предвидится возникновения угрозы военного вторжения для самой Великобритании. Вместе с тем, такая угроза существует для её 14 заморских территорий, совокупная площадь исключительной экономической зоны которых составляет 2.6 миллиона квадратных миль. Кроме того, авторы концепции «Чёрного лебедя» отмечают сохранение приверженности внешней политики Великобритании идеям прав человека, правосудия и поддержания международной безопасности, а также указывают на неразрывную связь между национальной безопасностью Великобритании и международной безопасностью.
Схема применения перспективного шлюпа.
В этих условиях ключевой функцией Королевского флота останется обеспечение господства на море и защита морских линий коммуникаций в прибрежных районах и в открытом море в тесном взаимодействии с США, НАТО и другими партнёрами. Угроза столкновения с противником, обладающим сопоставимым флотом становится всё ниже. На первый план выходит противодействие ассиметричным системам войны на море: крылатым и баллистическим ПКР берегового базирования, минам, современным неатомным подводным лодкам и т.д.
Авторы концепции «Black Swan» указывают на тенденцию удорожания современных крупных боевых кораблей, которая является одной из ключевых причин сокращения количества кораблей, которых Великобритания может себе позволить содержать в составе флота. Современные крупные корабли слишком малочисленны, слишком дорогостоящи и ценны, а их использование в прибрежных районах в боевых условиях представляется слишком рискованным. Сосредоточение возможностей в одном корабле достигло своего предела и не способствует увеличению «качества» военно-морской техники. Для того, чтобы Королевский флот мог выполнять возложенные на него задачи в мирное и военное время, необходимо кардинально изменить подходы к военно-морскому строительству. Флот нуждается в многочисленных, недорогих, но обладающих широкими возможностями кораблях. Похожая ситуация уже была в начале XX века, когда встал вопрос поиска баланса между строительством всё меньшего количества всё более дорогих линейных кораблей с одной стороны и большего количества дешёвых и необходимых флоту эскортных кораблей и подводных лодок.
Облик
В основе концепции «Black Swan» лежит идея создания корабля-носителя многочисленных внешних пилотируемых и беспилотных систем. Именно использование беспилотных аппаратов (БПА), в том числе надводных, подводных и летательных (БПЛА), по мнению авторов концепции, может стать ключом к созданию сбалансированного флота, благодаря приспособлению БПА к конкретным угрозам, финансовым ограничениям и боевым задачам.
Сам по себе шлюп должен быть сравнительно простым, построенным по гражданским стандартам живучести кораблём стоимостью около $100 млн и с водоизмещением в пределах 2000-4000 тонн. Максимальная скорость корабля должна составлять 18-24 узла, при этом скоростью можно пожертвовать ради сокращения стоимости корабля. Корабль должен обладать высокой степенью автономности. Шлюп должен нести запасы провизии на 90 дней, топлива 30 дней, и не зависеть от наличия развитой портовой инфраструктуры.
Корабль должен быть способен действовать как в прибрежных районах, так и в открытом море, как в экваториальной зоне, так и на границе плавучих льдов. Для управления самим шлюпом должно быть достаточно 8 человек, а с учётом внешних систем экипаж корабля должен составлять около 60 человек. Корабль должен иметь крайне ограниченный набор встроенных радиолокационного, навигационного и иного оборудования. Вооружение ограничивается артиллерийской установкой, пулемётами и иными боевыми системами для самообороны.
Основная часть инвестиций и стоимости шлюпа как законченной боевой системы, должна приходиться не на сам корабль, а на те внешние сменные системы, носителями которых он является. Стоимость четырёх шлюпов и соответствующих внешних систем не должна превышать стоимости одного крупного боевого корабля. Таким образом, учитывая, что стоимость одного эсминца типа Daring превышает $1.5 млрд, то стоимость одного шлюпа с соответствующим набором внешних систем не должна превысить $375 млн в текущих ценах. Особо отмечается, что необходимо обеспечить изменение набора внешних систем в зависимости от поставленных задач без необходимости возвращения шлюпа на базу, что обычно труднореализуемо в случае с кораблями, построенными по модульной схеме.
Шлюп должен быть оснащён ангаром, способным вместить один средний БПЛА/вертолёт и один малый БПЛА вертолётного типа, а также посадочной площадкой, способной принять тяжёлый вертолёт сопоставимый с американским CH-47 Chinook.
Норвежский патрульный корабль типа "Barentshav" — прототип перспективного шлюпа.
Концептуальный облик шлюпа типа «Black Swan» построен на основе однокорпусного норвежского патрульного корабля открытого моря типа «Barentshav» с большой посадочной площадкой и ангаром, и небольшой сдвинутой к носу надстройкой. Основные характеристики данного проекта приведены в таблице ниже, где для сравнения также даются характеристики американских БКПЗ:
Концепция «Black Swan» содержит в себе описание трёх основных конфигураций шлюпа и сопутствующих ему внешних систем:
Версия для борьбы с пиратством и наркотрафиком (общий экипаж — около 40 чел.) — вертолёт AW159 Wildcat, два основных и один запасной БПЛА вертолётного типа, две лодки для досмотровых групп, вооружённые надводные БПА аналогичных сингапурским БПА типа Protector[4] .
Версия для противоминной борьбы (общий экипаж — около 16 чел.) — два основных и один запасной БПЛА вертолётного типа, надводные и подводные противоминные БПА.
Версия для обеспечения господства на море (соединение из 4 кораблей, общий экипаж кораблей соединения — 160 чел.) — вертолёты AW159 Wildcat/ Merlin HM1, до 8 БПЛА вертолётного типа, ракетные комплексы для борьбы с надводными, наземными и воздушными целями, буксируемая ГАС.
Может ли «Black Swan» избежать ошибок БКПЗ?
Таким образом, концептуальный британский шлюп во многом сопоставим с американскими кораблями типа LCS. Шлюп отличается существенно более низкой скоростью, меньшим экипажем, ещё более слабым вооружением, но главное в семь раз более низкой стоимостью. Предлагаемые варианты конфигураций шлюпа сопоставимы со стандартными модулями, которыми должны оснащаться БКПЗ (противоминным, противолодочным и модулем борьбы с быстроходными лодками и катерами).
Изначально БКПЗ, как и концептуальные шлюпы, должны были быть дешёвыми и многочисленными кораблями, которые будут эффективно бороться с иррегулярными угрозами и, дополняя традиционные крупные боевые корабли, обеспечат американскому флоту сбалансированность корабельного состава. Как известно, реализация концепции БКПЗ столкнулась с существенными техническими проблемами, стоимость программы и сроки её реализации существенно возросли.
Если концепция «Black Swan» однажды ляжет в основу создания нового класса кораблей для Королевского флота, то, весьма вероятно, столкнётся со многими из тех проблем, с которыми столкнулись БКПЗ. Более того, в 2020-е — 2030-е гг. Великобритании предстоит реализовать программу строительства фрегатов нового поколения пр. 26 и 27. Учитывая нынешние финансовые трудности, реализация программ разработки и строительства новых фрегатов и шлюпов потребует напряжения всех ресурсов британского ОПК.
Вместе с тем, британская концепция выгодно отличается от американской существенно более низкими требованиями к кораблю в плане скорости, вооружения и радиотехнического оснащения. Если в ближайшее десятилетие БПА будут развиваться столь быстро, как предсказывают многие эксперты, то концепция «Black Swan» могла бы быть достаточно успешно реализована с технической точки зрения. В этом случае Королевский флот сможет решить одну из главных своих проблем — сокращения численности корабельного состава[5] .
Дополнение 1 — также по поводу оного концепта кратко и по существу пишут в блоге bmpd :
Концепция перспективного шлюпа типа Black Swan предлагает строительство корабля по коммерческой технологии с полным водоизмещением 3150 тонн, близкого по архитектурным решениям к последним норвежским кораблям береговой охраны. Наибольшая длина перспективного шлюпа составляет 95 метров, ширина 15,5 метров, осадка 4 метра. Электроэнергетическая установка будет включать два дизель-генератора Wartsila 8L201 мощностью по 1,4 мВт и один Wartsila 12V26 мощностью 3,74 мВт, а также два электродвигателя мощностью по 2 мВт, приводящих два гребных винта. Максимальная скорость хода 18 узлов, дальность плавания — 10 тысяч миль при скорости 12 узлов. Корабль будет способен нести 400 тонн целевой нагрузки, 390 тонн топлива, 94 тонны авиационного топлива и 24 тонны пресной воды.
Собственно экипаж-"ядро" корабля в силу высокой автоматизации будет состоять из 8 человек. Кроме того, еще до 32 человек будут входить в состав команд по использованию модулей целевой нагрузки и авиакрыла. На корабле могут размещаться до 20 стандартных 20-футовых контейнеров с целевой нагрузкой (в основном в специальном отсеке площадью 600 кв. метров на 2-й палубе под полетной палубой). В ангаре корабля площадью 370 кв. метров обеспечивается базирование на постоянной основе одного тяжелого вертолета типа AgustaWestland AW101 (впрочем, в качестве основного предлагается легкий AgustaWestland AW159 Wildcat) и двух БЛА вертолетного типа (клaсса Northrop Grumman MQ-8C), еще один такой БЛА будет находиться в резерве в отсеке под полетной палубой (оснащенной специальным подъемником). В случае необходимости количество БЛА может быть значительно увеличено за счет размещения дополнительных в отсеке под полетной палубой. Полетная палуба способна принимать тяжелый вертолет класса Boeing CH-47F. В кормовой части корабля размещаются две полужесткие скоростные моторные лодки, спускаемые и поднимаемые через кормовой слип. Штатное вооружение корабля должно включать баковую 30-мм автоматическую артиллерийскую установку, два автоматических противопехотных гранатомета и два пулемета.
В варианте патрульного корабля новый шлюп типа Black Swan будет иметь экипаж 40 человек, нести один вертолет AW159 Wildcat и три БЛА (в том числе один резервный) и обладать возможностью применять надводные дистанционно управляемые вооруженные катера.
В качестве противоминного корабля планируется размещение экипажа всего из 16 человек и соответствующих контейнеризированных противоминных систем, включая контейнеризированную буксируемую ГАС миноискания. Корабль будет нести три 11-метровых дистанционно управляемых катера для доставки противоминых подводных аппаратов. Вертолет постоянного базирования будет отсутствовать, но будут нестись три БЛА (в том числе один резервный).
В качестве корабля Sea Control шлюп с экипажем из 40 человек будет оснащаться в первую очередь развитым авиационным вооружением, включая вертолет AW101 или AW159 и повышенное количество БЛА, включая 8 аппаратов класса MQ-8C. Общее количество БЛА различных типов и размеров (вплоть до "нано") на борту может достигать 50. Корабль может быть оснащен контейнеризированной противолодочной ГАС с буксируемой антенной, а также контейнеризированными ракетными модулями с размещением зенитных, противокорабельных либо крылатых ракет, а для самообороны корабля — модулями с перспективным оружием "направленной энергии". Корабли в варианте Sea Control предполагается использовать в основном в составе соединений по четыре единицы.
Начало постройки головного корабля нового типа в случае одобрения и развития концепции ожидается не ранее 2017-2018 года. Стоимость строительства одной единицы оптимистически оценивается в 65 млн. фунтов стерлингов в ценах 2010 года (без учета затрат на приобретение контейнеризированных модулей целевой нагрузки.
Дополнение 2 — некоторые перспективные системы, которыми может быть вооружен перспективный шлюп:
Ракетно-артиллерийское вооружение: в качестве основной АУ, которой должен быть вооружен шлюп предполагается 30-мм автомат — судя по всему находящаяся на вооружении кораблей Королевского Флота АУ фирмы Oerlikon.
Нестабилизированная , с оптическим прицелом и ручным наведением, орудие 30мм./72 кал., выбрасывает снаряды массой 0.36 кг. с нначальной скоростью 1080 м/сек., техническая скорострельность 55 выстрелов/мин., баллистическая дальность до 6000 м. В принципе, по аналогии с американской 25-мм корабельной АУ "Бушмастер" Мк-38 мод. 2 может быть переведена на израильскую стабилизированную платформу "Тайфун", что изрядно повысит эффективность установке. Впрочем, на англоязычном форуме, посвященном перспективному шлюпу имеется фотография такой вот ракетно-артиллерийской установки:
Артиллерийская часть — все тот-же 30-мм "эрликон". Относительно ракетного вооружения — судя по всему установлен блок контейнеров под перспективную легкую УР LMM — Lightweight Multirole Missile (разрабатывается с 2008 г.).
На данный момент испытан противокорабельный вариант с лазерной системой наведения и следующими ТТХ: стартовая масса 13 кг., масса БЧ 3 кг., длина 1.3 м., 0.076 м., размах крыльев 0.26 м., скорость полета 1.5М, дальность пуска 6 км. В перспективе предполагается оснащение УР различными ГСН, что может позволить использовать её не только в варианте ПКР, но и в качестве ЗУР.
Авиационное вооружение: вертолеты морского базирования в варианте многоцелевых — в качестве возможных кандидатур на место в ангаре видят либо вертолет тяжелого класса (максимальный взлетный вес ок. 15 т.) Merlin HM1:
либо средний (максимальный взлетный вес ок. 5 т.) AW 159 Wildcat — последняя (на сегодняшний день) версия многоцелевого вертолета Super Lynx — данный вертолет может использоваться и как противолодочный, и как ударный:
На данной картинке хеликоптер вооружен 14 УР LMM.
Беспилотные аппараты:
Наиболее реальной кандидатурой вертолета-дрона на данный момент является аппарат Camcopter S-100 разработки австрийской фирмы Schiebel — единственный на данный момент серийный палубный дрон. Тем более, что УР LMM на нем уже испытаны:
Беспилотный вооруженный катер типа "Протектор" видится в качестве основного надводного беспилотного аппарата:
9-метровый катер, скорость 50 уз., вооружен системой Mini Typhoon, позволяющей устанавливать либо 7.62-мм пулемет, либо 40-мм. автоматический гранатомет.
Кроме этого может быть оснащен разрабатываемыми подводными беспилотными охотниками за ПЛ, противоминными аппаратами, и пр., и др.
Подытоживая все вышесказанное: во главу угла перспективного концепта ставится критерий стоимость/эффективность; основными задачами является контроль акватории, охрана коммерческого судоходства; в составе основных сил флота в основном предполагаются противоминные задачи; в виде корабля соединения обеспечения господства на море — в качестве противника видятся ВМС уровня различных третьестепенных стран третьего мира — мало-мальски вооруженный фрегат УРО, либо самолет с ПКР способен причинить шлюпу неприемлимый ущерб (впрочем, указано, что при необходимости вооружение "Черного Лебедя" может быть серьезно усилено — вплоть до установки вполне серьезных ЗРК и ПКР).
И, кстати, в варианте антипиратского корабля концепт является весьма интересным вариантом для ЧВК — если последние будут создавать морские подразделения (а это вполне вероятно — по крайней мере боевые самолеты на вооружении "частников" уже есть).